Фінансові новини
- |
- 05.12.24
- |
- 04:37
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Бизнес": ГНАУ лжет МВФ?
10:44 02.02.2004 |
Нехитрая задачка, приведенная ниже, показывает, как можно спрятать от контролера 800 млн грн. В "прятки" играют наши чиновники с МВФ. Расплачиваться, как водится, будут налогоплательщики
Задача
У Юры было 2,48 млрд грн. Лука попросил у Юры 2,48 млрд грн. Юра отдал Луке 1,68 млрд грн.
Вопрос 1: Сколько денег осталось у Юры?
Ответ 1: 2,48 млрд грн. - 1,68 млрд грн. = 0,8 млрд грн.!
Вопрос 2: Куда девались деньги???
Ответ 2: Вероятно, Юра забыл правила округления и округлил 0,8 млрд грн. до 0
В редакцию БИЗНЕСа попало письмо ГНАУ ї437/5/12 - 0262, адресованное представительству МВФ в Украине. В этом письме налоговики сообщают, что общий остаток невозмещенных сумм НДС на 01.01.04 г. составляет 7,38 млрд грн., в том числе бюджетная задолженность - 1,68 млрд грн. Данные эти якобы взяты из оперативной сводной информации "О возмещении НДС" (форма 1913). Все бы ничего, если бы не следующие факты.
13 ноября 2003 г. первый вице - премьер - министр Николай Азаров утвердил Меры по уменьшению бюджетной задолженности по НДС, сложившейся на 01.10.03 г. (подробнее - см. БИЗНЕС ї48 - 49 от 01.12.03 г., стр.51). Пунктом 2.1 этого документа предусматривалось снизить сумму бюджетной задолженности по состоянию на 01.01.04 г. с почти 4 млрд грн., которые удалось "накопить" к тому времени, до 2,4 млрд грн.
16 января 2004 г. департамент налогообложения юридических лиц ГНАУ в своем письме ї24/15 - 2118/12 указал, что в соответствии с оперативной сводной информацией по форме 1913 остатки невозмещенных сумм НДС по состоянию на 01.01.04 г. составляют 7,43 млрд грн., в том числе бюджетная задолженность - 2,48 млрд грн. Эта информация направлялась управлению международных связей во исполнение особого поручения Кабмина ї5740/3 к ї1330/9 от 26.12.03 г. То есть, в принципе, в конце года налоговики потрудились на славу и почти выполнили задание своего бывшего шефа. БИЗНЕС уже писал, что в декабре 2003 г. только деньгами было возмещено почти 2 млрд грн., что в 3 раза больше обычной нормы (см. БИЗНЕС ї3 от 19.01.04 г., стр.31). Однако нельзя не заметить, что сумма бюджетной задолженности, которую налоговики представили МВФ, и сумма, которой оперируют во внутренней переписке, разительно отличаются.
При этом общая сумма невозмещенных остатков почти совпадает. Хотя и это "почти" ("всего" 50 млн грн.) выглядит довольно странно, ведь в обоих случаях авторы писем ссылаются на один и тот же отчет ГНАУ - "по форме 1913". Но это не все.
Как известно, Минфин продлил закрытие бюджетных счетов 2003 г. до 13.01.04 г., что привело к некоторой корректировке итоговых отчетных показателей. Окончательные данные за 2003 г. ГНАУ собрала только 19.01.04 г. (см. БИЗНЕС ї4 от 26.01.04 г., стр.12). Может, налоговики в своем письме в адрес МВФ сделали просто неверную ссылку на оперативную, а не уточненную информацию (хотя и в этом случае невозможно поверить, что данные могли "уточниться" с 2,48 млрд грн. до 1,68 млрд грн.)? Так ведь нет! Как следует из письма департамента администрирования учетных показателей и отчетности ГНАУ ї19 - 1218 от 23.01.04 г. в адрес департамента автоматизации процессов налогообложения, сумма просроченной бюджетной задолженности на 01.01.04 г., по данным отчета, собранного уже 21.01.04 г. (на базе налоговской АИС "Отрасль"), составляет 2,32 млрд грн. Что никак не смахивает на "скормленные" МВФ 1,68 млрд грн.!
Обнаружив во всем этом деле столь явные несовпадения, БИЗНЕС не преминул поинтересоваться в представительстве МВФ по поводу осведомленности иностранных наблюдателей о достоверности поступающей к ним информации и последствиях обнаружения этого факта. К сожалению, высокопоставленный работник представительства пожелал остаться неназванным, но предоставленная им информация довольно интересна. А вот ответы на другие вопросы оказались вполне прогнозируемыми. Из них следует: когда обман украинских чиновников будет обнаружен (а шила в мешке не утаишь), к Украине применят санкции. Следовательно, опять пострадают налогоплательщики. И это особенно "приятно", ведь оплачивать нам придется обыкновенный непрофессионализм и трусость отдельных должностных лиц.
Поэтому мы призываем ГНАУ в лице ее высшего руководства повиниться, пока не поздно, перед МВФ. Может, тогда страна получит прощение.
Комментарий налоговика Рассказ налоговика, пожелавшего остаться неназванным:
- Как ни странно, но причина всего происходящего - обыкновенное головотяпство. На заре сотрудничества с МВФ по этому вопросу, года полтора назад, ГНАУ передала ошибочную информацию с заниженными суммами долга. Но смелости признаться в этом не нашлось ни у кого. И вместо того чтобы передать МВФ уточненную информацию, ГНАУ стала систематически скармливать ему "дезу". Более того, под человека, обязанного по своей должности отвечать за всю отчетную информацию ГНАУ (тогда этот человек занимал должность замначальника главного управления), сначала создали главное управление, а теперь - департамент (речь идет о департаменте администрирования учетных показателей и отчетности и его руководителе Валентине Николайченко. - Ред.).
Позиция иностранного контролера
Как сообщил БИЗНЕСу "хорошо информированный источник" (так он просил называть себя сам. - Ред.) в представительстве МВФ в Украине, информацию о задолженности по возмещению НДС Фонд получает непосредственно от правительства Украины и поэтому не имеет оснований не доверять полученным данным. Однако если вдруг выяснится, что "идет неправильное информирование Фонда" (так называемый misreporting, а по - нашему просто обман. - Ред.), то это неизбежно повлечет за собой соответствующие санкции, как это случилось, например, два года назад, когда Украина была вынуждена досрочно вернуть транш МВФ (видимо, речь идет об обнаруженных МВФ неувязках с суммами золотовалютных запасов НБУ. - Ред.).
Официальная позиция ГНАУ Юрий Гриб, зампред ГНАУ:
- Данные о 1,68 млрд грн., о которых идет речь, были оперативными. По уточненным данным бюджетная задолженность на 01.01.04 г. составила 1,8 млрд грн., а общий остаток невозмещенных сумм - 6,4 млрд грн. БИЗНЕС заблуждается в том, что бюджетная задолженность на 01.01.04 г. может составлять сумму, близкую к 2,4 млрд грн. Хотел бы обратить внимание, что в прошлом году нам удалось остановить тенденцию роста бюджетной задолженности и даже добиться ее сокращения на 1 млрд грн. Попутно хочу заявить о необъективности публикации о результатах контрольной работы ГНАУ за 2003 г. (см. БИЗНЕС ї4 от 26.01.04 г., стр.30). Дело в том, что при уменьшении доначислений с 7,7 млрд грн. до 5,3 млрд грн. одновременно уплата доначисленных сумм увеличилась с 2,4 млрд грн. до 2,8 млрд грн. А это значит, что мы стали проводить контрольную работу так, что предупредили возможность появления "воздушных" доначислений. И тут ни в коем случае нельзя говорить о потере профессионализма.
ОТ РЕДАКЦИИ
Юрий Васильевич любезно согласился ответить еще на два вопроса: по поводу слухов об одновременной высадке 02.02.04 г. в Хмельницкой, Тернопольской и Ивано - Франковской областях налогового десанта зампред сказал "наверное". А о сути его ответа на вопрос о применении ст.83 Бюджета - 2004 можно прочитать на стр.86 - 88.