Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Блок Юлии Тимошенко.

18:08 09.02.2010 |

Економіка

Реляции властей о выполнении доходной части непринятого Бюджета - 2010 в январе оказались традиционно лаконичными, но в то же время как никогда (во всяком случае, за время, прошедшее с начала кризиса) оперативными. Объясняется такая торопливость просто: уже 2 февраля, не вдаваясь в подробности, Госказначейство смогло поведать стране о перевыполнении на 0,4% временной помесячной росписи доходов Общего фонда госбюджета, утвержденного заместителем министра финансов Анатолием Мярковским (письмо Минфина #31 - 12010 - 105 - 24/35467 от 24.12.09 г., см. БИЗНЕС #1 - 2 от 18.01.10 г., стр.18 - 21). Доходы Общего фонда составили 12,46 млрд грн., что на 3,39 млрд грн. (37,4%) больше показателя прошлогоднего и на 1,25 млрд грн. (11,2%) - позапрошлогоднего января (см. "Наполнение Общего... "). На первый взгляд, даже с учетом ценовых индексов, которые отчасти нивелируют рост доходов в реальном измерении (скажем, с учетом индекса инфляции поступления января 2010 г. составили 81 - 82% поступлений января 2008 г. и примерно на 22% превысили поступления января 2009 г.), результаты наполнения бюджета в существующих условиях выглядят великолепно. Однако истинное состояние дел, определяемое нераскрываемыми исполнительной властью деталями, несколько иное.

Отметим, что успешное наполнение казны в январе во многом оказалось предопределено тем, что Кабмин, по сути, заблокировал возмещение НДС. То, что правительство намеревается бесплатно и на неопределенный срок изымать средства из экономики путем невозмещения НДС, было зафиксировано даже в Бюджетной росписи: предусмотренный ею ресурс, который планировалось направить на возмещение, составлял весьма скромные 1,3 млрд грн. в январе, 1,6 млрд грн. - в феврале и 1,5 млрд грн. - в марте. На самом же деле возмещение налога в январе составило еще более мизерную для отечественной экономики сумму - лишь 0,7 млрд грн. Причем значительная часть "зависшего" в бюджете НДС не только подтверждена налоговыми проверками - на них уже выписаны заключения и направлены реестры в казначейство. Закон отводит Госказначейству лишь 5 дней для перечисления средств плательщикам и не предусматривает каких - либо возможностей продления этого срока. Однако, по всей видимости, для руководства Госказначейства буква Закона куда менее значима, нежели указания руководства правительства. Целый ряд заключений на возмещение НДС находится в Госказначействе еще с декабря 2009 г. Причем зачастую они касаются весьма серьезных предприятий, относящихся, например, к таким ФПГ, как "ИСД" или "Интерпайп".

Имеем и чудный пример взаимодействия госструктур. Скажем, глава Госказначейства Татьяна Слюз 29 января направила в адрес ГНАУ письмо #8 - 04/96 - 1604, в котором сообщила, что "по договоренности с ГНАУ за 28 - 29 января было осуществлено возмещение НДС субъектам хозяйствования в сумме 321 млн грн., которые должны были возвратиться в виде других налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджет". При этом "по состоянию на 11 часов 29.01.10 г. в бюджет возвращено налогов на 111 млн грн.".

В связи с этим г - жа Слюз просит "срочно 29.01.10 г. обеспечить поступление налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджет в сумме 209 млн грн.". Закон никакого возмещения НДС, которое бы "возвращалось" в бюджет "в виде других налогов", не предусматривает. Как налоговики и казначеи договаривались о подобном "возврате" - дело десятое. Но сообщать о подобных сомнительных, с точки зрения Закона, договоренностях в официальном документе - это, ну, скажем, чрезмерная смелость.

Так или иначе, но в результате блокирования возмещения просроченная бюджетная задолженность выросла до небывалой отметки - 7,3 млрд грн. А общие остатки невозмещенного НДС составляют и вовсе астрономическую величину - 24,9 млрд грн. По сути, именно на эту сумму правительство бесплатно прокредитовало себя за счет находящейся в кризисе экономики.

Нетрудно подсчитать: если бы в нынешнем январе НДС возмещался в тех же объемах, что и в январе прошлогоднем, то поступления Общего фонда госбюджета (с учетом возмещения) совсем ненамного превысили бы прошлогодние. Несмотря на инфляцию и еще один немаловажный фактор - резкий рост поступлений акцизов, вызванный повышением ставок сбора. Так что, если кто - то увидел в январских доходах бюджета намеки на выход экономики из кризиса, то он сильно заблуждается. При ближайшем рассмотрении четко видно, что власти при помощи проводимой бюджетной политики, наоборот, еще более обескровливают экономику.

Не очень хорошим признаком для экономики является также сокращение поступлений в бюджет "внутреннего" НДС. Если отбросить факторы, связанные с минимизацией платежей (что в условиях, когда государство занимается изъятием оборотных средств, уж точно не выглядит предосудительным) и т.п., то выходит, что внутреннее потребление пока не то что не растет, но даже падает (во всяком случае, так было в декабре, за который НДС и перечислялся в январе. Январские поступления налога на прибыль также продолжают снижаться (см. "Поступления налога на прибыль... "). Однако в условиях отсутствия срока уплаты этого налога в первом месяце года давать какие - то оценки этой тенденции было бы неправильно. Единственный платеж, поступления которого по - прежнему продолжают стабильно расти высокими темпами, - это акцизный сбор. В сравнении с январем прошлого года поступления "внутренних" акцизов выросли почти вдвое - с 0,79 млрд грн. до 1,54 млрд грн. Собственно, рост поступлений акцизов позволил с лихвой перекрыть недобор сразу по двум важнейшим платежам - НДС и налогу на прибыль. А в структуре контролируемых ГНАУ поступлений акцизы составили невиданную доселе долю - 11,7% (без учета возмещения НДС).

Существенные изменения произошли в перечнях крупнейших плательщиков двух главных налогов. Особенно это касается Топ - 10 плательщиков налога на прибыль, где оказалось как никогда много днепропетровских предприятий.

Некоторое увеличение поступлений, по сравнению с январем прошлого года, удалось обеспечить не только ГНАУ, но и ГТСУ. Но главным образом вследствие того, что январь прошлого года был для таможни абсолютно провальным. Растут на таможне (как и внутри страны) разве что поступления "импортных" акцизов. Однако их объемы не столь существенны, как "внутренние", и не могут компенсировать недобор от общего падения импорта.

Владислав Третьяк

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3561
 0,0408
0,10
EUR
1
42,3983
 0,0624
0,15

Курс обміну валют на вчора, 11:07
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2960  0,04 0,09 39,8444  0,03 0,07
EUR 42,2200  0,04 0,10 42,9672  0,05 0,11

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4300  0,05 0,13 39,4500  0,01 0,03
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес