Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Проект Трудового кодекса дает больше оснований для увольнения работника

12:28 06.10.2008 |

Право

Действующий кодекс законов о труде (КЗоТ) достался Украине в наследство от строителей коммунизма: принятый в декабре 1971 года и вступивший в силу в июне 1972 - го он не соответствовал даже перестроечным реалиям. За годы независимости в этот свод трудового права были внесены значительные изменения: "переписана" 221 статья из 269, дополнительно внесено 20 статей, извлечено - 35. Первый вариант нового Трудового кодекса (ТК) был подан в Верховную Раду еще в 2001 - м. Спустя год Кабмин под эгидой Международной организации труда (МОТ) начал разработку своего проекта. Но оба документа забраковали профсоюзы. И вот наконец - то третий по счету проект прошел первое чтение. Его поддержали 386 членов украинского парламента (при необходимых 226), "против" не проголосовал никто. Но это не означает, что с принятием "трудовой конституции" все будет гладко...

"В отличие от действующего КЗоТ проект содержит отдельные статьи (ст. 39 - 40), посвященные форме и содержанию трудового договора, - комментирует юрист юрфирмы "Грищенко и партнеры" Тарас Зозуля. - Согласно этой статье, трудовой договор - это отдельный письменный документ, которым будут устанавливаться: место работы; время начала действия договора и время начала работы; трудовая функция, которую будет выполнять работник; оплата труда; режим работы и отдыха; охрана труда". И действительно, сегодня, когда неофициальное трудоустройство процветает, обязательность письменного оформления договора автоматически лишает работодателя права на самовольное перемещение работника и изменение условий его труда.

Как и действующим законодательством, проектом предусмотрено право устанавливать испытательный срок и определена категория работников, для которых такой срок устанавливаться не может (ст. 46 - 49). "К примеру, для работников, которые были приняты на работу по результатам проведенного конкурса, испытательный срок не будет устанавливаться, - уточняет Тарас Зозуля. - Подтверждены гарантии для лиц, которые окончили профессиональные или высшие учебные заведения и впервые трудоустраиваются согласно полученной профессии: для них также не предусмотрен испытательный срок при принятии на работу".

Согласно новому проекту, больше прав появилось как у работников, так и у работодателей. Начнем с приятного: запрещено отказывать женщинам в приеме на работу или снижать зарплату по причинам, связанным с беременностью или наличием у них детей до 3 лет, а одиноким матерям - при наличии ребенка - инвалида или детей до 14 лет. Если подобный прецедент все же произошел, отказ нужно потребовать в письменной форме, чтобы его можно было оспорить в суде. Если увольнение произошло из - за ликвидации предприятия, таким женщинам должны выдавать повышенное выходное пособие в размере трехмесячной средней зарплаты. Нововведением является термин "работники с семейными обязанностями" (книга 4, глава 1), к которым проект кодекса относит не только матерей, но и отцов.

Либеральным можно считать и то, что авторы проекта устанавливают минимальное время для обеденного перерыва - 30 минут (ст. 156), тогда как действующий кодекс определяет только его максимальное время (2 часа). Кроме этого, предполагается выплата вознаграждения работнику за время передвижения от места получения трудовой задачи к месту выполнения трудовых обязанностей (ст. 130), хотя оплата проезда остается на совести работодателя.

Как и в действующем КЗоТ, продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю, при этом предусмотрены случаи сокращения продолжительности рабочего времени. Ст. 139 проекта учитывает возможность установления коллективным договором, а если он не заключался - нормативным актом работодателя, продления ежедневной работы, но не более чем до десяти часов, при соблюдении недельной нормы рабочего времени, определенной законом. "Такую норму вряд ли можно считать взвешенной, - говорит Тарас Зозуля, - поскольку, по сути, речь идет о сверхурочных работах, которые могут осуществляться согласно определенной процедуре и с соответствующей оплатой". Проще говоря, есть риск того, что недобросовестный работодатель, заставив работника пару дней потрудиться сверх нормы, потом благополучно "забудет" о том, что должен отпустить его раньше".

Снижением уровня гарантий трудовых прав работников можно назвать положения проекта, которыми регулируется вопрос предоставления и использования ежегодных трудовых отпусков. В частности, согласно ст. 183 и 184 законопроекта, работодатель наделен правом предоставления досрочных ежегодных трудовых отпусков всем или отдельным категориям работников в случае простоя предприятия, учреждения, организации, а также коллективного предоставления всем работникам (большинству работников) таких отпусков в соответствии с характером деятельности предприятия без учета их интересов. Кроме того, ст. 198 в сравнении с действующим КЗоТ, не учитывает прав одиноких матерей (родителей) или лиц, которые усыновили ребенка, на социальный отпуск продолжительностью 7 календарных дней.

Законодательные условия привлечения к ответственности всегда вызывают особый интерес. Проектом предусмотрено применение к работникам таких дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор и увольнение (ныне действующий КЗоТ Украины предполагает выговор и увольнение). Однако новый кодекс несколько расплывчато формулирует основания для привлечения работников к дисциплинарной ответственности: "нарушение им трудовой дисциплины, т. е. своих обязанностей" (ст. 404). Вряд ли стоит отождествлять трудовую дисциплину с обязанностями работника, тем более не каждое их нарушение можно квалифицировать как проступок. С другой стороны, у работников есть право обратиться в госинспекцию труда с требованием контроля соблюдения трудового законодательства (ст. 400). Если в ходе такой проверки будет выявлено грубое нарушение условий труда (к примеру, невыдача работникам молока или лечебного питания - ст. 278), то предусмотрена возможность расторжения трудового договора с руководителем предприятия.

"Несомненным прогрессом следует считать то, что сформулировано положение о первоочередности выплаты заработной платы за счет средств, которые поступают в кассу или на счет работодателя", - уверен Тарас Зозуля. Также зафиксирована нижняя граница доплаты за работу в ночное время (не ниже 30% тарифной ставки должностного оклада за каждый час в ночное время), хотя это не означает, что работодатель по собственному почину непременно будет платить больше (ст. 230). Проект более четко регламентирует особенности оплаты труда в случае: выполнения работы в сверхурочное время (ст. 232), простоя (ст. 234), во время освоения нового производства (ст. 235). Делается акцент и на том, что работодатель обязан сообщить об изменении оплаты труда не позднее, чем за два месяца до введения таких изменений (ст. 218).

Законопроект значительно расширяет основания, по которым работодатель может уволить работника. Фактически в случае принятия ст. 98 Трудового кодекса в нынешней расплывчатой редакции работодатель получит возможность сократить должность любого работника, обосновав это "нецелесообразностью и условиями организационного характера".

Проектом предусмотрена возможность увольнения работников, которые организовывали акции забастовок, признанные судом незаконными, а также в случае отказа участников забастовки ее прекратить (ст. 104). Эта новелла вообще не вызывает никаких эмоций, кроме искреннего удивления, - каким образом организаторы забастовки могут определить ее "незаконность" с тем, чтобы вовремя прекратить стачку рабочих?

Новшеством является и то, что среди оснований для увольнения предусмотрено совершение аморальных поступков, если работа связана с воспитательными функциями (ст. 104). При этом четкого определения вышеуказанным "поступкам" нет - то есть уровень "безответственности" и "аморальности" работника будет определять сам работодатель.

комментарий

Виктор Никазаков,

адвокат:

- Проект Трудового кодекса Украины, который его авторы предлагают принять взамен устаревшего КЗоТ, выглядит лишь вариацией на тему Трудового кодекса Российской Федерации (2002). При этом наши законодатели почему - то решили выбросить из украинского варианта целую главу под названием "Социальное партнерство", отчего данная версия, конечно же, проиграла. Справедливости ради следует заметить, что Украина в этом году ратифицировала Европейскую социальную хартию, но сделала это с большими оговорками. Верховная Рада отказалась ратифицировать три из девяти обязательных статей Хартии (ст. 12 - право на социальное обеспечение, ст. 13 - право на социальную и медицинскую помощь и ст. 19 - право трудящихся - мигрантов и их семей на защиту и помощь). И это притом, что статьи, содержащие аналогичные положения, имеются в Конституции Украины. Особого внимания требует отказ ВР ратифицировать п. 1 ст. 4 Хартии, где предусматривается "признать право трудящихся на вознаграждение, которое гарантирует им и их семьям достаточный уровень жизни". При таком положении дел трудно было ожидать, что проект нового КЗоТ сможет претендовать на статус трудовой Конституции Украины.

В сравнении с существующим КЗоТ проект отмечен явным "перекосом" в пользу соблюдения интересов работодателей. Целый ряд новелл проекта Трудового кодекса уменьшают объем и содержание норм действующего закона, касающихся соблюдения и гарантий прав наемных работников. Это, прежде всего, - расширение перечня оснований для увольнений работников по инициативе работодателя, упразднение обязательности заключения коллективного договора, сокращение продолжительности ежегодного отпуска, возможность применения 10 - часового рабочего дня, а также предоставление некоторых преференций при заключении и расторжении трудового договора работодателям, связанным с малым и средним бизнесом.

При этом важно отметить, что авторы проекты достаточно честны и прозрачны в своих намерениях - установить в Украине такие стандарты трудового права, которые бы учитывали и интересы работодателя, поскольку в деятельности работодателей усматривается явная общественная польза. С этой точки зрения нельзя признать адекватной риторику одного из активистов БЮТ, нардепа Михаила Волынца, который в комментарии законопроекта "Зеркалу недели" заявил: "Многие работодатели держат народ на цепи. Сейчас они пытаются принять новый КЗоТ, похожий на намордник с поводком для рабочих людей". Господин Волынец намеренно смешивает вопросы законотворчества и вопросы применения законов, на этом фоне он ставит в пример недавний закон "О повышении престижности шахтерского труда", инициатором которого явилась Юлия Тимошенко. На самом деле предоставление сомнительных формальных приоритетов для шахтеров и их семей может расцениваться как дискриминация других категорий работников.

Что касается сужения объема прав работников, то в данном случае следует иметь в виду, что действующий КЗоТ был принят до введения в действие Конституции Украины, ст. 22 которой запрещает сужать объем прав и свобод граждан. Таким образом, при оценке изменений, точкой отсчета должна служить именно Конституция Украины и международные стандарты, признанные Украиной, но никак ни КЗоТ советских времен. В любом случае у всех несогласных с нормами относительно расширения перечня оснований для увольнений работников, сокращения продолжительности ежегодного отпуска, возможности применения 10 - часового рабочего дня, а также предоставления некоторых преференций при заключении и расторжении трудового договора работодателям, связанным с малым и средним бизнесом, будет возможность обратиться в Конституционный суд.

Лично я не вижу безоговорочных юридических оснований считать эти нормы противоречащими ст. 22 Конституции. За исключением одной - увольнение организаторов незаконных забастовок. В данном случае речь идет о наказании за попытку бороться за свои права. При этом организаторы, приступая к забастовке, не могут знать о том, законна их забастовка или нет. Принять решение о незаконности может только суд. Таким образом, увольнение за организацию "незаконной" забастовки становится инструментом политической и экономической расправы. Это недопустимо.

Алина ПОЛИЩУК

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3369
 0,1543
0,37
EUR
1
44,9952
 0,1908
0,42

Курс обміну валют на сьогодні, 11:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1313  0,08 0,19 41,8004  0,11 0,26
EUR 44,8916  0,03 0,06 45,7048  0,13 0,27

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2200  0,11 0,25 41,2500  0,10 0,25
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес