Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Новому парламенту придется секвестировать баланс казны, принятый в спешке

09:54 26.12.2005 |

Економіка

Бюджет в Украине принимают ежегодно, кроме ставшего уже историей эпизода, когда премьер Павел Лазаренко перед голосованием вбросил в сессионный зал налоговый пакет, а когда депутаты застопорили его принятие, полгода рулил казной без официально заверенного баланса. Во все другие времена результативное голосование происходило то под новогодней елочкой, то в горячке предвыборного процесса, с обещанием внести изменения, когда устаканится вопрос власти. Кстати, и в нынешнем случае бюджет своим рождением обязан парламентским выборам: не проголосуй депутаты, выборы остались бы без финансирования...

Процесс большого бюджетного торга официально стартует 15 сентября и далеко не всегда финиширует 1 декабря, как рекомендует Бюджетный кодекс. Переделанный кабминовский вариант бюджета - 2006 поступил в Бюджетный комитет 8 декабря. До 14 - го объединенная команда Людмилы Супрун и Виктора Пинзеника практически поселилась в Комитете. В ночь на 15 - е дискусионными оставались размер дефицита госбюджета - 2006 и финансирование, предусмотренные отдельными законами. Министр финансов сказал, что по многим вопросам стороны нашли компромисс и они объединены общим желанием принять бюджет вовремя. Супрун подтвердила, что Минфин учел основную часть замечаний ее Комитета. И что Комитет согласился оставить дефицит бюджета на уровне 2,5%, как предложил Кабмин, и снизить таможенные сборы, страховой взнос в Пенсионный фонд и сбор с продажи иностранной валюты.

Отметим главные особенности сегодняшнего бюджетного марафона.

Во - первых, нынешний забег отличался особенно упорными дискуссиями между Бюджетным комитетом и Минфином. Это и стало главной причиной выхода из графика. Впрочем, как и следовало ожидать, в спорах настоящих профессионалов родилась бюджетная истина. Пинзеник напомнил, что проект госбюджета - 2006 предусматривает увеличение размеров минимальной заработной платы, минимальных пенсий, пенсий участникам ликвидации аварии на ЧАЭС, инвалидам I группы.

Во - вторых, совместная работа бюджетного комитета и Минфина была действительно плодотворной: многократно перекроенный документ не имел ничего общего с кабминовским "рахитичным" младенцем, в спешке рожденным к 15 сентября.

На бюджетных слушаниях документ представлял министр финансов, сообщивший, что по сравнению с предыдущим вариантом доходная часть бюджета - 2006 выросла за счет увеличения прогноза поступлений по ряду налогов, и дополнительные ресурсы будут направлены на увеличение финансирования местных бюджетов и аграрного сектора.

В частности, доходы и расходы увеличены на несколько миллиардов гривен, что, по мнению Супрун, дает основание для резюме: де - факто из бюджета проедания Комитет и Минфин сделали бюджет развития. Включая планируемый возврат кредитов в бюджет, суммарные поступления в доработанном варианте составят 128,89 млрд. грн., а суммарные расходы с учетом выдачи новых кредитов - 141,75 млрд. грн. (ранее - 125,8 и 138,7 млрд. грн. соответственно).

По словам Пинзеника, Кабмин уступил Бюджетному комитету, отказавшись от снижения налога на фонд зарплаты, чтобы обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда. В новом варианте проекта госбюджета сбор на обязательное пенсионное страхование установлен на уровне 31,8% вместо 30,8% первоначально, а сбор в Пенсионный фонд с операций покупки валюты на безналичном рынке - 1,2% вместо 1,0%.

Отвечая на импровизированной пресс - конференции на вопросы из зала, министр держался уверенно, с одной стороны, демонстрируя отличное владение материалом, с другой - невольно подтверждая мнения аналитиков, что это его звездная песня. И потому он хотел бы исполнить ее "так, чтобы запомнилось".

То, что проголосованный вариант бюджета - всего лишь "рыба" для дальнейшей переработки и доведения до ума, было ясно еще до окончания кулуарных переговоров. В отличие от европейского бюджета, ставшего вымученным, но старательно подготовленным компромиссом, наш стал компромиссом спонтанным и потому "изготовленным" наперекосяк. На самом деле в украинских реалиях нужно голосовать за что - нибудь, дабы потом было куда вносить поправки.

Возможно, поэтому эксперты говорят о принятом Верховной Радой законе с нескрываемым сарказмом: точно так же въедливый читатель высмеивает орфографические ошибки в газетах. Скажем, в проекте госбюджета не было учтено, мягко говоря, влияние возможного роста цен на газ. Другими словами, туда заложили $50 за тысячу кубометров. То есть правительство и парламент исходят из прежних реалий, и как бы не понимают того, что в новом году придется платить уже новую цену. Возможно, не такую суровую, как называет "Газпром", но однозначно не льготную, которая была раньше. Таким образом, оптимистичный макроэкономический сценарий, положенный в основу бюджета и предусматривающий рост экономики на 7%, весьма маловероятен. Это в свою очередь ставит под сомнение возможность получения запланированного объема доходов бюджета без дополнительного ускорения инфляции. Как сказала журналистам сотрудник отдела государственных финансов Института экономических исследований и политических консультаций Наталья Лещенко, наличие дефицита госбюджета на уровне 2,5% ВВП хотя и не идет вразрез с критериями бюджетной политики Европейского Союза, все же является фактором, ведущим к росту цен и несущим риски дестабилизации фискальной ситуации в последующие годы.

Впрочем, есть и положительные моменты. Скажем, непринятие госбюджета до Нового года не позволило бы увеличить минимальные пенсии и зарплаты. А также поставило бы инвесторов в условия крайней неопределенности, что плохо с точки зрения и инвестиционного климата, и бизнеса.

Аналогичной точки зрения придерживается и руководитель группы советников председателя Нацбанка Украины Валерий Литвицкий. "Принятие бюджета - это хороший сигнал для бизнеса. Его утверждение сняло один из основных макроэкономических и макрополитических рисков, на которые обращает внимание бизнес. Дефицит бюджета удалось сохранить на критически приемлемом уровне - 2,5% от ВВП. Помимо того, наличие основного финансового документа ослабит инфляционные ожидания, что облегчит выполнение в 2006 году задачи по снижению динамики роста цен. Литвицкий подтвердил мнение, что нынешний бюджет - всего лишь черновик будущего варианта. "В ходе дальнейшей работы правительство и парламент будут отслеживать макроэкономическую ситуацию и сопоставлять ее изменения с заложенными ориентирами, а также своевременно принимать корректирующие действия, если в этом будет необходимость", - сказал он.

И все - таки если придерживаться объективности, хороших моментов в бюджете гораздо меньше, чем откровенных "слабостей", но они есть. К примеру, к заслугам социалистов вообще и министра АПК Александра Баранивского в частности следует отнести существенную поддержку местных бюджетов, дополнительные субвенции, которые составляют больше 5 млрд. грн. Именно АПК пробило увеличение расходов в поддержку агропромышленного комплекса и социальной сферы в селе. В кулуарах Верховной Рады Баранивский сказал журналистам, что новый вариант бюджета претерпел значительные изменения. Скажем, только на бюджетную поддержку производства мяса и растениеводства в бюджете 2005 года было выделено 600 млн. грн., тогда как на следующий год на эту программу предусматривается 2 млрд. грн. Особенно порадуются дотациям птицеводы, сбитые с ног мощным ударом птичьего гриппа.

Впервые предусмотрено финансирование реконструкции и строительства дорог в размере 6 млрд. грн., выделено на поддержку стратегических объектов около 1 млрд. грн. Несколько сотен миллионов достались историческим памятникам.

В принципе, довольно сносными являются социальные параметры (более того - впервые появился термин "макросоциальные показатели"). Кабинет министров в 2006 году обеспечил размер минимальной зарплаты в размере 400 грн. в месяц, а прожиточного минимума - до 500 грн. Учтены проблемы детей войны, увеличены пенсии, отдельной строкой выписано бесплатное питание для учащихся 1 - 4 - х классов.

Неплохо, что во время окончательного рассмотрения проекта бюджета социалисты в парламенте добились выделения средств на строительство студенческого городка в Киеве. Дополнительную дотацию в размере 1, 6 млрд. грн. получит Пенсионный фонд, который закончит год с нулевым балансом.

Спорным достижением является новая политика по отношению к регионам. Добиться обеспечения равных условий для соотношения местных и государственного бюджетов на уровне 50 на 50 в суете не удалось. Но процент доходов, остающихся в местных бюджетах, существенно увеличен, что повысит заинтересованность органов местного самоуправления. К слову, тенденция увеличения региональных трансфертов началась с нынешнего года. 18 ноября внесены изменения в закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год", которыми пересмотрены дотации местным бюджетам (в первую очередь - крымскому). Вместе с тем сильно урезаны доходы нескольких регионов, в первую очередь - Донецкой области. Возникает каста "областей - нелюбимчиков". Возможно, этот процесс обусловлен объективными факторами: СЭЗ и ТПР ликвидированы, правительство наметило планы по закрытию убыточных угольных предприятий, очевидно снижение объемов производства в металлургическом комплексе. Доходы области упали, но послаблений ей не делают. Более того, сокращены дотации, выделявшиеся при Кабмине Януковича. Таким образом, создается иллюзия, что регион обдирают. И поэтому в бюджете фактически заложена политическая бомба.

Впрочем, остальным регионам и отраслям не имеет смысла злорадствовать, глядя на финансовое "горе" донецких. Поскольку документ принимался в спешке компромиссов, созданы все предпосылки к его невыполнению. В общем - то, к этому готовы Минфин, Кабмин и Пинзеник как вынужденный реалист. В интервью журналистам он деликатно сказал, что выполнение государственного бюджета на 2006 год будет напряженным. И среди рисков, в частности, - большой размер дефицита бюджета, который может (учитывая вносимые в будущем поправки) возрасти до 2,6%. "Предыдущие бюджеты принимались с дефицитом 1,7%. Дефицит бюджета на следующий год является продуктом политических обстоятельств". Другими словами, если не удастся найти вторую "Криворожсталь" (аналогичный по цене приватизационный объект), то придется к лету проводить секвестр. Выборы к тому времени уже пройдут, Кабмин будет сформирован парламентом, таким образом, плоды непопулярности "бюджетного обрезания" власть будет делить между своей исполнительной и законодательной составляющими.

Александр ДМИТРЕНКО Егор СМИРНОВ

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес