Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Десять причин, почему Украина должна вступить в ВТО

09:26 22.07.2005 |

Економіка

Всемирный банк поддерживает стремление Украины к получению членства во Всемирной торговой организации. "Украина - одна из самых крупных экономик мира, которая еще не является членом ВТО, - отметил вчера на пресс - конференции в Киеве директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Пол Бермингхем. - Если Украина будет продолжать расти как значимый игрок во всемирной экономике, то членство в ВТО ей очень необходимо". По его мнению, "членство в ВТО важно для роста и диверсификации украинского экспорта, который был движущей силой поразительного экономического роста последних лет". Бермингхем высказал надежду, что Украина присоединится к ВТО до конца 2005 года. Это очень необходимо в силу того, что правила этой организации время от времени меняются. "Для Украины важно получить членство в ВТО как можно скорее: тогда ее голос будет услышан во время очередной смены этих правил", - подчеркнул П. Бермингхем. Региональный директор Всемирного банка особенно отметил, что в ВТО входят 148 стран - членов, которые вместе составляют 97% всемирной торговли. Членство в ВТО, по его убеждению, даст Украине стабильность относительно правил международной торговли и создаст благоприятную почву для инвестиций, что будет иметь положительное влияние на экономический рост.

1. Модель экономического развития открытой экономики, основывающейся на сильном росте экспорта и интеграции в мировую экономику, характерна для всех успешных стран в течение последних 30 лет.

Международный опыт свидетельствует, что быстрый и стабильный экономический рост возникал только в странах, в которых происходил быстрый и стабильный рост экспорта. Все азиатские тигры (Сингапур, Гонконг, Южная Корея и Тайвань) развились от бедных стран до стран с высоким уровнем дохода благодаря стабильному росту в течение 30 лет. Чили и Китай также имели быстрый рост в течение 20 лет. Все эти страны характеризовались быстрым ростом экспорта. Все они или с самого начала имели низкую защиту от импорта (Гонконг и Сингапур) или прогрессивно либерализовали защиту от импорта для того, чтобы поддерживать рост экспорта. Так как защита от импорта представляет собой налог на экспорт (1), те страны, которые сначала защищали внутренние рынки (например, Южная Корея и Тайвань), приняли меры, чтобы стимулы для экспорта были во всяком случае не хуже, чем для производства на внутренний рынок (2). Их программы требовали очень компетентных и не коррумпированных правительств - того, что большинство переходных экономик не имеют. Таким образом, низкие унифицированные тарифы и режимы, дружеские для либерализации прямых иностранных инвестиций (такие как в Гонконге, Сингапуре и Чили), являются рекомендованным методом для внедрения модели экономического роста открытой экономики.

2. Задание Украины - это диверсифицировать и усилить свою экономику при помощи улучшения инвестиционного климата.

Украинская экономика в течение последних четырех лет характеризовалась быстрым ростом экспорта. Тем не менее, в сравнении с центральноевропейскими странами (например, Польшей), украинский экспорт недиверсифицирован и не отвечает цепям поставки торговых партнеров. Также ему присущ низкий уровень обработки и двусторонняя торговля (3). В частности, металлургический сектор выиграл от роста мировых цен на металлургическую продукцию, являющихся нестабильными по своей природе. Таким образом, для того чтобы удержать свой рост, Украина должна диверсифицировать и модернизировать свою экономику. Ключевым моментом этого является постоянная работа с торговыми партнерами для получения инвестиций, технологии и доступа к иностранным рынкам. Для того, чтобы это произошло, следует уделять внимание улучшению потребительских и бизнес - услуг с помощью лучшего регулирования и установления партнерства между частным бизнесом и правительством (например, содействовать инфраструктурным инвестициям в телекоммуникации, энергетику и транспорт). Украине следует снизить регуляторное давление на бизнес и налоговое давление на рабочую силу и создать рыночные механизмы, которые являются слабыми или отсутствуют (например, рынок сельскохозяйственных земель, сильная и не коррупционная судебная система, прозрачная система корпоративного управления, прозрачный приватизационный процесс, и тому подобное).

3. Вступление в ВТО - это уникальная историческая возможность двигаться к открытой модели экономического роста.

Лоббирование и политические аспекты экономики часто позволяют специальным интересам сильно влиять на политику, тем самым замедляя реформы. Вступление в ВТО требует реформ во многих секторах, и должностные лица наивысшего уровня привлекаются к переговорам по вступлению в ВТО. В результате вступление в ВТО предоставляется возможность ускорения реформ во многих ключевых секторах. Более того, обязательство перед ВТО относительно реформ является обязательным в соответствии с международным соглашением. Как следствие, в отличие от реформ, которые просто проводятся правительством, обязательства перед ВТО не могут быть легко возвращены следующими правительствами, которые, возможно, будут менее подвержены либеральному режиму в отрасли торговли и прямых иностранных инвестиций.

4. Мировой опыт свидетельствует, что открытие экономики для торговли и прямых иностранных инвестиций увеличивает доход и диверсифицирует экспорт, без изменений относительно общего уровня безработицы.

Международный опыт свидетельствует, что в среднесрочном периоде не происходит значительных изменений в занятости, которые были бы связаны с либерализацией торговли, и то же самое произойдет, мы верим, в Украине в результате вступления в ВТО. В дополнение, учитывая, что потребительские и бизнес - товары будут относительно дешевыми, доход среднего рабочего увеличится в том смысле, что на него можно будет купить больше товаров и услуг.

Тем не менее, существует опасение, что увеличение импорта вследствие снижения тарифов будет сопровождаться безработицей. Хотя некоторые предприятия являются неконкурентоспособными, международный опыт свидетельствует, что увеличение конкуренции повышает эффективность национальных производителей и они становятся более конкурентоспособными в средне - и долгосрочном периоде, а следовательно, могут конкурировать с международными компаниями как на внутреннем, так и на внешних рынках. Определенная часть роста производительности предоставляется работникам в виде растущей заработной платы (смотри ниже).

В этом контексте мы хотим задать такой фундаментальный вопрос: как Украина будет платить за растущий импорт? Иностранцы будут требовать свободноконвертируемую валюту за их товары и услуги. В этом случае экспорту придется вырасти, чтобы обеспечить оплату за импорт. В то время как другие факторы влияют на валютный курс (такие, которые согласовываются с недавним удорожанием гривни и обсуждение которых можно найти во многих источниках (4), спрос на импорт будет, при других равных условиях, действовать в сторону удешевления гривни. Это будет содействовать как росту экспорта, так и снижению импорта. Дополнительный экспорт даст возможность оплачивать дополнительный импорт. Занятость тогда будет расти в экспортирующих секторах так же, как и заработная плата.

5. Вступление в ВТО должно содействовать диверсификации и увеличению экспорта и росту заработной оплаты. Экспортно - ориентированные сектора будут расти и привлекать рабочую силу из секторов, которые не экспортируют.

Экспортно - ориентированные сектора особенно выиграют от вступления в ВТО, так как они воспользуются реальным удешевлением гривни и открытием международных рынков для украинских товаров. Экспортно - ориентированные сектора будут увеличивать заработную плату для привлечения рабочих из секторов, которые конкурируют с импортом, и неторговых секторов экономики, каждый из которых уменьшится относительно экспортно - ориентированных секторов.

6. После вступления будет доступ к широкому спектру программ для поддержки сельского хозяйства, которые считаются не вредящими торговле.

ВТО накладывает ограничения на экспортные и производственные субсидии в сельском хозяйстве, так как они считаются мешающими торговле. Но государственная поддержка сельского хозяйства в обучении, социальных платежах, инфраструктурных услугах, контроле за вредителями, земельной реформе, маркетинге и исследованиях позволяется ВТО без любых ограничений (5). Ключевой политический вопрос для Украины после вступления в ВТО останется прежним: как следует внедрять нужные структурные реформы, включительно с земельной реформой, чтобы улучшить эффективность сельского хозяйства, и сколько поддержки необходимо для сельского хозяйства по сравнению с другими секторами экономики?

7. Если Украина станет членом ВТО, украинские экспортеры будут иметь дополнительные права на иностранных рынках и будут в сильной позиции для получения статуса "рыночной экономики".

Украинские экспортеры также будут иметь дополнительные права в спорах, которые возникают во время иностранных антидемпинговых расследований. Украина будет способна использовать механизмы ВТО для разрешения споров для защиты своих торговых интересов. Торговые споры между членами ВТО решаются, основываясь на правовом соглашении ВТО, согласно которому как богатые, так и бедные страны имеют равные права и равные возможности в переговорах. На практике, пользуясь системой разрешения споров ВТО, бедные страны часто выигрывали у больших и богатых стран.

Непропорциональное количество антидемпинговых расследований негативно влияло на украинский экспорт. Одна из частей этой проблемы - то, что отсутствие членства позволяет другим странам считать что - то демпингом, не проходя через правила и процедуры, установленные ВТО. Другая часть заключается в том, что Украина не имеет статуса страны с рыночной экономикой. Это позволяет другим странам не учитывать сравнительные преимущества Украины (такие, как цены на составные продукции) во время расчета, что является справедливой ценой для украинского экспорта. Членство в ВТО заставит другие страны использовать правила ВТО во время антидемпинговых расследований. Однако это не значит автоматически статус страны с рыночной экономикой. Следовательно, Украине придется получать этот статус как часть переговорного процесса. Но даже если Украина не сможет получить рыночного статуса, членство в ВТО предоставит Украине возможность быть в лучшей позиции для получения его позже.

8. Как член ВТО, Украина сможет продолжать иметь преференциальные условия торговли со своими историческими торговыми партнерами как, например, с Россией.

Соглашения ВТО разрешают региональные торговые соглашения - НАФТА и Европейский Союз являются яркими тому примерами.

9. Если Украина вступит в ВТО, она займет свое место как член ВТО с правом голоса в формировании правил международной торговли в многосторонних торговых переговорах, которые должны иметь общее согласие всех сторон.

Есть 148 стран - членов ВТО. Торговля между ними составляет 97% мировой торговли, включая 95% всех продовольственных товаров, продающихся в мире. Дополнительно 31 страна, включая Украину, находится в процессе вступления в ВТО. Если Украина не вступит в ВТО, новые правила от доминирующей организации в сфере международной торговли будут влиять на нее, но она не будет иметь права голоса во время их формирования. Однако все соглашения ВТО требуют единодушного согласования всех стран - членов, что обеспечивает право голоса меньших стран также принимать во внимание. Если Украина вступит в ВТО, другим странам придется получить согласие Украины на многосторонние соглашения.

10. Опыт Китая и расчеты для России свидетельствуют об очень позитивных последствиях от вступления в ВТО.

Экспорт Китая рос в среднем на 15% с 1980 ко времени вступления Китая в ВТО в 2001 году. С того времени скорость роста экспорта удвоилась и достигла в среднем 30% в год.

Расчеты для России свидетельствуют, что она выиграет 7,2% своего потребления в среднесрочном периоде от вступления в ВТО, но около 24% в долгосрочном периоде, который включает позитивное влияние вступления в ВТО на инвестиционный климат. Хотя моделирование этого для Украины еще находится в работе, мы ожидаем, что результаты будут также позитивными для Украины. Подавляющее большинство российских домохозяйств выиграют от вступления в ВТО, а бедные выиграют во всяком случае также, как среднее российское домохозяйство. Невзирая на позитивный эффект для домохозяйств и экономики, государственная система социальной помощи является критической особенно для наиболее бедных слоев населения, которым может быть труднее во время перехода (6).

1 Защита от импорта уменьшает спрос на иностранную валюту, таким образом появляется тенденция к удорожанию национальной валюты, которое уменьшает конкурентоспособность экспортеров. Стоимость составляющих и сырья для экспортеров также может вырасти.

2 Они внедряли сложные программы (например, косвенное снятие пошлины) для того, чтобы предоставить те же стимулы экспортерам, которые получали производители на внутренний рынок вследствие протекционизма Так как протекционизм вредит экспортерам, то становится очевидным что уменьшение защиты является необходимым (но не достаточным) условием для устоявшегося быстрого экономического роста в странах с переходной экономикой.

3 СМ. Исследование торговой политики Украины, 16 ноября 2004 года, Мировой банк.

4 Смотри, например, Программный документ Первой ссуды на политике развития Украины, Мировой банк, 31 мая 2005 года. www.worldbank.org.ua

5 СМ. С. Демьяненко и В. Галушко. в S. von Cramon - Taubadel, S. Demyanenko and A. Kuhn (eds.) - Ukrainian Agriculture - Crisis and Recovery, Germany: Shaker Verlag, pp. 17 - 25; а также исследование Института экономических исследований и политических консультаций промышленности и сельского хозяйства, Киев, 26 марта, проект исследования

6 Смотри: Thomas Rutherford, David Tarr and Oleksandr Shepotylo. но Jesper Jensen, Thomas Rutherford and David Tarr, Скатать можно по адресу www.worldbank.org/trade/russia - wto.

Дэвид ТАР, ведущий экономист Департамента исследования экономик мира Всемирного банка (Вашингтон) Марк ДЕВИС, старший экономист Представительства Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове (Киев)

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5518
 0,1690
0,43
EUR
1
42,4312
 0,1144
0,27

Курс обміну валют на вчора, 11:06
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3000  0,10 0,27 39,8372  0,10 0,25
EUR 42,2144  0,05 0,13 42,9564  0,09 0,22

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5200  0,18 0,46 39,5400  0,18 0,46
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес