Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Под прикрытием социальных расходов правительство увеличивает финансирование госаппарата

11:48 24.03.2005 |

Економіка

Для ублажения избирателей изменения к госбюджету - 2005 предусматривают увеличение социальных расходов. Однако финансирование госаппарата не стало меньше и по некоторым статьям даже выросло.

Самая большая глупость - перед сном прочесть проект изменений в госбюджет на 2005 год, предлагаемый правительством. Увиденные после этого кошмары, безусловно, дают бездну новых впечатлений, но о ночном отдыхе можно забыть. Более путаного финансового закона за последние пять лет Украина не видела.

Только треть текстовой части предложений правительства составляет сам переработанный в корне закон "О госбюджете на 2005 год". Остальные две трети - это предложения по внесению изменений в 88 нормативно - правовых актов. Данные две части настолько увязаны, что каждой модифицированной строке в бюджете соответствует какое - то нововведение на уровне отдельных документов. Понять суть предложенных в строках бюджета норм, не прочтя перед этим нужный нормативно - правовой акт, чаще всего невозможно.

Основная часть корректируемых документов регулирует налогообложение предприятий и населения, однако много и таких, которые касаются не фискальных, а общегосударственных вопросов. Например, предприятия с госдолей в уставном фонде более 50% обязали ежегодно составлять финансовые планы, на основе которых, судя по ранее сделанным заявлениям премьер - министра Юлии Тимошенко, будут рассчитываться нормативы отчислений в бюджет.

Общий объем только текстовой части закона - 163 страницы обычного шрифта. К проекту прилагаются девять дополнений в виде неудобоваримых таблиц.

В целом, проект изменений в закон о госбюджете - 2005 - это предмет для нескольких недель изучения толковым юристом. Что говорить о депутатах, большинство которых имеют дипломы лингвистов, историков и прочих неэкономических и не - юридических специальностей?

Например, в профильном, бюджетном комитете Верховной Рады наиболее широко представлены профессии инженера и агронома, есть даже дирижер. Экономистов и юристов - десять из почти сорока. Учитывая такой уровень профессиональной подготовки, на рассмотрение правительственного законопроекта депутатам потребуются месяцы.

Но этого времени у них нет. Правительство подало архи - сложный документ всего лишь в понедельник, 21 марта. Рассмотрение в парламенте состоится уже 24 - го, и, по высказываниям чиновников, уже в этот день от депутатов хотят добиться четкого решения. Речь шла даже о том, что под стены парламента будут выводиться демонстранты, которые не позволят народным избранникам тратить время впустую на разговоры и якобы анализ последствий. Правительство народного доверия нуждается в быстром принятии важнейшего финансового документа, и здесь не до мелких амбиций, даже если они обоснованы.

Между тем, анализировать предложенный правительством документ нужно обязательно. Принять его без тщательных экспертных оценок - значит, обречь экономику на невиданный по масштабу эксперимент. Вероятнее всего, позитив в итоге перевесит, но может быть и обратный вариант. Первые два месяца этого года показали, что экономика входит в фазу стагнации. Это означает, что она растет по инерции, но новых стимулов к развитию нет. И если усилить налогообложение, стагнация может плавно перейти в спад, почти неизбежно сопровождаемый инфляцией.

Правительство, внося одним законом изменения в 88 других, фактически, "продавливает" новый Налоговый кодекс. Изменения в фискальной (по сбору обязательных платежей в бюджет) политике настолько масштабны, что можно говорить о новой революции. На этот раз - бюджетной.

Чем она закончится для экономики, неизвестно. По ряду направлений бизнеса происходит увеличение налогов, в целом по экономике расширена база их взимания - под категорию плательщиков подведены прежние льготники и даже предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения. Новации касаются НДС, акцизов, налога на прибыль, платы за землю, экспортных и импортных таможенных пошлин, а также взыскания с крупных госпредприятий - монополистов долгов прошлых лет.

За счет изменений, а также перерасчета прогнозных показателей развития экономики, правительство планирует нарастить доходы сводного (государственный плюс местные) бюджета на 21,4 млрд. грн., до 131,2 млрд. грн. Из этой суммы 81% денег поступит в центр - в госказну.

Однако, если, по мнению многих экспертов, свободные экономические зоны и территории приоритетного развития являются просто налоговыми "гаванями", никак нельзя сказать то же самое о малом бизнесе в регионах, в которых не развито крупное производство, а население занято преимущественно в агросекторе (см. коллективное письмо 226 - ти частных предпринимателей города Борщив Тернопольской области к Президенту и премьер - министру Украины).

Что самое удивительное, Кабмин находит поддержку в лице спикера парламента Владимира Литвина. С одной стороны, глава Верховной Рады требует "не давить на законодателей", с другой - делает смелый прогноз о том, что законопроект будет поддержан с ходу, потому что ни один депутат не позволит себе блокировать закон, предусматривающий значительное повышение доходов слоев населения, зависящих от бюджета - пенсионеров, инвалидов, матерей - одиночек, студентов, военнослужащих.

"Думаю, именно эта социальная составляющая будет подталкивать депутатов голосовать "за", - отметил Литвин по итогам встречи с Президентом, на которой он уже пообещал способствовать продвижению документа.

Действительно, на первый взгляд, намного увеличиваются социальные выплаты. До 18,6 млрд. грн. увеличены перечисления Пенсионному фонду. Еще 9,6 млрд. пойдут на увеличение зарплат бюджетникам, выплат военным, инвалидам, семьям с детьми и другим категориям населения. В 22,6 раза увеличено пособие по рождению ребенка.

Правительство делает ставку именно на эти статьи. Уже на первой странице объяснительной записки к законопроекту Кабмин привел несколько чисел, которые должны показать депутатам неизбежность принятия закона.

Однако доля "социалки" не настолько весома, как это может показаться. Доходы госбюджета увеличены в новой редакции документа на 20 млрд. грн. Социальные расходы выросли лишь немного по сравнению с прошлой редакцией документа. 7,5 млрд. грн. дополнительно на пенсии, 5,6 млрд. грн. бюджетникам, 4 млрд. грн. малоимущим и военнослужащим - вот основные статьи прироста "социалки". Все остальные надбавки мизерны - от сотен тысяч до десятков миллионов гривен в масштабах страны.

Зато на 101,5 млн. грн. увеличены доходы Генпрокуратуры, на 409 млн. грн. - МВД, на 4,9 млн. грн. - такой антирыночной инстанции, как Госинспекция по контролю над ценами. Министерство культуры "выбило" себе дополнительные 102 млн. грн., аппарат Минобороны - 295 млн. грн., МЧС - 156,8 млн. грн. Список можно продолжать, и добавить в него министерства и ведомства, лишь для вида ограниченные в финансировании. Например, МинАП получит меньше всего на 208 млн. грн., но ему достанутся 5,8 млрд. грн. Между тем, до аграриев все предыдущие годы средства не доходили. Они шли на научные исследования и разработку концепций.

Все описанные повышения отнюдь не связаны с социальными расходами. Это деньги, которые достанутся чиновникам.

Получается, что программа "Навстречу людям" - это удачное прикрытие для сохранения финансирования госаппарата. Именно поэтому в новом бюджете отсутствует укрупненная разбивка расходов по направлениям финансирования, которая показывает, сколько получит образование, сколько медицина, а сколько - спорт. В предыдущие годы такое расписание было.

Правительству есть что прятать. Прикрываясь социальными статьями, оно увеличивает налоговое давление на экономику, чтобы перенаправить деньги чиновникам. Параллельно повышая железнодорожные тарифы и стоимость электроэнергии - это не отражается в бюджете, но также ощутимо.

Тактика Кабмина беспроигрышна. Повышенные социальные расходы помогут партии власти выиграть парламентские выборы 2006 года, а депутатов заставят голосовать за повышение уровня жизни чиновников.

Сергей ЛЯМЕЦ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на вчора, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4404  0,06 0,15 39,9880  0,06 0,16
EUR 42,6900  0,08 0,19 43,4772  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес