Фінансові новини
- |
- 16.11.24
- |
- 19:26
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
В ближайшее время ФГИ примет на свой баланс акции двух последних дистрибуционных компаний, после чего в стране начнется большая приватизация энергетики
10:01 01.08.2011 |
Ее итогом станет фактический выход государства из этой сферы. При этом простые украинцы довольно быстро ощутят на себе результаты этого процесса. Главными его предвестниками станут участившиеся перебои с энергоснабжением, спровоцированные желанием частных бизнес-групп сократить затраты на содержание своих предприятий.
Еще несколько месяцев назад было известно, что в текущем году Фонд госимущества планирует продать сразу несколько энергетических компаний. До последнего времени в этот список входили два энергогенерирующих предприятия («Днепрэнерго» и «Западэнерго»), а также девять облэнерго («Киев-», «Крым-», «Черновцы-», «Винница-», «Днепр-», «Закарпатье-», «Донецк-», «Тернополь-» и «Черкассыоблэнерго»). Но на днях Кабмин издал постановление №784, из которого следует, что в этом году круг приватизируемых энергокомпаний расширится еще на два объекта - «Николаевоблэнерго» и «Хмельницкоблэнерго». Во исполнение этого решения Фонд госимущества буквально на днях должен принять пакеты акций этих двух предприятий от НАК «ЭКУ». Как только это произойдет, ведомство Александра Рябченко начнет большую приватизацию. Но для НАК «ЭКУ» этот процесс станет началом конца, ведь по его итогам этому государственному объединению фактически будет нечем управлять в энергетической сфере.
По идее, такой расклад должен беспокоить исключительно сотрудников НАК, штат которого существенно «похудеет» после приватизации энергокомпаний. Но в действительности выход государства из энергетического бизнеса коснется практически всех простых украинцев. В первую очередь это ощутят на себе потребители электроэнергии, качество услуг для которых может заметно пошатнуться. Этот прогноз базируется на том, что государство вкладывает деньги в развитие основных фондов собственных энергокомпаний намного охотнее частных бизнес-групп. А раз так - то и уровень надежности энергетической инфраструктуры в государственных и частных компаниях разный. В качестве подтверждения этих слов можно привести объем фактических и планируемых вложений облэнерго в собственные электросети по итогам полугодия т.г. Так, например, государственные энергокомпании («Волынь-», «Закарпатье-», «Запорожье-», «Николаевоблэнерго») в течение первой половины 2011 года выполнили собственные инвестпрограммы почти на 50%. В свою очередь, вложения облэнерго, контролируемых группой СКМ («Донецк-», «Киев-», «Сервис-Инвест») за этот же период времени составили около 30% от плана. Еще хуже обстоят дела у компаний, подконтрольных Константину Григоришину и Игорю Коломойскому: «Полтава», «Сумы» и «Черниговоблэнерго» выполнили собственные программы развития в среднем на 3%.
Одной из причин низкого уровня вложений в электросетьевую инфраструктуру является тот факт, что частные бизнес-группы всегда стремятся оптимизировать расходы подконтрольных им компаний. Регулятор энергорынка, - НКРЭ, - об этом прекрасно осведомлен. Но у этого ведомства фактически нет действенного рычага влияния на лицензиатов. Ведь максимальные финансовые санкции, которые комиссия Сергея Титенко может применить к нарушителю, ограничены законодательством на уровне 85 тыс. грн. Безусловно, у НКРЭ никто не отбирал право введения в ту или иную частную энергокомпанию внешнего управляющего, представляющего интересы государства. Но за 14 лет своего существования регулятор ни разу не воспользовался этим правом. Во-первых, потому что в таком случае ему придется принять на себя всю полноту ответственности за хозяйственную деятельность компании-нарушителя. Во-вторых, решение о введении внешнего управляющего моментально может быть воспринято владельцем облэнерго как рейдерский захват его бизнеса, что в свою очередь наверняка вызовет широкий резонанс.
Выход из этой ситуации мог бы быть найден в случае, если бы параллельно с реализацией программы приватизации энергетики государство взялось за разработку жестких финансовых санкций к предприятиям, грубо нарушающим условия работы на рынке. Одним из наиболее действенных способов могло бы стать изъятие в ручном режиме из прибыли предприятия средств, которые оно расходовало нецелевым образом. Правда, шансы на принятие подобных нововведений минимальны, ведь в них не заинтересована ни одна провластная или оппозиционная бизнес-группа, имеющая свои интересы в энергетике. А это вполне может означать, что после того как государство окончательно распродаст энергетические компании, финансовые вливания в их основные фонды станут еще скромнее.
Выполнение инвестиционных программ энергоснабжающими компаниями в январе-июне 2011г.
Компания |
Запланировано на 2011г.; тыс. грн. (с НДС) |
% от плана на 2011г. |
1464 |
19% |
|
74990 |
36,48% |
|
35758 |
46,25% |
|
301670 |
27,1% |
|
273886 |
34,17% |
|
29132 |
26,96% |
|
74708 |
44,51% |
|
71359 |
50,94% |
|
154004 |
32,59% |
|
596652 |
27,99% |
|
142099 |
11,19% |
|
82259 |
52,82% |
|
191581 |
33,37% |
|
«ЛЕО» |
200716 |
30,15% |
159872 |
56,07% |
|
88096 |
64,21% |
|
250617 |
47,93% |
|
«ПЗЗ» |
43752 |
0% |
42784 |
27,69% |
|
160095 |
2,04% |
|
138706 |
48,44% |
|
40209 |
29,27% |
|
28593 |
44,92% |
|
«Сервис-Инвест» |
231074 |
32,44% |
86834 |
1,14% |
|
57334 |
42,74% |
|
154108 |
10,57% |
|
284442 |
40,98% |
|
75101 |
33,34% |
|
75216 |
30,89% |
|
«ЦЭК» |
31706 |
40,97% |
108089 |
13,25% |
|
46866 |
20,12% |
|
72187 |
3,86% |
|
«102 ПЭС» |
5468 |
25,23% |
«Затоцкие электрические сети» |
116 |
0% |
481 |
35,34% |
|
563 |
35,8% |
|
«МЭС» г.Кузнецовск |
1264 |
36,89% |
760 |
19,08% |
|
Итого |
4488040 |
31,58% |
Данные: НКРЭ
Фото: «PHL»
Юрий Савченко
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :