Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Депутаты не могут определиться, как облагать недвижимое имущество

18:40 12.02.2007 |

Економіка

Не успело правительство успокоить граждан заявлением о том, что налога на недвижимость не будет до 2009 года, как в Верховной Раде появился новый, уже седьмой по счету, законопроект "О налоге на недвижимость физических лиц". Согласно ему, облагаться налогом будет вся без исключения недвижимость, независимо от ее площади или стоимости. Правда, от стоимости жилья будет зависеть ставка налогообложения - от 0,05% до 1%. Тем временем другая группа депутатов уже зарегистрировала в парламенте свой законопроект, которым предлагается в очередной раз отсрочить введение налога на операции с недвижимостью.

О налоге на недвижимость в нашей стране говорят уже более 10 лет. Первый законопроект, предлагающий облагать налогом недвижимое имущество физических лиц, появился в парламенте еще в 1998 году. Тогда народные депутаты предложили освободить от налога недвижимость площадью до 100 кв. метров, а "лишние" квадраты облагать по дифференцированной ставке: от 3 до 150 грн./кв. метр (в зависимости от того, насколько объект недвижимого имущества превышает необлагаемые 100 метров).

В дальнейшем на рассмотрение парламента было представлено еще шесть законопроектов, каждый из которых предусматривал свою философию налогообложения имущества физических лиц. Правда, стоит отметить, что облагать все без исключений не предлагалось ни в одном из них. Любой документ предусматривал определенные льготы. Как правило, они заключались в установлении определенного размера площади, не облагаемой налогом. Иногда авторы документов предлагали "плясать" от стоимости имущества. Например, не облагать налогом квартиры стоимостью до $70 тыс. (нашумевший в конце прошлого года законопроект народного депутата Василия Цушко).

Тут следует отметить, что с самой необходимостью вводить в Украине налог на недвижимость уже давно никто не спорит. Дискуссии сосредоточены преимущественно на том, когда вводить, а также что именно и по какой ставке облагать.

Традиционно идею о необходимости введения налога на недвижимость поддерживает Ассоциация специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины. Как неоднократно заявлял ее президент Александр Бондаренко, налог на недвижимое имущество существует в большинстве цивилизованных стран. Причем самим гражданам платить его выгодно, потому что поступившие от уплаты налога средства идут, как правило, в местные бюджеты, откуда направляются на ремонт зданий, улиц, санацию инженерных сетей и т. д.

Кроме того, все чаще говорится о роли этого налога для уменьшения спекуляций на рынке жилья, а следовательно, и замедления роста цен на недвижимость. Ведь не секрет, что до 50% квартир (по крайней мере, в столице) сегодня покупается не для проживания, а для выгодного инвестирования средств. Если же налог на недвижимое имущество будет введен, всем "квартирным инвесторам" придется уплачивать в казну определенный процент, что сделает инвестирование в недвижимость не столь выгодным.

Таким образом, если правильно выписать в законе все нюансы (прежде всего, об использовании поступивших от налога средств), можно если не решить, то хотя бы приблизиться к решению не одной проблемы. Однако, как верно отмечают эксперты, в вопросе введения налога на недвижимость слишком велика политическая составляющая. Ведь любое (пусть даже незаметное для большинства граждан) увеличение налогового давления - крайне непопулярная мера. И решиться на нее любому правительству не так просто.

Впрочем, сторонники введения налога на недвижимость в Украине сталкиваются еще как минимум с двумя проблемами, решить которые не удалось за все годы дискуссий о налогообложении недвижимости. Первая - отсутствие реестра прав собственности на недвижимое имущество. Вернее, информации в этом реестре. Без нее налоговым органам будет крайне сложно взыскать причитающиеся государству средства. Вторая - оценка недвижимости. До сих пор непонятно, исходя из какой именно стоимости следует рассчитывать налог. Ведь понятие "рыночная стоимость" - весьма условно, а оценка, производимая органами БТИ, далеко не всегда является адекватной. Поэтому в некоторых законопроектах содержалась норма, согласно которой "особый порядок оценки" недвижимого имущества должен разработать и утвердить Кабинет министров. Однако никаких конкретных предложений по поводу такого "особого порядка" ни разу так и не поступило.

Поэтому в конце прошлого года правительство заявило, что не будет вводить налог на недвижимость до 2009 года. Это время, сообщили в Кабмине, нужно для "проведения предварительных мероприятий по инвентаризации имущества и созданию единого реестра недвижимости граждан, анализа платежеспособности населения и расчета оптимальной ставки такого налога".

Однако уже 16 января народные депутаты от "Нашей Украины" внесли на рассмотрение парламента новый законопроект "О налоге на недвижимость физических лиц". От других аналогичных документов законопроект #3007 отличается тем, что в нем предлагается облагать налогом всю без исключения недвижимость, независимо от ее площади. Вместо этого предусмотрена дифференцированная ставка налогообложения: недвижимость стоимостью до 100 тыс. грн. предлагается облагать налогом по ставке до 0,05%, недвижимость стоимостью от 100 до 400 тыс. грн. - по ставке от 0,05% до 0,2%, недвижимость стоимостью от 400 тыс. до 1 млн. грн. - по ставке от 0,2 до 0,5%, а недвижимость стоимостью больше миллиона - по ставке от 0,5 до 1% ее стоимости.

Тем не менее льготы в законопроекте все же предусмотрены. Так, от уплаты налога освобождаются инвалиды войны, участники боевых действий, ветераны труда, одинокие люди пожилого возраста, "чернобыльцы" и некоторые другие категории граждан. Правда, все они смогут не платить налог лишь в том случае, если рыночная стоимость их квартиры или дома не превышает 400 тыс. грн. (около $80 тыс.). Таким образом, киевским пенсионерам и инвалидам рассчитывать на какие - либо льготы не приходится, потому что квартиры стоимостью до $80 тыс. встречаются крайне редко.

Что касается оценки рыночной стоимости, то, согласно законопроекту, ее будут осуществлять региональные отделения Фонда государственного имущества Украины "на основании информации о продаже и предложении подобного недвижимого имущества". Если же такая информация будет отсутствовать, стоимость недвижимости будет определяться на основании выводов органов технической инвентаризации. Проще говоря, любую квартиру при желании (и, естественно, достижении "взаимопонимания" с местным отделением ФГИ) можно будет оценить как по минимуму, так и по максимуму.

Еще одно новшество законопроекта состоит в том, что внести соответствующую сумму плательщик налога обязан в течение 10 банковских дней с момента получения расчета налога от государственного налогового органа. Если же в этот период времени вы, например, будете находиться в отпуске, придется заплатить еще и пеню. Кроме того, согласно документу, налогоплательщик обязан "в порядке, установленном законом, допускать служебных лиц государственных налоговых органов и органов государственной регистрации для осмотра недвижимого имущества:". Спрашивается, зачем, если все данные налоговым органам, согласно тому же проекту, должны передавать отделения ФГИ и органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество? И не является ли подобная норма нарушением права неприкосновенности жилища, гарантированного Конституцией?

В общем, внесенный в парламент законопроект далеко не идеален. Хотя идеальных законопроектов о налогообложении недвижимости, следует признать, в Украине не было никогда. Остается только надеяться, что за два года, отведенные Кабмином для введения налога на недвижимость, таковой появится.

Тем временем в Верховной Раде был зарегистрирован еще один законопроект, предлагающий в очередной раз отсрочить введение налога на операции с недвижимостью. Напомним, что в начале этого года вступила в силу статья 11 Закона "О налоге на доходы физических лиц", согласно которой налогом облагаются сделки по продаже жилья площадью свыше 100 кв. метров. При этом, согласно закону, налог рассчитывается исходя из рыночной стоимости жилья (то есть той, по которой его продают), но "не ниже оценочной стоимости". Что такое оценочная стоимость, опять же, непонятно. В результате нотариусы попросту отказались регистрировать такие сделки, поскольку финансовая ответственность за правильность начисления налога возлагается именно на них.

Здесь следует отметить, что введение налога на операции с недвижимостью ежегодно откладывают еще с 2004 года. Но решить проблемы, мешающие введению налога на операции с недвижимостью, за все это время так и не удалось.

Ирина СВЕТИКОВА

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,1664
 0,0421
0,10
EUR
1
45,9541
 0,0057
0,01

Курс обміну валют на вчора, 10:35
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,8704  0,06 0,15 41,4863  0,08 0,20
EUR 45,7556  0,05 0,12 46,4415  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1800  0,06 0,15 41,1950  0,06 0,16
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес