Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"ФАКТЫ": Прожиточный минимум и пенсионная реформа

16:23 07.10.2003 |

Право

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЛАНИРУЕТ ПОВЫСИТЬ МИНИМАЛЬНУЮ ЗАРПЛАТУ ДО 237 ГРИВЕН, А ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ - ДО 356 ГРИВЕН 4 КОПЕЕК

Что и говорить, наша социальная система сейчас переживает сложный период. Она меняется. Достаточно радикально... Парламент и правительство все время что - то обсуждают, принимают, утверждают. В следующем году, помимо традиционных повышений минимальных гарантий, нас ожидает налоговая и пенсионная реформы.

Все эти изменения привели к том, что наши сограждане уже с трудом ориентируются в новых терминах и не всегда понимают, на что имеют право и какие вообще социальные гарантии предоставляет государство. "ФАКТЫ" решили помочь им в этом разобраться и рассказать об основных социальных нормативах и о том, как они будут меняться в следующем году.

ПОКА ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАШИХ СОГРАЖДАН

Самым главным социальным стандартом считается прожиточный минимум. Он появился в нашей стране в 1999 году, но до сих пор нормально не применяется. Конечно же, закон предусматривает, что его нужно использовать при установлении минимальной зарплаты и пенсии, не облагаемого налогом минимума, всех видов социальной помощи и так далее. Но пока, в силу сложной финансовой ситуации в стране, с помощью этого стандарта только определяют... уровень жизни граждан. Человек может сравнить свои доходы с прожиточным минимумом и подсчитать, зарабатывает ли он на минимальную потребительскую корзину. И все. Практического применения этот социальный стандарт в Украине почти не имеет. С нынешнего года его стали использовать для назначения выплат одиноким матерям, а со следующего намерены применять для предоставления социальной налоговой льготы.

Тем не менее прожиточный минимум для четырех основных категорий граждан, в соответствии с требованиями закона, ежегодно подсчитывается правительством и утверждается Верховной Радой. На этой неделе парламент рассмотрел в первом чтении соответствующий законопроект, который предлагает увеличить прожиточный минимум на 2004 год на 14 гривен.

СЕЙЧАС СЕМЬЯ ИЗ ТРЕХ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ, ЕСЛИ ЗАРАБАТЫВАЕТ МЕНЬШЕ 240 ГРИВЕН В МЕСЯЦ

Поскольку денег в стране мало и на полноценное финансирование социальных программ, которые зависят от прожиточного минимума, их не хватает, было решено установить некий переходный норматив и назвать его "уровень обеспечения прожиточного минимума". Этот норматив утверждается ежегодно - законом о бюджете страны - в фиксированной сумме, пока еще никак не "привязанной" к самому прожиточному минимуму. В настоящее время "уровень" составляет 80 гривен на человека в месяц. А проект бюджета - 2004 его повышает до 85 гривен.

Этот норматив используют при назначении различных адресных выплат. Например, в 2001 году появился новый вид социальной помощи - государственная социальная помощь малообеспеченным семьям. Ее назначают тем семьям, чей среднемесячный доход по уважительным или не зависящим от них причинам оказался ниже установленного законом уровня обеспечения прожиточного минимума. То есть менее 80 гривен на каждого члена семьи. Проще говоря, на государственную социальную помощь может претендовать семья из двух человек, которая зарабатывает в общем менее 160 гривен в месяц, из трех человек - менее 240 гривен, из четырех - менее 320 гривен.

При этом в доход семьи включаются зарплата, пенсия, стипендия и все виды социальной помощи (в том числе помощь семьям с детьми) и не засчитывается субсидия за жилищно - коммунальные услуги, а также уплаченные членами семьи алименты.

И еще один важный момент: право на государственную социальную помощь семья имеет только в том случае, если все ее трудоспособные члены работают, учатся на стационарном отделении вуза или училища, состоят на учете в службе занятости (получая или не получая при этом пособие по безработице), ухаживают за детьми и так далее. То есть только в том случае, если их доход оказался ниже установленной черты по веским и не зависящим от них причинам.

ДАЖЕ ИЗ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ ОТЧИСЛЯЮТ НАЛОГИ И СБОРЫ

Еще один важный норматив - минимальная зарплата. В нынешнем году составляет 185 гривен на человека в месяц. С декабря 2003 года ее размер увеличится до 237 гривен, и, скорее всего, такой она останется и на весь следующий год.

Минимальная зарплата - это законодательно установленный размер платы за простую, неквалифицированную работу, ниже которого не может быть оплата выполненной месячной или почасовой нормы труда. В минимальную зарплату не включаются некоторые виды доплат (за работу в сверхурочное время, в тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда, на работах с особенными природными географическими и геологическими условиями и в условиях повышенного риска для здоровья), премии к юбилейным датам, за изобретения и рационализаторские предложения, а также материальная помощь. Все остальные выплаты (с 2000 года, после внесения соответствующих изменений в Закон Украины "Об оплате труда") включаются в минимальную заработную плату.

Таким образом, если должностной оклад работника составляет 90 гривен и он отработал положенную месячную норму, предприятие должно доплатить ему до действующего размера минимальной зарплаты - в настоящее время 185 гривен.

Кстати, даже из минимальной зарплаты отчисляют все предусмотренные законодательством налоги и сборы (подоходный налог, пенсионный сбор и отчисления в социальные страховые фонды). Так что на руки человек получает меньше 185 гривен.

В 2004 ГОДУ НЕ БУДУТ ОБЛАГАТЬ НАЛОГОМ 30 ПРОЦЕНТОВ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ

Еще один важный социальный норматив, который используется при оплате труда, - не облагаемый налогом минимум доходов граждан. В настоящее время он составляет 17 гривен в месяц. То есть из части зарплаты менее 17 гривен подоходный налог не взимается.

Со следующего года (в связи с введением в действие нового Закона "О налоге") не облагаемый налогом минимум несколько изменится: его переименовали в социальную налоговую льготу и приравняли к минимальной зарплате. Правда, вводить льготу до полного размера станут постепенно.

* В 2004 году подоходным налогом не будут облагать 30 процентов минимальной зарплаты (если в следующем году минимальная зарплата составит 237 гривен, то 30 процентов от нее - 71 гривню 10 копеек).

* В 2005 году - 50 процентов минимальной зарплаты на этот год.

* В 2006 году - 80 процентов минимальной зарплаты на этот год.

* В 2007 году социальная льгота должна достигнуть предусмотренного законом размера - 100 процентов минимальной зарплаты.

Самое главное, что применяться социальная налоговая льгота будет только к доходу в виде заработной платы и лишь в том случае, если доход не превышает определенную сумму, а именно: величину прожиточного минимума для трудоспособного лица, умноженную на коэффициент 1,4 и округленную до "ближайших" 10 гривен. Если предположить, что в следующем году прожиточный минимум для трудоспособного населения составит 379 гривен 81 копейку, то социальной льготой смогут воспользоваться люди, чья зарплата окажется ниже 530 гривен (531 гривня 73 копейки, округленные до "ближайших" 10 гривен).

РАЗМЕР ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ ЗАВИСИТ ОТ ТРУДОВОГО СТАЖА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗАРПЛАТЫ НА ПРЕЖНЕМ МЕСТЕ РАБОТЫ

Государство поддерживает и тех, кто временно не работает. В нашей стране каждый трудоспособный незанятый человек имеет право обратиться в Государственную службу занятости, получить статус безработного и рассчитывать на пособие. Это важно в том случае, когда семья претендует на получение субсидии и многих видов адресной социальной помощи. Ведь если в семье кто - то не работает без уважительных причин, права на эти виды помощи она не имеет. Поэтому трудоспособные, но безработные люди становятся на учет в службу занятости, получают соответствующий статус и, как следствие, право на субсидию.

Размер пособия зависит от трудового стажа человека и его зарплаты на прежнем месте работы. Те, у кого нет трудового стажа, или те, кто работал, но получал относительно небольшую зарплату, могут претендовать на минимальное пособие по безработице, которые в нынешнем году увеличили до 80 - 90 гривен в месяц.

В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ПЕРЕСЧИТАЮТ ВСЕ ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ

И теперь о главном - о пенсиях. И здесь существуют нормативы. Начнем с того, что все пенсии по возрасту ограничиваются максимальным размером, который время от времени увеличивают. Последнее повышение было проведено в июле, и теперь максимальная пенсия составляет 150 гривен (для тех, кто работал в особо вредных условиях - профессии и должности, перечисленные в списке N 1: металлурги, химики и так далее - максимальный размер пенсии составляет 200 гривен). Это значит, что если человеку с учетом его стажа и среднего заработка начислили пенсию 350 гривен, то он все равно каждый месяц получает сумму не выше максимальной - 150 или 200 гривен.

Существует у нас еще так зазываемая наименьшая пенсионная выплата (сумма, ниже которой "трудовой" пенсионер, имеющий стаж работы, получать не может) - 91 гривня 80 копеек. Если трудовая пенсия человека окажется ниже этой суммы (так обычно происходит при маленьком трудовом стаже и небольшом среднем заработке), государство будет доплачивать пенсионеру до нужного размера.

Есть еще номинальная "минимальная пенсия" в размере 50 гривен, которая используется только для расчета максимального размера пенсии.

Люди, у которых нет достаточного трудового стажа, могут рассчитывать лишь на социальную пенсию по возрасту - 33 гривни в месяц.

Напомним, что со следующего года наших пенсионеров ожидает перерасчет выплат (в связи с введением в силу Закона "О государственном пенсионном страховании"). После этого размеры трудовых пенсий увеличатся в среднем на 23 - 25 процентов. Но, подчеркиваем, пенсии будут повышены не всем! И не обязательно на 25 процентов. Размеры выплат могут вырасти на 5 или на 10 гривен. Все зависит от того, какую зарплату получали пенсионеры и какой у них трудовой стаж. "ФАКТЫ" намерены подробно рассказать о предстоящем перерасчете после того, как соответствующие ведомства "отшлифуют" порядок его проведения.

Ольга КОЙДО

За матеріалами: Факты и комментари
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5345
 0,1025
0,26
EUR
1
42,3098
 0,0112
0,03

Курс обміну валют на сьогодні, 10:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3729  0,01 0,03 39,9288  0,00 0,00
EUR 42,1825  0,05 0,12 42,9621  0,03 0,07

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5300  0,10 0,26 39,5550  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес