Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

В ближайшее время ФГИ примет на свой баланс акции двух последних дистрибуционных компаний, после чего в стране начнется большая приватизация энергетики

Ее итогом станет фактический выход государства из этой сферы. При этом простые украинцы довольно быстро ощутят на себе результаты этого процесса. Главными его предвестниками станут участившиеся перебои с энергоснабжением, спровоцированные желанием частных бизнес-групп сократить затраты на содержание своих предприятий.

Еще несколько месяцев назад было известно, что в текущем году Фонд госимущества планирует продать сразу несколько энергетических компаний. До последнего времени в этот список входили два энергогенерирующих предприятия («Днепрэнерго» и «Западэнерго»), а также девять облэнерго («Киев-», «Крым-», «Черновцы-», «Винница-», «Днепр-», «Закарпатье-», «Донецк-», «Тернополь-» и «Черкассыоблэнерго»). Но на днях Кабмин издал постановление №784, из которого следует, что в этом году круг приватизируемых энергокомпаний расширится еще на два объекта - «Николаевоблэнерго» и «Хмельницкоблэнерго». Во исполнение этого решения Фонд госимущества буквально на днях должен принять пакеты акций этих двух предприятий от НАК «ЭКУ». Как только это произойдет, ведомство Александра Рябченко начнет большую приватизацию. Но для НАК «ЭКУ» этот процесс станет началом конца, ведь по его итогам этому государственному объединению фактически будет нечем управлять в энергетической сфере.

По идее, такой расклад должен беспокоить исключительно сотрудников НАК, штат которого существенно «похудеет» после приватизации энергокомпаний. Но в действительности выход государства из энергетического бизнеса коснется практически всех простых украинцев. В первую очередь это ощутят на себе потребители электроэнергии, качество услуг для которых может заметно пошатнуться. Этот прогноз базируется на том, что государство вкладывает деньги в развитие основных фондов собственных энергокомпаний намного охотнее частных бизнес-групп. А раз так - то и уровень надежности энергетической инфраструктуры в государственных и частных компаниях разный. В качестве подтверждения этих слов можно привести объем фактических и планируемых вложений облэнерго в собственные электросети по итогам полугодия т.г. Так, например, государственные энергокомпании («Волынь-», «Закарпатье-», «Запорожье-», «Николаевоблэнерго») в течение первой половины 2011 года выполнили собственные инвестпрограммы почти на 50%. В свою очередь, вложения облэнерго, контролируемых группой СКМ («Донецк-», «Киев-», «Сервис-Инвест») за этот же период времени составили около 30% от плана. Еще хуже обстоят дела у компаний, подконтрольных Константину Григоришину и Игорю Коломойскому: «Полтава», «Сумы» и «Черниговоблэнерго» выполнили собственные программы развития в среднем на 3%.

Одной из причин низкого уровня вложений в электросетьевую инфраструктуру является тот факт, что частные бизнес-группы всегда стремятся оптимизировать расходы подконтрольных им компаний. Регулятор энергорынка, - НКРЭ, - об этом прекрасно осведомлен. Но у этого ведомства фактически нет действенного рычага влияния на лицензиатов. Ведь максимальные финансовые санкции, которые комиссия Сергея Титенко может применить к нарушителю, ограничены законодательством на уровне 85 тыс. грн. Безусловно, у НКРЭ никто не отбирал право введения в ту или иную частную энергокомпанию внешнего управляющего, представляющего интересы государства. Но за 14 лет своего существования регулятор ни разу не воспользовался этим правом. Во-первых, потому что в таком случае ему придется принять на себя всю полноту ответственности за хозяйственную деятельность компании-нарушителя. Во-вторых, решение о введении внешнего управляющего моментально может быть воспринято владельцем облэнерго как рейдерский захват его бизнеса, что в свою очередь наверняка вызовет широкий резонанс.

Выход из этой ситуации мог бы быть найден в случае, если бы параллельно с реализацией программы приватизации энергетики государство взялось за разработку жестких финансовых санкций к предприятиям, грубо нарушающим условия работы на рынке. Одним из наиболее действенных способов могло бы стать изъятие в ручном режиме из прибыли предприятия средств, которые оно расходовало нецелевым образом. Правда, шансы на принятие подобных нововведений минимальны, ведь в них не заинтересована ни одна провластная или оппозиционная бизнес-группа, имеющая свои интересы в энергетике. А это вполне может означать, что после того как государство окончательно распродаст энергетические компании, финансовые вливания в их основные фонды станут еще скромнее.

Выполнение инвестиционных программ энергоснабжающими компаниями в январе-июне 2011г.

Компания

Запланировано на 2011г.; тыс. грн. (с НДС)

% от плана на 2011г.

«Атомсервис»

1464

19%

«Винницаоблэнерго»

74990

36,48%

«Волыньоблэнерго»

35758

46,25%

«Днепроблэнерго»

301670

27,1%

«Донецкоблэнерго»

273886

34,17%

«Донецкая зализница»

29132

26,96%

«Житомироблэнерго»

74708

44,51%

«Закарпатьеоблэнерго»

71359

50,94%

«Запорожоблэнерго»

154004

32,59%

«Киевэнерго»

596652

27,99%

«АЭС Киевоблэнерго»

142099

11,19%

«Кировоградоблэнерго»

82259

52,82%

«Крымэнерго»

191581

33,37%

«ЛЕО»

200716

30,15%

«Львовоблэнерго»

159872

56,07%

«Николаевоблэнерго»

88096

64,21%

«Одессаоблэнерго»

250617

47,93%

«ПЗЗ»

43752

0%

«ПЭС-Энергоуголь»

42784

27,69%

«Полтаваоблэнерго»

160095

2,04%

«Прикарпатьеоблэнерго»

138706

48,44%

«Эй-И-Эс Ровноэнерго»

40209

29,27%

«Севастопольэнерго»

28593

44,92%

«Сервис-Инвест»

231074

32,44%

«Сумыоблэнерго»

86834

1,14%

«Тернопольоблэнерго»

57334

42,74%

«Региональные ЭС»

154108

10,57%

«Харьковоблэнерго»

284442

40,98%

«Херсоноблэнерго»

75101

33,34%

«Хмельницкоблэнерго»

75216

30,89%

«ЦЭК»

31706

40,97%

«Черкассыоблэнерго»

108089

13,25%

«Черновцыоблэнерго»

46866

20,12%

«Черниговоблэнерго»

72187

3,86%

«102 ПЭС»

5468

25,23%

«Затоцкие электрические сети»

116

0%

«Энергия - Новый Раздел»

481

35,34%

«Энергия-Новояворивск»

563

35,8%

«МЭС» г.Кузнецовск

1264

36,89%

«Восточно-Крымская ЭК»

760

19,08%

Итого

4488040

31,58%

Данные: НКРЭ

Фото: «PHL»

Юрий Савченко

 

 

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,6070
 0,0518
0,12
EUR
1
43,7373
 0,0331
0,08

Курс обміну валют на вчора, 11:04
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2535  0,10 0,23 41,9055  0,05 0,12
EUR 43,3886  0,24 0,54 44,1573  0,16 0,36

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5700  0,11 0,26 41,5900  0,10 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес