Фінансові новини
- |
- 22.12.24
- |
- 19:30
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Кто покроет убытки коммунальщиков? Или тарифы уже достигли экономически обоснованного уровня?
Вся деятельность нынешней власти проходит под лозунгами реформ, но если год назад обещали «покращення життя вже сьогодні», то теперь речи министров все больше о непопулярных мерах и результатах, которые дадут позитив лет через несколько. Хотя некоторые видны уже сегодня (результаты, а не позитивы).
Для того чтобы увидеть, что сделано «для людей» в сфере жилищно-коммунального хозяйства (а она касается всех без исключения, поскольку даже в самых глухих селах есть газ хотя бы в баллонах и электричество), обратимся к соответствующим положениям Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», провозглашенным в прошлом году президентом Виктором Януковичем.
В программе были четко намечены необходимые шаги, этапы реформы и индикаторы успеха. Сразу скажу, что эти три раздела не согласуются и не накладываются один на другой. Шаги не полностью вкладываются в этапы и далеко не все фиксируются индикаторами.
Так, на первом этапе, до конца 2010-го, должны были: 1) разработать методику регулирования тарифов; 2) начать их планомерное приведение к экономически обоснованному уровню; 3) разработать и принять закон о независимом регуляторе на рынке ЖК услуг. Что из этого сделано?
Закон приняли. Правда, непонятно, как будет обеспечена независимость нового органа-регулятора от волюнтаристского влияния Кабинета министров и администрации президента, но главное, сам регулятор - Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг (НКРРКУ) - так и не был создан. Его функции сейчас выполняет Нацкомиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ), точнее, небольшое управление этой комиссии в составе 19 специалистов. Именно они проверяли информацию и готовили решения НКРЭ по 52 водоканалам, 160 теплокоммунэнерго и т.д. Вопрос - в состоянии ли они провести полный и детальный анализ каждой статьи расхода коммунальных предприятий страны? Выезжали ли они на места, смотрели состояние котлов и насосов, оценивали их КПД, замеряли потери в сетях, привлекали независимых оценщиков и экспертов? Не уверен, скорее, думаю, наоборот - все свелось к вычитыванию бумаг за столами.
Да и что они, собственно, могли проверять? Валовые затраты предприятий, независимо от того, идут они непосредственно на производство услуг или нет? Ведь предложенная в Программе реформ методика регулирования тарифов - алгоритм расчета или, если совсем просто, формула тарифа - так и не разработана. Министры от ЖКХ не впервые поставили телегу впереди лошади, точнее, телегу сколотили, а тягу к ней не приставили.
Теперь 19 сотрудников НКРЭ и толкают вручную «тарифную телегу» к «экономически обоснованному» уровню, хотя что это такое - в Украине не скажет никто.
Как видим, власть начала с самого простого - повышения тарифов, неизвестно из чего состоящих (сие есть коммерческая тайна коммунальных предприятий) и неизвестно до какого уровня (экономическое обоснование которого никем не сделано и не зафиксировано в виде закона или постановления КМ Украины).
Что получили на выходе в 2010-м
Обобщение данных из постановлений НКРЭ № 34-73 от 20 января и №91-98 от 27 января с.г. по тарифам на водоснабжение и водоотвод для водоканалов страны приведены на рис. 1 и 2. Нет сомнений, что арифметические калькуляции экономисты предприятий выполнили правильно. Но умом эти тарифы не понять, в них можно только, по Тютчеву, - верить. Почему, например, стоимость подачи воды (где 50% - стоимость электроэнергии) отличается в 2-3-4 раза, а для Армянска и Бердянска - в 12 раз!? (рис. 1). Почему в Луганске и Желтых Водах стоимость кубометра стоков - около 5 грн., а в Харькове и Виннице - всего 1 грн.? В Симферополе, Мариуполе и Алчевске - вообще меньше гривни (рис. 2). Невольно закрадывается подозрение - а может, там стоки от экскрементов не очищают совсем?
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :