Фінансові новини
- |
- 12.01.25
- |
- 03:40
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Наймаючи на роботу людину, яка розумніша за вас, ви показуєте, що все-таки ви розумніші" Річард Грант |
"Контекст": Медвежья услуга - Парламент "реформировал" налог на добавленную стоимость
17:47 20.06.2003 |
Парламент подкорректировал закон о налоге на добавленную стоимость, дополнив проведенные ранее реформы. Между тем, если принятые ранее изменения к законам о налоге на прибыль предприятий и подоходном налоге можно причислить к реформам, то снижение ставки НДС - с трудом. По мнению экспертов, такое решение явилось классическим образцом паллиатива. Не исключено, что принятый документ ветирует президент.
Снижение налогов превращается для парламентариев в некую традицию. Верховная Рада снизила ставку НДС с 20% до 17%. За принятие закона "О внесении изменений в закон "О налоге на добавленную стоимость" проголосовал 321 депутат. При этом депутаты сохранили льготы по уплате НДС для аграриев, подакцизных товаров в группах 1 - 24 украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД) и для предпринимателей, работающих по упрощенной схеме. Не стали парламентарии вводить НДС и для малого бизнеса. Закон вступает в действие с 1 января 2004 года.
Комментируя нововведения, первый вице - премьер, министр финансов Николай Азаров отметил, что они стали наихудшим вариантом компромисса: Кабмин выступал за отмену льгот по всем упомянутым категориям.
Напомним, НДС бьет рекорды по количеству предоставляемых по его уплате льгот. Хотя бы частичная их отмена должна была компенсировать снижение поступлений в бюджет по этому налогу, вызванное уменьшением ставки. Поэтому использованный Азаровым термин "компромисс" довольно мягок: снижение ставки и отмена льгот эффективны в комплексе. Половинчатая же реформа (в том виде, в котором ее одобрили депутаты) вряд ли принесет положительные результаты. Так что недовольство одного из руководителей правительства объяснимо: парламентарии скорее оказали медвежью услугу Кабмину, оставив его один на один с последствиями такого шага.
Дело в том, что "реформа" НДС, по прогнозам, снизит доходы бюджета примерно на 2 млрд. грн. В отличие от подоходного налога, о легализации доходов здесь речь не идет, полагает эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Дмитрий Сологуб. Налог на добавленную стоимость уплачивается в любом случае (поскольку он "заложен" в цену конечной продукции). Проблема этого налога - в эффективном администрировании и наличии льгот. Улучшение процедуры уплаты НДС в идеале должно ликвидировать возможности для необоснованного возмещения данного налога.
Влияние же отмены льгот на поступления в бюджет очевидно. В частности, многие эксперты считают экономически необоснованным льготное налогообложение аграриев, вообще не уплачивающих НДС. Бюджетные потери от этой льготы независимые эксперты оценивают минимум в 700 млн. грн. Впрочем, в ходе вчерашнего голосования прозвучала даже цифра 1,9 млрд. грн. - что как раз примерно совпадает с прогнозируемым снижением поступлений по НДС ввиду снижения его ставки. Наконец, предполагалась отмена льгот для обществ инвалидов - по мнению многих специалистов, этой льготой зачастую пользуются обычные предприятия, на которых работают вполне здоровые люди. Впрочем, даже не работают: получил распространение льготный импорт товаров с последующей их перепродажей. Цена вопроса оценивается примерно в 50 млн. грн.
Собственно, даже предложенный к рассмотрению закон не предлагал полноценного реформирования НДС. Как пояснил его автор, депутат Сергей Терехин (фракция "Наша Украина"), ввиду нехватки времени комитет по вопросам финансов и банковской деятельности утвердил т.н. "короткий" закон, которые предусматривал только снижение ставки и ликвидацию льгот. Изменение же правил администрирования налога, а также порядка его возмещения экспортерам откладывалось до сентября.
Однако парламентарии не согласились голосовать за все положения даже "короткого" документа. В частности, против отмены льгот выступили все фракции оппозиционной "четверки", а также СДПУ (о). В результате закон проголосовали только путем исключения статей об отмене вышеупомянутых льгот.
Таким образом, "реформа" свелась к тривиальному снижению ставки. Насущной потребности в этом не было, полагает Дмитрий Сологуб. В принципе, в Украине далеко не самая высокая по сравнению с существующей в других государствах ставка НДС. Средний ее размер в Восточной Европе - 21%, в Евросоюзе - 19,4%. Максимальная ставка НДС действует в Венгрии и Дании (25%), минимальная - в Люксембурге (15%) и Германии (16%). Так что размер украинского налога на добавленную стоимость выглядит вполне умеренным, а его снижение можно трактовать как популистский ход депутатов. Не обошлось и без плагиата: на днях российская Госдума приняла в первом чтении закон о снижении НДС с 20 до 18%.
По мнению эксперта компании Gfk - USM Татьяны Ильяшенко, "тройного" снижения налогов бюджет - 2004 не "выдержит". Напомним, кроме НДС, депутаты проголосовали за снижение с 2004 года налога на прибыль предприятий с 30 до 25%, и на доходы физлиц с 10 - 40 до 13%. При этом изменения к закону о налоге на прибыль предприятий уже подписаны президентом. Что касается подоходного налога, то вокруг его принятия была развернута столь массированная PR - кампания, что отмена этого решения Рады маловероятна. В итоге, прогнозирует эксперт, именно снижение НДС (да еще и не сопровожденное отменой льгот по нему) является претендентом N1 на президентское вето.
Дмитрий Горюнов