Фінансові новини
- |
- 04.08.24
- |
- 01:18
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Шейховедение (Контракты выяснили, почему украинский бизнес не пускают в Ирак)
11:59 24.06.2005 |
У нас есть экономические интересы в Ираке. Эту фразу как заклинание повторяют украинские чиновники разного уровня, отвечая на вопрос, что мы делаем в этой стране. "Около 200 ведущих предприятий и компаний Украины имеют готовые проекты в рамках восстановления иракской экономики", - утверждает, например, первый вице - премьер Анатолий Кинах. Радовался украинским перспективам в Ираке и секретарь СНБО Петр Порошенко, после визита в эту страну. Но результатов нет. И вовсе не потому, что в Ираке по - прежнему нестабильно и опасно.
О тендерах и нашей конкурентоспособности
"Достаточно непрозрачные тендеры, достаточно непрозрачные решения относительно распределения субподрядных работ", - охарактеризовал первый вице - премьер Украины Анатолий Кинах систему распределения заказов в рамках восстановления Ирака. В этом - лишь часть правды. На самом деле украинские чиновники пытаются играть на иракском рынке по правилам, которые могут быть интересны только им.
Контракты в Ираке получают компании тех стран, которые изначально выделили средства на восстановление этой страны. Сначала в Ирак нужно вложить деньги, инвестировать, и только затем пожинать плоды. С осознанием того, что этих плодов - учитывая нестабильность в Ираке - может в конечном счете и не быть. По итогам Мадридской конференции 2003 года США выделили Ираку $18 млрд в виде займов, Япония - $5 млрд, из которых $2 млрд безвозмездно и $3 млрд в виде займов, Саудовская Аравия подарила Ираку $1 млрд, Кувейт - $1 млрд.
Украинские же компании решили зайти в Ирак по - иному: дайте нам контракт, мы его выполним, а потом вас отблагодарим. Прежняя и нынешняя украинская власть считала международную коалицию своего рода акционерным обществом, где солдаты и были взносом в уставный капитал, пакетом акций, который автоматически должен гарантировать выплату дивидендов в виде контрактов.
Как результат, на сегодняшний день украинские компании имеют минимальные, если не нулевые, шансы на получение генеральных подрядов. Их получают американские корпорации, а в качестве субподрядчиков выступают иракские фирмы, преимущественно представляющие частный бизнес.
Привлечение именно местных подрядчиков позволяет обеспечить лояльность иракцев, минимизировать затраты на оплату рабочей силы и уменьшить расходы на организацию безопасности. При таком раскладе привлекать украинскую рабочую силу, вместо иракской, у американских компаний нет резона.
Украинским компаниям светят разве что прямые двусторонние контакты с иракскими субподрядчиками. Кстати, в таком случае иракские компании, могли бы стать главным источником информации о проектах и тендерах, которые финансируются как из американского, так и из иракского бюджета.
Правда, при этом надо отдавать себе отчет в том, что украинские предложения в Ираке воспринимаются как просьба незнакомого прохожего купить кота в мешке. До сих пор украинские компании не выполнили необходимое домашнее задание - показать себя в максимально выгодном свете, разработать каталоги, рассчитанные на необходимую целевую аудиторию, растиражировать свою продукцию в бумажном виде и на компакт - дисках.
Но даже если украинский товар или услуги узнаваемы, и их готовы купить то ли американские распорядители заказов, то ли сами иракцы - существует барьер другого рода. Украина не может поставить товар быстро и без предоплаты. В отличие от всех остальных, кто пытается утвердиться на иракском рынке. Пример - один из контрактов предусматривал возможность поставки машины скорой помощи в Ирак. Украинская цена - даже с привлечением российских контрагентов - распорядителям иракских заказов понравилась.
Одно условие - кондиционеры в машинах. Однако после того как заказчик услышал, что на доставку базовых моделей нужно два месяца, а при условии установления кондиционеров - все три, контракт отдали иракским трейдерам. Нужное количество автомобилей Hundai пригнали из Эмиратов менее чем за две недели и поставили под окна офиса заказчика.
Американские представители в Ираке и рады бы закупить дешевый товар , но делать это опасаются. "Да, мы могли бы заказывать все товары в Америке. Их доставят в течение месяца. Но транспортировка из Штатов обходится в $2 тыс. за тонну груза. Поляки делают поставки в Ирак максимум за месяц - хотя им везти груз приходится через пол - Европы.Почему же украинским компаниям нужно не меньше двух месяцев на доставку, если у вас есть прямое железнодорожное соединение с вашими же портами на Черном море? - удивляется один из американцев, представляющий интересы США в Ираке. - С такими сроками на доставку на фоне возможностей местных компаний, которые нам поставляют корейскую или японскую технику на протяжении 2 - 3 недель, вы неконкурентны по определению. Если хотите здесь хоть что - то продать, вам уже сейчас нужно грузить корабли и создавать склады на территории соседних стран. Правда, не советуем это делать в Сирии>.
О важности востоковедения
Долгие годы санкций ООН против Ирака повлияли на формирование особой схемы поставок товаров в эту страну. А именно - львиная часть товаров попадает в Ирак не на основе прямых поставок, а реэкспортируется, в первую очередь, из Иордании и Объединенных Арабских Эмиратов.
Туда выехали крупнейшие иракские кланы во времена саддамовских гонений. Эти страны являются главными торговыми воротами в Ирак и сейчас - из - за сохраняющейся нестабильности в зоне "умиротворения". В Иорданию и ОАЭ также перенесены офисы едва ли не всех крупных зарубежных компаний, расширяющих присутствие на иракском рынке. В этом безопасном "бизнес - инкубаторе" большую часть заграничного времени проводят и иракские бизнесмены средней руки.
Вывод для украинских бизнесменов - если хотите быть в Ираке завтра, сегодня вы должны быть в Эмиратах, Иордании, Кувейте, Сирии. Нужно создать собственные "тыловые базы", открывать свои представительства, устанавливать прямые контакты с местным и иракским частным бизнесом, создать дилерскую сеть и обеспечить сервис, после чего украинская продукция пойдет в Ирак сама собой. И уже не важно как - организация доставки и безопасность будет проблемой иракского бизнеса и вопросом его выгоды.
Пока так не делается. И контракты не идут. Пример: владелец одной транспортной компании из Ирака захотел купить для начала 20 грузовиков КрАЗ. "Мерседес, конечно, лучше, но за те же деньги я буду иметь два, если не три КрАЗа!", - резюмировал иракский бизнесмен. Отдел сбыта украинского завода предоставил всю необходимую информацию и полномочия для заключения контракта. Но уже в день подписания потенциальный покупатель неожиданно отказался. "Где же я для этих машин возьму потом запчасти? В Эмираты я бы за ними еще поехал, но не в Украину", - объясняет свой отказ транспортник из Ирака.
Не менее важна в продвижении товаров и услуг в Ираке и работа на местах - с родоплеменными лидерами. Шейхи, в отличие от перманентных партийных и государственных лидеров, вечны. Их не освобождают с должностей и не переизбирают. Шейхи контролируют бизнес в зоне расселения своего племени. Так, в зоне ответственности украинского контингента строительные проекты координируются и согласовываются, в первую очередь, с шейхами. Шейх лично рекомендует строительную компанию, принадлежащую одному из членов его племени, и берет на себя гарантии безопасности проведения работ, дальнейшей эксплуатации и охраны объекта. Плата за нарушение этой традиции слишком высока. В том числе - и солдатские жизни. Сегодня есть пять реально востребованных проектов в секторе, контролируемом украинским военным контингентом, и где контакты с шейхами еще в цене. Местные власти и племенные вожди гарантируют безопасность работы специалистов, задействованных в выполнении этих проектов.
О броненепробиваемых услугах
Еще Украина хотела продавать в Ирак военную технику и услуги. Новой армии Ирака нужно все - от танков до бронежилетов. В Киеве говорили об украинско - польском тандеме в модернизации иракских Т - 72 едва ли не за $100 млн. О поставке ремонтного завода, бронетранспортеров и вертолетов. Но и в этом направлении не задалось - из - за неповоротливости и не дальновидности отечественных оружейников. Например, Иордания безвозмездно передала армии Ирака 150 БТР, большая часть которых экс - советского производства. 50 танков Т - 55 недавно передала Ираку Словакия - тоже безвозмездно. Но потом эту технику нужно будет ремонтировать. А это уже реальные деньги поставщиков. Тогда как наши спецэкспортеры работают по принципу: нет навара - нет товара.
Что нам делать?
Поездка секретаря Совбеза Петра Порошенко в Ирак, несмотря на заключенный с вице - президентом Ирака меморандум о сотрудничестве в военной и военно - технической сфере, принципиально ничего не изменила. Десант украинских оруженосцев в Ирак - в развитие этого визита - безрезультатный. Например, наши предложили иракцам палатки. Дешево. Но бесполезно - палатки ведь без кондиционеров. В лучшем случае удастся реализовать небольшую партию боевых разведмашин.
Украинское руководство заявило о замене военного контингента в провинции Васит на гражданских специалистов и советников. Но чисто аграрная провинция Васит с одной - единственной текстильной фабрикой, мягко говоря, потенциально не слишком емкий потребитель украинских услуг. Кроме того, Васит граничит с Ираном - потенциальной прифронтовой зоной.
Впрочем, иракские миллионы не потеряны безвозвратно для украинского бизнеса. Правда, для этого компаниям нужно выработать особую бизнес - стратегию с привлечением власти в качестве лоббиста их интересов. Например, пока в Ираке не будет обеспечена более - менее спокойная обстановка, необходимо создать рабочую группу по изучению возможностей и общих точек соприкосновения иракско - украинских интересов и дальнейшему формированию общегосударственной стратегии по выходу украинских предприятий на иракский рынок.
В группе должны работать не чиновники, которые не рискуют своими деньгами, а представители непосредственно частных компаний и специалисты в таких отраслях, как востоковедение, политология, экономика, оборонный комплекс. Одной из основных задач группы должно стать формирование пакета конкретных предложений, включая рекламную продукцию и т. д., для иракского правительства. Необходимое условие - активная предварительная подготовка.
Ее цель - добиться максимального расположения иракской стороны через контакты с местными властями и шейхами. Беспроигрышный ход - создать рабочие места для иракцев, обеспечив им нормальный, стабильный доход.
Бизнес в зоне ответственности
Строительство ГЭС на реке Тигр в районе г. Аз - Зубайдия.
В провинции Васит - наиболее сложная энергетическая ситуация по сравнению с другими регионами. Создание ГЭС в этой зоне - стратегическая задача для Ирака. В 2002 г. были выполнены подготовительные работы, но дальнейшему строительству помешала война. Техническая документация проекта отсутствует.
Строительство системы канализации в городах Аль - Азизия и Ас - Сувейра.
Такая система, как и во всем Центрально - Южном регионе, отсутствует полностью, что таит постоянную эпидемиологическую угрозу. Эти проекты, в частности в г. Ас - Сувейра на суму $8 млн, завязаны на взаимодействии с иракской стороной. Из - за отсутствия квалифицированных инженерно - строительных компаний власти города и шейхи согласны, чтобы строительство проводила зарубежная компания - в том числе и украинская, - но с привлечением местной рабочей силы. Гарантии безопасности работ уже предоставлены, но нерешенными остаются вопросы финансирования.
Реконструкция и модернизация кирпичного завода в г. Ас - Сувейра,
оснащенного немецким и уже полностью изношенным оборудованием. Местная власть заявила о желании установить на заводе новое оборудование с производительностью 600 - 650 тыс. штук кирпичей в день.
Строительство консервного завода в г. Ас - Сувейра.
В аграрной провинции Васит нет предприятий по переработке сельхозпродукции. Из - за этого местные жители вынуждены продавать выращенную продукцию практически за бесценок, и не хотят расширять свои угодья. Местная власть и шейхи крайне заинтересованы в первоочередном строительстве консервного завода по переработке томатов на томатную пасту и ее фасовке в привычные для иракского потребителя железные банки. Для решения этой задачи предлагается создать небольшое совместное предприятие.
Сергей ЗГУРЕЦ, Сергей ХАНЕНКО,
Центр исследований армии, конверсии и разоружения