Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Предвыборное реинвестирование может стимулировать инфляцию

09:00 14.06.2004 |

Економіка

Недавно первый заместитель председателя НБУ Арсений Яценюк, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что Нацбанк допускает возможность покупки резидентами украинских акций у офф - шорных компаний, которые в свое время не зарегистрировали внесение иностранной инвестиции в Украину. Однако каждый такой случай правление НБУ будет рассматривать отдельно. Данная схема - одна из наиболее популярных методик вывода капиталов за границу. А тема экспорта (и реэскпорта) капиталов (в том числе под "инвестиционным соусом") с каждым днем, приближающим нас к выборам, становится все более актуальной.

Вместо предисловия

Глобализация стимулировала обмен денежными потоками между континентами, с каждым годом наращивая их объемы и скорость. Однако еще осенью 1997 года у данной тенденции появились сопутствующие неприятности. Началось с того, что благодаря современным средствам телекоммуникации из объятого кризисом региона Юго - Восточной Азии в сжатые сроки было выведено, по разным оценкам, от $180 до $200 млрд. Второй "звонок - предупреждение" прозвучал на изломе века в связи с Bank of New York, сотрудники которого оказались замешанными в отмывании денег. Затем обратили внимание на финансовые потоки с запахом нефти, найдя в них следы разнообразных исламских радикалов. Напомним, что планетарная активизация борьбы с отмыванием денег была инициирована на фоне упадка экономики. Объем мирового фондового рынка (то есть инвестиций) в 2000 - 2002 гг. упал на $13 трлн., что соизмеримо с Великой депрессией 1929 - 1932 годов и кризисом 1973 - 1974 годов. FATF, преграждая путь грязным деньгам (оборот - от $600 млрд. до $1,3 трлн. в год) в легальный и крайне нуждающийся в инвестициях бизнес, делала это вполне сознательно и объективно. Невнимательное отношение к рекомендациям экспертов FATF, авторитет и значимость которых в последние годы выросли, чревато санкциями. Не избежала этой участи и Украина, угодив в черный список стран, недостаточно активно борющихся с отмыванием грязных денег.

Антиотмывочный ажиотаж

Если припомнить недавнюю историю, в первой половине 2002 года по личной просьбе Леонида Кучмы FATF отложила введение санкций до октября (затем - до 15 декабря), тем самым дав парламентариям шанс принять цивилизованный антиотмывочный закон. Однако принятый 28 ноября 2002 года Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем" в FATF сочли малоэффективным, что и дало повод 20 декабря рекомендовать странам - членам FATF применить санкции к Украине как к стране, борющейся с отмыванием денег без энтузиазма. После этого наши доблестные нардепы заработали в режиме "жареного петуха", стремясь поскорее выполнить пять условий для отмены санкций: внесение ряда изменений в Уголовный кодекс, в Закон "О банках и банковской деятельности", снижение суммы транзакций, подвергаемых проверке, обеспечение эффективной работы департамента финансового мониторинга и, наконец, выступление с политическим заявлением на сессии FATF 11 - 14 февраля 2003 г., которым украинское руководство подтверждает свою решимость бороться с отмыванием грязных денег. Забавно, что обескураженные придирчивостью FATF киевские чиновники решили перестраховаться. На своем заседании 29 января 2003 г. Кабмин принял еще и Программу противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Кроме того, парламент принял Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам предотвращения использования банков и других финансовых учреждений с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем". Был модернизирован Закон "О банках и банковской деятельности", который обязывал комбанки разрабатывать и совершенствовать правила и методы внутреннего финансового мониторинга с учетом требований законодательства о предотвращении легализации преступных доходов. Принятые парламентом поправки снизили порог транзакций, подлежащих мониторингу, до 80 тыс. грн. как для безналичных, так и для наличных расчетов. Напомним, мониторинговый порог в США составляет $5 тыс., в Швеции и Финляндии - $15 тыс., в России - $10 тыс.

Нацбанк уполномочен предложить:

В этой ситуации основным "подрядчиком" финансовой разведки оказался Нацбанк. На фоне лихорадочной активности большинства госорганов, торопившихся продемонстрировать свою лояльность FATF, мероприятия НБУ выглядели более - менее логичными.

Так, 15 февраля 2003 года Нацбанк запретил проводить операции по покупке валюты на межбанковском рынке страны по договорам между резидентами и нерезидентами о покупке - продаже ценных бумаг украинских эмитентов без наличия индивидуальной лицензии НБУ, считая, что этой схемой пользовались для вывода капиталов за рубеж. По словам Сергея Тигипко, лицензирование было введено прежде всего для борьбы с оттоком капитала из Украины по схеме: резидент Украины покупает украинские акции по 1 грн. и продает по этой же цене офф - шорной компании, которая впоследствии продает эти акции обратно резиденту Украины, но уже по 10 грн. В результате этого отток капитала из Украины составляет 9 грн. на 1 акцию. По данным главы НБУ, благодаря подобной схеме в 2000 году страну покинули $385 млн., в 2001 году - $898 млн., в 2002 году - уже $2,271 млрд. Впрочем, уже тогда, в середине февраля 2003 года, эффективность данного постановления эксперты оценивали скептически.

Во - первых, описанная руководством НБУ схема активно эксплуатировалась в 1997 - 1998 гг., а после 2000 года использовались более "тонкие" методы экспорта капиталов, не противоречащие законодательству. Так или иначе, но спустя год, в конце апреля 2004 года, упомянутый выше зампред НБУ Арсений Яценюк уверял, что именно благодаря постановлению объем экспорта капитала сократился в 4 раза.

Во - вторых, "недолговечность" постановления прогнозировалась в контексте предполагаемой амнистии капиталов, а также ожидаемой либерализации валютного рынка: Последние "обстоятельства", по идее, должны были активизировать инвестиции в Украину с одновременной, хотя и осторожно - поступательной, адаптацией нормативной базы кредитно - денежного обращения к евростандартам. С той поры евроинтеграционный вектор Киева несколько "притупился", а 7 июля Президент дал установку "строить Европу в отдельно взятой Украине":

Между тем в связи с надвигающимися президентскими выборами наблюдается рецидив интереса к уже полузабытому постановлению НБУ.

Ветер перемен

Хитрые экспортеры капитала по "серым схемам" спустя несколько дней после вступления в силу постановления НБУ нашли простой, но гениальный способ обойти нацбанковскую рогатку, заменив термин "юрлицо" на "физическое лицо". НБУ "ответил" соответствующим постановлением, запретив операции по приобретению СКВ на межбанковском рынке по договорам между резидентами и физлицами - нерезидентами о покупке - продаже ценных бумаг украинских эмитентов без наличия индивидуальной лицензии НБУ.

Время шло, и лишенный кредитов МВФ и Всемирного банка Кабмин начал ощущать некоторый дискомфорт. Да и Президент регулярно интересовался судьбой своего указа от 7 июля 2003 года "О дополнительных мероприятиях по привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины", которым предписывалось улучшать инвестклимат страны. В результате из недр правительственной "кухни" появился долгожданный законопроект "О господдержке и стимулировании инвестиционной деятельности", который и был направлен на утверждение Рады. "Изюминкой" документа стала очередная попытка отсечь притязания местных бюрократов, требующих от инвесторов - нерезидентов попутных вложений в региональную инфраструктуру и прочие, не имеющие ничего общего с производством проекты.

Несмотря на кажущийся прогресс, эффективность очередного закона, по нашему мнению, будет невысокой. Инвесторов уже "заманивали" разнообразными льготами, оформленными в давнишнем законе "Об инвестиционной деятельности" и благополучно почившими в Бозе стараниями нескольких кабинетов. Кроме того, автор не исключает, что под "маской" инвестиций в страну хлынут деньги фондов в поддержку того или иного кандидата в президенты. О реальности подобного механизма говорит высокая селективность кабминовских бюджетных дотаций регионам в конце мая, которую многие независимые эксперты расценивают как "официальное поощрение" за поддержку претендента "от власти".

Электоральные инвестиции

Между тем эволюция взглядов на нерезидентские деньги коснулась и Нацбанка: Упомянутый выше г - н Яценюк, говоря о допустимости покупки резидентами украинских акций у офф - шорных компаний, уточнил: "Если нет свидетельства о регистрации иностранной инвестиции, мы будем требовать другие документы, подтверждающие перечисление иностранной инвестиции на территорию Украины, и в каждом отдельном случае правление Нацбанка будет решать - возможно это или нет, являются ли такие документы достаточным подтверждением иностранной инвестиции или нет. Ценные бумаги продавались офф - шорным компаниям, затем - другим офф - шорам, за пределами границы был целый ряд непонятных операций. Каким образом и как переходили ценные бумаги - об этом документа, подтверждающего, что такая - то офф - шорная компания завезла в Украину иностранные инвестиции, ни у кого нет".

Наиболее внимательные отечественные аналитики узрели в этом спиче ревизию взглядов НБУ в отношении свежих денег. Скорее всего, Центробанк склоняется к поддержке законодательных инициатив Кабмина. Вышеупомянутые признаки эволюции вызваны целым рядом причин. В том числе и приближающейся предвыборной кампанией. В конце концов, выборы - это большой бизнес: рост рабочих мест, солидные заказы на разнообразный агитационный сервис. Причем деньги, находящиеся в "избиральном обороте", все равно остаются внутри страны.

Однако за эту "составляющую" Украине придется заплатить почти сообразным падением "настоящей" инвестиционной привлекательности, традиционно проистекающим из рисков, связанных с политической предвыборной неопределенностью. Необходимо напомнить о сопутствующих предвыборному росту импорта капитала проблемах. Твердая валюта "инвестиций" вызовет неизбежное укрепление гривни, которое не понравится экспортерам. Собственно, эта ревальвационная тенденция доминирует на рынке страны с апреля текущего года, причем наша валюта "крепчает" ускоренными темпами на фоне опережающего роста ее же количества на корсчетах комбанков (более 6 млрд. грн.).

Даже с учетом ударного труда НБУ на фронте антиинфляционной стерилизации малейшее усиление потока предвыборных долларов чревато серьезным нарушением кредитно - денежной гармонии. Заметим, что скопившиеся на счетах Казначейства активы могут в любой момент быть отправлены на места, что станет причиной "зеркального" повторения кризиса межбанковского рынка осени - 2003, а также неконтролируемого всплеска инфляции, которую не сумеет спрятать даже Госкомстат. Иначе говоря, вероятный рост предвыборных "социальных" транзакций в комплекте с импортом капиталов могут сыграть злую шутку: львиная доля инвестиций в электорат исчезнет в "черной дыре" инфляции и может привести к перекосу отечественной финансовой системы.

комментарии:

По данным Госкомстата, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину за январь - март вырос на 3,2%, или на $216,318 млн., и на 1 апреля 2004 года составил $6946,489 млн. Чистый прирост иностранного капитала за январь - март составил $231,609 млн.: инвесторы вложили $282,343 млн., изъяли $50,734 млн.

Объем прямых инвестиций из Украины на 1 апреля 2004 года составил $167,203 млн. За январь - март украинские инвесторы вложили в экономики других стран $0,389 млн., изъяли $0,030 млн. Наибольшие суммы украинские инвесторы в январе - марте вложили в операции с недвижимостью - $68,8 млн., а также транспорт и связь - $55,4 млн.

Александр ДМИТРЕНКО

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес