Фінансові новини
- |
- 26.12.25
- |
- 07:55
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
В 2011 году "Нафтогазу" могут понадобиться дополнительные дотации на сумму в 10—15 млрд. грн.
10:41 14.06.2011 |
Десятилетняя практика свидетельствует, что НАК «Нафтогаз Украины» отвечает своему статусу национальной компании с точностью до наоборот, так как стала чуть ли не украинской национальной бедой. Ахиллесовой пятой государственного бюджета Украины и ее головной болью. Следовательно, все неприятности «Нафтогаза», прежде всего и особенно финансовые, отражаются на финансовом состоянии государства и на бюджете каждой украинской семьи. Хотя до недавнего времени это было не так очевидно.
Каждый новый руководитель «Нафтогаза» с большим или меньшим пылом винил в бедах компании своего предшественника. А финансовые дыры латал кредитами. Каждый новый премьер руководил НАКом на свой лад, не оставляя поле для маневра главе правления компании. Не отличалось пока оригинальностью и нынешнее правительство Азарова. Правда, робкие шаги по «спасению» «Нафтогаза» им сделаны. Но сколько же успели наворотить до этого!.. Если учесть, что «Нафтогаз» - основной импортер российского газа (а другого «не завозили» вот уже лет пять), да еще в таких масштабах, что хватило бы на три такие страны, как, например, Польша, то нетрудно представить, чем оборачиваются для компании и для экономики Украины просчеты в финансовой политике НАКа.
Учитывая то, что руководство не только «Нафтогаза», но и Министерства энергетики и угольной промышленности нарушают некий обет молчания крайне редко и вовсе не для того, чтобы пролить свет на реальное состояние дел «Нафтогаза», мы взяли на себя труд проанализировать официальную и публичную информацию на сей счет. И никакой коммерческой тайны!
Кто закроет бюджетную дыру «Нафтогаза» в 15 млрд. грн.?
Ценовые аспекты импорта природного газа из России в Украину в 2009-2011 годах (с поквартальной разбивкой в 2011 году) можно кратко представить в табл. 1.

При формировании государственного бюджета Украины на 2011 год была заложена прогнозная средняя цена природного газа в размере 269 долл. за тысячу кубометров. Вместе с тем, если не удастся достичь договоренностей с российской стороной относительно изменения цены газа, в текущем году разница между фактической средней ценой (299 долл.) и ранее прогнозируемой (269 долл.) составит 30 долл. С учетом планируемых объемов закупки газа в 2011-м (38,4 млрд. кубометров) дополнительные расходы для «Нафтогаза» составят 1,1-1,2 млрд. долл. (38,4 млрд. кубометров х 30 долл. за тысячу кубометров), или 8,8-9,6 млрд. грн.
Эти расчеты подтверждаются также заявлениями украинской власти о том, что оптимальной ценой импортируемого газа является 240 долл. При условии применения этой цены в третьем-четвертом кварталах этого года валовые расходы «Нафтогаза» на приобретение российского газа уменьшатся приблизительно на 1,3 млрд. долл. И наоборот, если позиция Кремля в газовом вопросе будет непоколебимой, украинская сторона должна будет найти дополнительные 1,3 млрд. долл., или более 10 млрд. грн. для оплаты газовых поставок текущего года.
На практике же дыра в бюджете «Нафтогаза» может достичь более 15 млрд. грн.: утвержденный в марте финансовый план компании на 2011 год предусматривает уплату 75,5 млрд. грн. за импортируемый газ, в то время как на практике «Нафтогазу» понадобится (как видно из приведенной выше таблицы) около 91 млрд. грн.
С учетом вышеотмеченного и в случае неуступчивости «Газпрома» в ценовом вопросе в 2011 году «Нафтогазу» могут понадобиться дополнительные дотации на сумму в 10-15 млрд. грн.
Но ведь эти средства в государственном бюджете на 2011 год не предусмотрены. И фактически единственным доступным источником закрытия дыры размером 10-15 млрд. грн. в газовом бюджете в случае ее возникновения является увеличение поступлений от продажи природного газа, достичь чего можно только путем повышения цены газа для его конечных потребителей. Увы, такая перспектива вполне реальна.
За полтора года из бюджета страны вынули 40 млрд. грн. - в пользу «Газпрома»!
Похоже, что основным механизмом, применяемым правительством Украины для решения проблемы достаточности у «Нафтогаза» средств для расчетов с «Газпромом», является увеличение уставного капитала компании. Впервые к этому прибегло правительство Тимошенко, а правительство Азарова переняло эту практику.
Динамика наращивания правительством уставного капитала НАК «Нафтогаз Украина» отображена в табл. 2.

В свою очередь, государственные банки для покупки ОВГЗ у «Нафтогаза» получают средства из бюджета или от Нацбанка Украины. То есть, по большому счету, речь идет о схеме, с помощью которой легализуется использование государственных средств (в том числе золотовалютного резерва Украины) для оплаты «Газпрому» за поставленный в Украину российский газ.
Масштаб этой схемы поражает: фактически за последние полтора года уставной капитал «Нафтогаза» был увеличен более чем в семь раз (!), или на 40 млрд. грн. (5 млрд. долл.).
Рискнем предположить, что использование данной схемы связано с рядом немалых рисков для «Нафтогаза Украины». Так, полученные от увеличения уставного капитала средства расходуются не на инвестиции (например добычу нефти и газа в Украине) и не на материально-техническое переоснащение компании, а на оплату российскому монополисту стоимости природного газа, который поставляется через ДП «Газ Украины» облгазам для дальнейшей доставки конечным потребителям. При этом облгазы не спешат рассчитываться с «Нафтогазом». Зачем, если их задолженность перед НАК может просто так списать государство (как это произошло вследствие принятия 12 мая с.г. закона №3319, согласно которому списали 12,3 млрд. грн. задолженности теплокоммунэнерго и облгазов перед «Нафтогазом»).
Таким образом, средства от увеличения уставного капитала «Нафтогаза» трансформируются в дебиторскую задолженность компании со слишком небольшими шансами на ее взыскание. Мизерность таких шансов объясняется как действием моратория на принудительное взыскание задолженности с предприятий ТЭК согласно закону №2711 (от которого украинская власть так упрямо не спешит отказаться, даже несмотря на требование Европейского суда по правам человека, который признал этот мораторий противоречащим принципу верховенства права), так и более чем лояльным отношением государства к накоплению задолженности в ТЭК. В частности, принятием закона №3319, которым предприятиям ТЭК списали их многомиллиардную задолженность перед «Нафтогазом», образовавшуюся в 1997-2010 годах, даже не поставив возможность списания этой задолженности в зависимость от погашения со стороны теплокоммунэнерго и облгазов задолженности, накопившейся уже с начала 2011 года в размере около 4,4 млрд. грн. Все это превращает «Нафтогаз» в структуру с красивыми «бумажными» показателями, которые, впрочем, не отображают реального положения дел.
Наконец, механизм увеличения уставного капитала «Нафтогаза» для оплаты стоимости импортируемого газа носит скорее чрезвычайный характер и не может применяться на постоянной основе. Ведь государственный бюджет Украины и ее золотовалютные резервы не бездонны, за состоянием бюджетных показателей внимательно следит МВФ, а постоянное использование в схеме дотирования «Нафтогаза» государственных банков негативно влияет на показатели их деятельности и значительно увеличивает для них финансовые риски. Постоянные вливания средств со стороны правительства в уставной капитал «Нафтогаза» для дальнейшей оплаты импортируемого газа являются лишь постоянным исчерпанием «запаса прочности» украинской экономики и связаны с рисками значительного ухудшения ситуации не только в топливно-энергетическом комплексе Украины, но и в ее банковско-финансовом секторе.
Кто кого дотирует
Недавнее заявление главы российского «Газпрома», что цена на газ для Украины в четвертом квартале этого года может превысить 500 долл. (без учета 100-долларовой скидки по харьковскому соглашению «газ в обмен на флот») и что «Газпром» не намерен «выдумывать какую-то новую формулу или привязывать ее к каким-либо другим энергоносителям», является логическим следствием политики украинского правительства, направленной на достижение с Россией политического урегулирования в газовой сфере, в отличие от урегулирования юридического. Вера украинского правительства в возможность достижения в политической плоскости справедливого урегулирования с северным соседом, который проводит линию на уничтожение и полное экономическое и политическое подчинение себе украинского «партнера», просто поражает.
Вступление в Таможенный союз и/или поглощение «Газпромом» украинского «Нафтогаза» - это и есть объявленная Кремлем политическая цена, которую должна заплатить Украина за политическое решение о снижении цены на российский газ до объективного рыночного уровня. В ином случае (при неизменности нынче действующей формулы расчета цены) Украина будет и в дальнейшем дотировать российскую сторону. И если исходить из того, что справедливой среднегодовой рыночной ценой являются 240 долл., то Украина переплатит в пользу России только в 2011 году почти 2,3 млрд. долл. (38,4 млрд. кубометров х (298,88 - 240) долл. за тысячу кубометров), или более чем 18 млрд. грн. И это, заметьте, если считать по скромному, принимая во внимание предоставленную «братскую» харьковскую 100-долларовую скидку! «Братскую», потому что никакая это не скидка, а перенесение части стоимости газа в государственный долг Украины перед Россией (который будет погашаться взаимозачетом из оплаты российской стороной аренды Черноморского флота). Если же считать по чистому, то Украина фактически дотирует Россию в 2011 году на сумму около 6,1 млрд. долл. (38,4 млрд. кубометров х (398,88 - 240) долл. за тысячу кубометров), или на более чем 48 млрд. грн. (!).
Все дороги «Нафтогаза» ведут в Стокгольмский арбитраж?
Украинское правительство не дает четкий и понятный ответ на вопрос, почему оно игнорирует доступные юридические механизмы урегулирования газоконтрактных формульных цен на газпромовский газ для «Нафтогаза». И зря.
В соответствии с контрактом на закупку российского газа от 19 января 2009 года украинская сторона имеет право обратиться в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотреть цену на газ, если уплачиваемая «Нафтогазом» цена не отображает уровня цен рынка. Украинский премьер в течение последних полутора лет практически еженедельно акцентирует внимание на том, что ныне действующая цена на российский газ кабальная для Украины. Так почему же не обратились в международный арбитраж? Если бы иск подали год назад, сегодня на руках уже могло быть арбитражное решение!..
Лед не треснул, но тронулся. По информации ZN.UA, на днях министр энергетики Ю.Бойко все же провел предварительные консультации со шведскими юристами на предмет оценки перспектив соответствующего иска со стороны Украины.
И хотя, по предварительным оптимистическим оценкам, в случае предъявления «Нафтогазом Украины» иска в Стокгольмский арбитраж процесс может длиться минимум полгода, существует надежда на выигрыш (если, конечно, в этот раз «Нафтогаз» не будут «защищать» так, как в деле против «РосУкрЭнерго»). Что, как вы понимаете, страшно разозлит как «Газпром», так и прежде всего его политических патронов.
Но это не должно останавливать украинское правительство. Если, конечно, они всерьез намерены отстаивать права своей (а именно правительство Украины - учредитель и владелец ста процентов акций «Нафтогаза») вечно всем должной национальной нефтегазовой компании...
В последнее время президент и премьер России в унисон заявляют о намерении строго выполнять условия газовых соглашений. В связи с этим украинская сторона получила хорошую возможность напомнить об условиях межправительственных газовых соглашений от 22 декабря 2000 года и от 4 октября 2001 года, которых никто не отменял и которые, к тому же, в качестве международно-правовых договоров имеют преобладающую силу над корпоративными договоренностями.
Со своей стороны напомним: указанные межправительственные соглашения предполагают ежегодное подписание межправительственных протоколов, в которых должна быть согласована взаимоприемлемая цена газа, которую «Газпром» и «Нафтогаз Украины» должны отобразить в их контрактах. А еще в них зафиксирована (на уровне законов Украины и Российской Федерации) базовая цена на газ, которая применяется к сверхконтрактным отборам российского газа в Украине, - 80 долл. США за тысячу кубометров. Российская сторона, согласно ее последним заявлениям, сделанным на самом высоком уровне, готова строго соблюдать эти условия.
Опыт переговоров с В.Путиным и российской командой, надо полагать, не оставил иллюзий у Н.Азарова. Вернувшись в Киев, украинский премьер поручил Министерству энергетики и угольной промышленности изучить аналогичные украинским газовые соглашения, подписанные Россией (т.е. «Газпромом») с другими странами (компаниями - покупателями российского газа).
«Впервые Россия согласилась в качестве сравнительной базы рассмотреть условия ценообразования российского газа и поставок в другие европейские страны. Поэтому я поручаю Министерству энергетики и угля и нашей переговорной группе тщательно проанализировать аналогичные условия «Газпрома» с другими странами и убедительно доказать, что условия контракта для Украины являются наихудшими», - отметил премьер.
Он подчеркнул, что Украина в переговорах с Россией по пересмотру газовых соглашений должна опираться исключительно на аргументы.
«Наша сила в этих переговорах - это сила аргументов, поэтому они должны быть безукоризненными», - заявил Азаров.
К слову, именно веские, безукоризненные аргументы нужны и для Стокгольмского арбитража. И политическое, и юридическое разрешение ситуации может проходить параллельно. Причем в этом случае о серьезных политических уступках со стороны Украины россиянам придется забыть. А также о шантаже как стандарте ведения газовых (и не только) переговоров с украинскими партнерами.
Дело за малым - на практике принять и придерживаться такой линии поведения
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
| Верховна Рада зможе проголосувати дату виборів президента після підписання мирної угоди – Зеленський |
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Україна 24 грудня оголосила про успішне завершення розрахунків за
операцією з реструктуризації ВВП-варантів 2015 року на 2,635 млрд дол.
Власники паперів отримали нові держоблігації; всі ВВП-варанти
анульовано.
Президент України Володимир Зеленський зазначає, що у визначений момент
після підписання мирної угоди або в процесі її реалізації Верховна Рада
буде спроможна проголосувати дату проведення президентських виборів в
країні.
Референдум щодо повної угоди, яка закріпить закінчення війни, може бути
проведений в Україні, але для його проведення необхідно мінімум 60 днів і
повне припинення вогню на цей термін, повідомив президент України
Володимир Зеленський.
Президент Володимир Зеленський представив версію рамкового документа на
20 пунктів між США, Європою, Україною та росією щодо завершення
російсько-української війни.
Діалог щодо підпункту мирного плану, згідно якого США мали отримувати
компенсації за надані Україні гарантії безпеки, продовжується, повідомив
президент Володимир Зеленський під час спілкування з журналістами.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Середня ціна на первинному ринку станом на кінець 2025 року склала $2011
за кв.м, або 84,6 тис. грн/кв.м, за рік зростання на 3,3% у доларовому
еквіваленті, повідомили у пресслужбі City One Development
Учасники проведеного у жовтні консенсус-прогнозу Міністерства економіки,
довкілля та сільського господарства погіршили порівняно із квітнем свої
оцінки зростання валового внутрішнього продукту (ВВП) України на цей
рік з 2,9% до 2,1%, а на наступний - з 3,9% до 2,4% з варіативністю
оцінок від 1% до 3,3%.
Фіксовані ставки оренди для магазинів торгової галереї площею 50-200 кв.
м за рік зросли на 1,3% - до $22,4 у 2025 році з $22,1 у 2024,
повідомили агентству "Інтерфакс-Україна" у пресслужбі UTG.
Уряд відклав застосування нового Національного переліку відходів та
Порядок класифікації відходів для цілей оподаткування до 1 січня 2027
року.
Державна митна служба, починаючи з 1 січня 2016 року, видала українським
підприємцям 1,5 млн сертифікатів з перевезення форми EUR.1.
"Під час проведення аукціону запити потенційних
компаній-постачальників значно перевищили обсяг виставленої на розподіл
пропозиції", - повідомило НЕК "Укренерго" у четвер.
Ціни на нафту еталонних марок у середу незначно знизилися на тлі низької
активності торгівлі через різдвяні свята в США, Європі, а також у низці
азійських країн.
Michelin представить на виставці Consumer Electronics Show (CES) 2026
в Лас-Вегасі нову лінійку «розумних» шин, здатних в режимі реального
часу відстежувати власний знос і стан.
За даними корейських медіа, ці чипи пройшли кваліфікаційні випробування
NVIDIA та отримали найвищі оцінки серед усіх виробників у ключових
параметрах.
Jaguar завершив виробництво автомобілів з двигунами внутрішнього
згоряння, зібравши останній кросовер F-Pace на заводі в Соліхаллі у
Великій Британії.
Бізнес дещо поліпшив оцінку судової системи України у 2025 році.
Загальний показник судового індексу зріс до 2,75 бала (проти 2,60 бала
торік) за п'ятибальною шкалою. Це найвищий показник за 12 років.
Журналіст-розслідувач New York Times Джон Каррейру, відомий викриттям
шахрайства компанії Theranos, подав позов проти кількох великих
технологічних компаній, які працюють у сфері ШІ. Про це пише Reuters.
В українських акаунтах ChatGPT з’явився новий бюджетний тариф за $4.
З 22 грудня українці почали отримувати сповіщення від банку Revolut про
закриття їхніх рахунків, з коротким поясненням "через вимоги місцевого
законодавства".