Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Либерализация газового рынка будет: только где, когда и для кого?

Верховная Рада Украины приняла Закон об основах функционирования рынка природного газа в Украине. Таким образом, Украина пообещала Европейскому союзу и субъектам газового рынка равный доступ к газотранспортной системе и конкурентные принципы ведения бизнеса. СМИ поспешили заявить о разделении НАК «Нефтегаз Украины». Так ли это?

Принятый Закон о либерализации (как его часто именуют СМИ) вроде бы и запрещает совмещение деятельностей по добыче, поставке и транспортировке природного газа, но тут же вводит понятие некой «вертикально интегрированной хозяйственной организации», которая объединяет в себе разные предприятия.

По сути те же Закон дублирует в том или ином виде нормы существующих законов о трубопроводном транспорте, о нефти и газе, о природных монополиях и т.д., которые и без принятия должны были обеспечить защиту интересов участников газового рынка.

Под сложными юридическими оборотами и новыми для слуха наименованиями легко угадывается желание и Брюссельскую декларацию 2009 года как бы выполнить, которую Украина подписала для получения денег на модернизацию газотранспортной системы, и НАК «Нефтегаз Украины» в существующем виде сохранить. Только как это сделать, если Еврокомиссия потребовала разделить НАКа по видам деятельности на три компании: добывающую, транспортирующую и поставляющую?

Можно конечно попытаться сделать вид, что НАК уже фактически разделён на 3 юридически независимые компании - ДК «Укртрансгаз», ДК «Газ Украины» и ДК «Укргаздобыча». Но в таком случае требования Еврокомиссии можно считать выполненными еще в 1998 в связи с решением о создании НАКа на базе АО «Укргазпром», а либерализация рынка была проведена еще в 1997 году указом Леонида Кучмы № 853/97, который никто не отменял. В нём предусмотрены и отделение транспортировки газа от добычи, и функционирование оптового рынка газа, и прямые отношения покупателей и продавцов с обеспечением гарантий транспортировки магистральными и распределительными газопроводами.

Также, основные дочки НАКа: ДК «Укртрансгаз», ДК «Газ Украины» и ДК «Укргаздобыча», - вовсе не являются независимыми юридическими лицами, и навряд ли смогут стать таковыми. Руководство компаний назначается НАКом, а деятельность полностью контролируется и регламентируется НАКом. Более того, имущество НАКа передано в пользование дочерних компаний на праве полного хозяйственного ведения, то есть дочки не имеют прав собственности на основные фонды, а формально используют имущество НАКа.

Кроме того, Закон о трубопроводном транспорте формально запрещает реорганизацию, отчуждение основных фондов и акций НАК «Нефтегаз Украины», а газотранспортная сеть передана Фондом государственного имущества в 1999 году НАКу в пользование (не в аренду, не в концессию, не в собственность) и не подлежит приватизации.

Даже если предположить, что с разделения НАК «Нефтегаз Украины» снимут запреты, такая реорганизация всё равно невозможна до решения вопросов по внешнеэкономическим кредитам и корпоративным облигациям, до пересмотра соглашений с РАО «Газпром» и иными партнёрам . Если по искам украинских кредиторов Законом о мерах по обеспечению стабильного функционирования предприятий ТЭК запрещено исполнительное производство и банкротство НАК и дочек, то в отношениях с иностранными кредиторами отказ НАКа выполнять обязательства может будет воспринят как банкротство государства Украина.

Так что, скорее всего принятие Закона об основах функционирования рынка природного газа связано с необходимостью убедить Брюссель сейчас в намерениях, а декларативные положения и значительные этапы переходных периодов (с 2012, с 2015) в случае необходимости позволят ревизировать его положения.

Владимир Ващенко,

адвокат, партнёр ЮК «Ващенко, Бугай и Партнёры»

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,1977
 0,0197
0,05
EUR
1
44,6830
 0,0214
0,05

Курс обміну валют на вчора, 10:31
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9904  0,09 0,22 41,6463  0,10 0,24
EUR 44,5889  0,08 0,19 45,4052  0,14 0,30

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1900  0,02 0,04 41,2100  0,04 0,10
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес