Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 14:41
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Несмотря на ограничение “проверочных” полномочий, налоговая милиция продолжает проводить сомнительные проверки предпринимателей
Морина Белла
На прошлой неделе Виталий Захарченко, председатель Государственной налоговой службы Украины (ГНСУ), заявил, что во II квартале 2011 г., по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., налоговики вдвое сократят количество плановых проверок, а налоговая милиция перестанет наведываться с проверками к "упрощенцам", ведущим хозяйственную деятельность на рынках (см. БИЗНЕС №11 от 14.03.11 г., стр.46).
Кроме того, чиновник заметил, что, согласно новому приказу Госналогслужбы, не будут проводиться "фактические проверки предпринимателей - физических лиц, представителей среднего и малого бизнеса, которые добросовестно платят налоги", но пообещал, что органы Госналогслужбы и дальше будут "заниматься конвертационными центрами".
Обещанный приказ ГНСУ в открытом доступе (по состоянию на 15.00 18 марта) пока не появился, но защитники предпринимателей уверены, что сокращение количества визитов налоговых инспекторов приведет лишь к усилению давления на бизнес со стороны налоговой милиции, хотя оно и сейчас уже зашкаливает.
"Госналогслужбе регулярно ставится задача собирать в госбюджет нереальные объемы налоговых платежей. "Выбивать" эти платежи с несогласных бизнесменов может именно налоговая милиция", - говорит Дмитрий Никишин, заместитель председателя Черниговского городского профсоюза "Підприємець".
Ограничения проверок
Налоговый кодекс (НК) ограничил полномочия налоговых милиционеров по проведению проверок. Согласно ст.61.3 НК, сотрудникам налоговой милиции запрещено проводить проверки по вопросам налогообложения, а в соответствии со ст.78.3 НК - участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок плательщиков налогов, проводимых налоговой инспекцией.
"Исключением являются проверки, связанные с ведением оперативно-розыскных дел (далее - ОРД. - Ред.) или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении данных плательщиков налогов (должностных лиц этих предприятий)", - замечает Игорь Головань, управляющий партнер адвокатской фирмы "Головань и Партнеры".
Причем эти уголовные дела должны находиться в производстве органа налоговой милиции, проводящего проверку. Сами же проверки должны проводиться в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом (УПК), законами об ОРД и о милиции.
"Раньше налоговое законодательство такой четкой нормы не содержало. Чем и пользовались налоговые милиционеры, проверяя предприятия вместе с налоговой инспекцией", - вспоминает Юлия Курило, адвокат, партнер юридической компании "ЮСТ Украина" (г.Киев; с 2006 г.; 10 чел.).
Фактический беспорядок
Что же касается фактических проверок, осуществляемых по месту фактического осуществления налогоплательщиками хоздеятельности, то, как рассказал БИЗНЕСу пожелавший остаться неназванным начальник налоговой милиции ГНИ одного из городов южного региона Украины, милиционеры толком не знают, как им их проводить: "Мы только ожидаем разъяснения ГНСУ по поводу наших полномочий и способа их реализации при проведении этих проверок. Как только разъяснение появится, мы начнем работать".
Дело в том, что нормы ст.78.3 НК на фактические проверки не распространяются. "В то же время, согласно ст.75.1.3 НК, осуществлять их надлежит органам ГНСУ, в состав которых входит и налоговая милиция", - отмечает Елена Воронцова, партнер юридической компании "ЭЙДИКОМ" (г.Киев; с 2007 г.; 7 чел.).
В соответствии со ст.75.1.3 Кодекса фактические проверки проводятся относительно соблюдения порядка осуществления расчетных операций, кассовой дисциплины, наличия лицензий и т.п.
"Иными словами, по большому счету, эти проверки касаются не вопросов налогообложения, а установленных правил ведения хозяйственной деятельности", - считает Игорь Бондаренко, начальник отдела правового регулирования ОАО "Евроцемент Украина" (г.Балаклея, Харьковская обл.; с 2005 г.; около 1,3 тыс.чел.).
Тем не менее, по убеждению всех опрошенных БИЗНЕСом юристов, полномочия налоговой милиции в ходе фактических проверок обязаны быть ограничены нормами УПК и Закона об ОРД.
Поэтому милиционеры могут наносить визиты лишь в тех случаях, когда в налоговом органе зарегистрировано заявление о преступлении, заведено оперативно-розыскное дело или возбуждено уголовное.
"Ведь, как и прежде, задачи налоговой милиции состоят в проверке конкретных фактов нарушения законодательства, которые могут повлечь за собой уголовную или административную ответственность, а не в рядовом контроле", - говорит г-жа Курило.
Поэтому, замечает Елена Воронцова, полномочия сотрудников налоговой милиции в ходе фактических проверок могут заключаться, например, в проведении "контрольных расчетных операций" (контрольных закупок. - Ред.), которые предусматриваются в письме ГНСУ №2337/7/23-7017/125 от 28.01.11 г.
"Другие же действия, например, по составлению акта проверки, надлежит выполнять налоговым инспекторам", - говорит г-жа Воронцова.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :