Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Курс правительственных реформ: социально ориентированный экономический рост

14:04 22.01.2004 |

Економіка

Чем ближе к окончанию "индульгенции", выданной парламентом Кабинету Министров одновременно с утверждением его программы, тем острее, несмотря на вполне пристойные экономические показатели, выглядят проблемы в его работе и тем меньше - корпоративная солидарность должностных лиц. Однако второе лицо в правительстве в своей статье говорит об этом осторожно. Похоже, правительство готовится к новой перегруппировке сил и портфелей.

ОРИЕНТИРЫ

Если бы мне нужно было выбрать один и самый главный показатель, по которому можно было бы сделать вывод о том, что украинская экономика вышла из многолетнего кризиса и набирает обороты, я бы, в первую очередь, сказал о государственном бюджете. В 2003 году он выполнен на 100%, а на 2004 год принят сбалансированным, на новой налоговой основе. Бюджет это не только тонны бумаги (солидный том по несколько раз во время чтений получает каждый из 450 народных депутатов). В нем находят отражение социальные стандарты, которые государство на данное время способно гарантировать населению страны. Поэтому бюджет, как и программа деятельности правительства, направлен на рост благосостояния людей. Это - стержневая задача. И какими бы ни были недостатки в работе правительства и руководимых им органов государственного управления, рекордный рост ВВП на 8,5 процента за год нашей работы стал фактом. Более того, я думаю, окончательный подсчет даст экономический рост на уровне 9 процентов.

Темпы экономического развития в Украине и твердая политика правительства соответствующим образом оценены международными рынками и организациями: дважды за год повышались инвестиционные рейтинги Украины, размещение евробондов признано лучшим государственным заимствованием года, усилия правительства привели к отмене финансовых санкций FATF.

Экономический рост привел и к социальным сдвигам в Украине: уровень официально зарегистрированной безработицы на конец прошлого года достиг наименьшего значения за годы экономического роста и составил 3,6%. Уменьшается и так называемая неполная занятость. Количество людей, которые по инициативе работодателей работали неполный рабочий день или неделю, уменьшилось на 11%. Более чем на треть сократилась численность работников, отправлявшихся в вынужденные отпуска. Таким образом, люди работали, получали зарплату. Реальный совокупный доход, полученный домашними хозяйствами в январе - ноябре прошлого года, увеличился почти на 8%. Такими же были темпы прироста ВВП. То есть экономика ориентировалась именно на человека. При этом на 12% выросли реальные доходы домашних хозяйств от заработной платы. Средняя зарплата в ноябре достигла 498 гривен и впервые за годы независимости на 36% превысила прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица. Количество людей, получающих такие зарплаты, уже достигает почти половины от всех занятых в отраслях экономики. А в позапрошлом году их было только 36%. Существенно улучшилось соотношение в оплате труда. По сравнению с прошлым годом до 13% (с 28%) уменьшилась доля работников, получавших минимальную заработную плату. Количество тех, кто зарабатывал от 500 до 1000 гривен в месяц, повысилось с 17 до 20%, а более 1000 гривен - вдвое. Почти на 16% выросли реальные доходы населения от социальных трансфертов в натуральной форме - бесплатных или льготных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры. Вдвое больше, чем в предыдущем году, предоставлено компенсаций процентной ставки по кредитам коммерческих банков молодым семьям и одиноким гражданам на строительство и приобретение жилья. Увеличен размер помощи для ухода за ребенком в возрасте до трех лет. Начиная с 1 января 2004 года вдвое увеличен размер одноразовой помощи при рождении ребенка. При этом, как мы считаем, в стране была довольно умеренная инфляция, а курс гривни, даже в обменных пунктах, практически не опускался ниже чем 5,35 за доллар. Действенны ли эти меры? Можно ответить утвердительно, потому что в стране зафиксирован рост рождаемости. В январе - ноябре более чем на 5% против соответствующего периода годом раньше (в прошлом году - на 3%) родилось детей. И это второй главнейший интегральный показатель, и одновременно подтверждение доверия общества, особенно молодежи, к политике реформ, которую проводит нынешнее коалиционное правительство при поддержке парламентского большинства.

ИНСТРУМЕНТЫ

Есть мнение, что хорошее правительство - это то, которое совсем не вмешивается в экономику. Но я не уверен, что в цивилизованном мире найдутся такие примеры. В Украине же правительство должно ежедневно и настойчиво работать, ведь до завершения начатых реформ нам еще далеко, так же как и до уровня жизни в развитых странах. Приведу только один пример: можно ли было без корректного регулирования рынка государством удержать такую ситуацию, когда закупочные цены на зерно повысились вследствие неурожая в пять раз (с 250 до 1200 гривен), а цены на хлеб - только на 30%? Какими катастрофическими были бы последствия для простых людей без такого вмешательства? Разве могло правительство бросить граждан напроизвол в ценовой стихии? Поэтому, в первую очередь, мы создавали условия для инвестиционно - инновационной модели развития экономики. Такая задача непросто воплощается в жизнь. Для этого важно иметь политическую стабильность в обществе, а также возможность в оперативном режиме принимать законодательные акты, направленные на реформирование экономики и социальных отношений. В этом мы чего - то достигли, положив начало совместным координированным действиям Кабинета Министров и парламента, правительства и Национального банка. Итоги экономического развития, "потепления" в деловом климате положительно восприняты агентами рынка, внутренними и внешними инвесторами. Годовой объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в Украину, по окончательным подсчетам должен достичь знаковой суммы - 1 млрд. долларов США, что вдвое больше, чем в 2002 году. Существенно возросло доверие населения как к государству в целом, так и к банковской системе. В 1,7 раза выросли вклады украинцев в банках и к концу декабря достигли 31 млрд. гривен. Почти половина кредитных ресурсов коммерческих банков создана за счет этих ресурсов. В январе - ноябре домашние хозяйства на 15% повысили расходы на приобретение потребительских товаров и услуг, благодаря чему вырос общий платежеспособный спрос, а оборот розничной торговли - на 20%. Рентабельная работа позволила нарастить сбережения и предприятиям. Депозиты субъектов хозяйствования выросли за 2003 год в 1,6 раза (на 9 млрд. гривен) и вдвое превышают их прирост за 2002 год. Как результат, кредитные вложения в экономику увеличились за прошлый год в 1,6 раза и настолько же - в отрасли, обслуживающие инвестиционную деятельность. Доля долгосрочных кредитов выросла с 26,6 до 42%. И в дальнейшем действия правительства будут направлены на системные структурные изменения в экономике, предусматривающие установление благоприятного налогового, денежного, валютного и таможенного режимов, дерегуляцию предпринимательской деятельности.

В течение года своей деятельности правительство наработало и внесло на рассмотрение Верховной Рады ряд законопроектов, направленных на углубление реформ, процессов демократизации, защиты прав и свобод граждан. Часть из них уже принята на четвертой сессии. На пятую мы предложили к рассмотрению более 200 законопроектов. Все это - инструменты правительственной политики, которые должны постоянно совершенствоваться.

ОППОНЕНТЫ

В отличие от популистских лозунгов, деятельность правительства исходит из того, что нельзя решить сразу все проблемы, а нужно сосредоточиться на нескольких ключевых и решать их настойчиво и последовательно. В основе наших действий по реформированию общества и экономики лежит эволюционная логика. Но это, разумеется, не гарантирует ни от ошибок, ни от определенных просчетов. Нередко нам указывают на них оппозиционно настроенные политики. Но, как правило, они расценивают существующие недостатки исключительно как результат плохой работы исполнительной власти, а позитивы - как такие, к которым сама исполнительная власть не имеет никакого отношения. При этом наши критики достаточно вольно, а, точнее, непрофессионально, перечисляют непроведенные реформы, непринятые законы... Авторов таких упражнений мало волнуют ограничения, которые ставит правительству время, а также наличие, или, вернее, отсутствие ресурсов для решения масштабных задач, отношение к предлагаемым реформам разных слоев населения. Такими же приемами пользуются и некоторые политики, которые приходят в исполнительную власть, мягко говоря, не подготовленными к практической деятельности. А значит - используют рабочее время для наращивания своего политического имиджа, а не для практической ответственной работы.

В этих оценках нет ничего личного. Мы можем проигнорировать сомнительной этичности высказывания типа "недостаточно высокое качество государственной политики", "недостаточное понимание правительством важности реформ", однако не вправе оставить без комментариев попытку внушить обществу мысль о возможности проведения реформ по упрощенной, идеализированной схеме и, так сказать, в кредит: за счет наших детей и внуков. Хотел бы сразу подчеркнуть: дискуссия, которая велась также и в правительстве, не касается понимания самого содержания рыночных реформ. Дело в деталях, тонкостях - последовательности, институциональной подготовке, стоимости и источниках финансирования отдельных мероприятий. Правительству "инкриминируются" недостаточные темпы реформы государственного сектора, вследствие чего, как нужно понимать, слабо "расчищается поле" для разворачивания деятельности частного сектора. Нас упрекают за то, что во время налоговой и пенсионной реформ оставлена без изменений система уплаты страховых взносов в социальные фонды, которая является одной из причин тенизации экономики. Так же критически расценивается отсутствие действенного механизма возврата НДС экспортерам (кстати, в течение прошлого года возмещено в 1,7 раза больше средств, чем в 2002 году, а Законом о Государственном бюджете Украины на 2004 год предусмотрено погасить просроченную бюджетную задолженность по НДС, которая возникла на 1 ноября 2003 года и не возмещена до 1 января 2004 года, путем ее оформления облигациями внутреннего государственного займа с выплатой дохода в размере 120% учетной ставки НБУ). Нам не могут простить неудачу при попытке сократить налоговые льготы. Напоминают, что правительством не приняты меры и для законодательной защиты корпоративных и имущественных прав. Не удалось перейти от льгот к адресной денежной помощи беднейшим слоям населения, осуществить реформу жилищно - коммунального хозяйства, энергетики и монопольных образований. Правительственная политика, по мнению критиков, часто приводила к усилению влияния государства, что препятствовало развитию частной инициативы. Речь идет о попытках противодействовать экспорту нефтепродуктов, создания ограничений в экспорте коксующегося угля и лома. (Неужели эти товары не нужны отечественным производителям?) Нас упрекают, что местные администрации целый год решали, как фиксировать цены на хлеб, вместо того, чтобы уделить внимание госрезервам и заранее подписать контракты об обеспечении Украины импортированным зерном. (Как будто это наше Правительство растранжирило несколько огромных урожаев подряд!) Претензий немало. И мы к ним внимательно прислушиваемся, хотя наш собственный список нерешенных вопросов намного шире. Но ведь нельзя сделать все, всем и сразу. Одним из наибольших достижений правительства мы считаем то, что налоговая и пенсионная реформы проводятся при наличии сбалансированного бюджета текущего года. Ныне структура государственных доходов адекватно отражает источники прироста экономики, сформированные, в частности, за счет благоприятной внешней конъюнктуры. Только поступления от импорта, которые несколько лет назад практически отсутствовали, в бюджете 2003 года (за 11 месяцев) составили около 12 млрд. гривен (почти четверть всех доходов). Таким образом, через государственный бюджет происходит перераспределение конъюнктурных доходов в пользу долгосрочного структурно сбалансированного экономического роста. При других условиях реформы могли бы потерпеть фиаско. Напомню, что в 2004 году бюджет несет огромную финансовую нагрузку: нам предстоит выплатить 2,6 млрд. гривен только по внешнему долгу. При этом мы повышаем уровень минимальной заработной платы: с 1 января - до 205 гривен и с 1 ноября - до 237 гривен. С 1 марта будут восстановлены междолжностные соотношения в оплате труда работников бюджетной сферы. В этом году будут ликвидированы задолженности по выплате компенсаций и помощи гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, существенно сокращена задолженность по выплате заработной платы и регрессов перед шахтерами.

Несмотря на все это, нам предлагают дополнительно и немедленно уменьшить налоговое давление, сократить нормативы социальных отчислений, покрыв дефицит государственного бюджета за счет внешних заимствований. Наши оппоненты подбрасывают обществу такие предложения, однако не объясняют людям, что государственный сектор Украины вынужден нести груз субсидирования отдельных, пока что малоэффективных, но очень важных для экономической безопасности государства отраслей экономики. В первую очередь речь идет об аграрном секторе, на который приходится четверть рабочей силы страны - в 3 раза больше, чем в некоторых других государствах с переходной экономикой, и в 6 - 7 раз больше, чем в развитых странах. Для решения финансовых проблем угольной отрасли, накопленных за прошлые годы, в государственном бюджете на 2004 год выделяется более 4 млрд. гривен. Речь идет о том, что минимальные конкурентные преимущества определенных отраслей могут быть обеспечены только путем предоставления государственной поддержки. При этом страна должна находить обоснованный баланс между внутренними и внешними источниками финансирования проблемных секторов экономики. Следует также учитывать, что размеры внешних кредитов, которые могут выделяться под проекты, далеко не всегда соответствуют жесткости условий их предоставления, и потому путь накачки экономики новыми долговыми обязательствами для нас неприемлем.

ЦЕНЫ И ПОЛИТИКА

Одна из наибольших неудач правительства заключается в том, что через парламент не прошли, несмотря на наличие в нем коалиционного большинства, законопроекты, направленные на ликвидацию налоговых льгот. Такая реформа влечет за собой перераспределение ресурса ценовой конкурентоспособности, а значит, и столкновение интересов влиятельных капиталов. Правительство не отказывается от своего намерения отменить льготы и работает в этом направлении с депутатским корпусом, однако мы учитываем, что для окончательного решения проблемы нужно время. Кардинальное решение многих проблем общества и, в частности, относительно прав собственности, нуждается в мощном институциональном укреплении судебной системы, которая еще с советских времен не была настроена на исполнение сложных гражданско - правовых функций, а тем более - с крупными дорогостоящими объектами.

Как известно, сложные природные условия и нераспорядительность предыдущих правительств привели в прошлом году к критическому сокращению продовольственных ресурсов. Но нам удалось сделать все возможное для стабилизации ситуации. В целом за 2003 год импортировано 3 млн. тонн зерна. Выделено 400 млн. гривен на формирование запасов зерна, другого сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров в государственном резерве, где уже сейчас накоплено около 1 млн. тонн зерна. В региональные зерновые запасы уже заложено 4 млн. тонн (60% задания). Внедрены дотационные механизмы для компенсации расходов на удорожание хлеба для социально уязвимых слоев населения, а из госбюджета выделены средства на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, понесенного в результате стихийных бедствий. Удешевлены кредиты на закупку ими горюче - смазочных материалов и фуражного зерна для откорма скота и птицы. В государственном бюджете на 2004 год на развитие сельского хозяйства предусмотрено 2,9 млрд. грн., что в 1,9 раза больше, чем в 2003 году. Говоря о препятствиях частной инициативе в ценовых вопросах, наши оппоненты приводят примеры, которые на самом деле свидетельствуют только об использовании определенными хозяйственными структурами лоббистского влияния для реализации собственных бизнес - интересов. Причем, за счет государства или населения. Таким образом, здесь речь может идти не о чрезмерном влиянии государства на ценообразование, а о недостаточности государственной политики, прежде всего, в антимонопольном регулировании. Когда начались коллизии на продовольственном рынке, государство просто не могло бросить на произвол судьбы малозащищенные слои населения, и было вынуждено прибегнуть к административному ограничению цен на хлеб и хлебопродукты, муку, крупы. Между тем дефицита можно было избежать, если бы наши предшественники создали соответствующие страховые запасы в государственном резерве. Нам говорят, что для этого не было предусмотрено соответствующих финансовых ресурсов. Но забывают, что прибыли экспортеров в значительной степени были сформированы за счет перераспределения в их пользу многочисленных льгот и преференций, предназначенных государством исключительно для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому в 2003 году нам пришлось прибегнуть к импорту зерна, однако уже по ценам, вдвое большим экспортных. Государство должно было выискивать бюджетные ресурсы, во - первых, для пополнения страхового запаса в государственном резерве, во - вторых, для компенсации удорожания хлебопродуктов малозащищенным слоям населения. Зернотрейдеры, однако и здесь получили возможность получать дополнительные прибыли за счет введения льготного режима - освобождение ввозных операций от НДС и импортной пошлины. Вести в этой ситуации разговоры об ограничении прав бизнеса - в данном случае зернотрейдеров - значит, по моему мнению, просто "пиарить" недоверие к правительству. Кстати, введение в необходимых случаях ограничений на экспорт сельскохозяйственных продуктов практикует и Европейский Союз, а вот отмене ограничений предшествуют меры по предупреждению дефицита, пополнение резервов.

Я уже отмечал, что правительство не закрывает глаза на существующие в обществе проблемы. Соответственно этому первая задача - налаживать "обратную связь" с общественностью, корректировать планы в соответствии с ожиданиями людей, их жизненными приоритетами. Наиболее нас беспокоит качество экономического роста, особенно в долгосрочном аспекте, и ход структурных реформ. Это значительный удельный вес сырьевых и энергоемких отраслей и производств, естественных монополий, которые постоянно создают угрозу разрушения достигнутых позитивов. Процесс создания нашего ВВП в значительной мере связан со внешнеторговым оборотом. Такая диспропорция усложняет развитие внутреннего рынка. Мы в значительных объемах импортируем продукцию именно тех отраслей, которые традиционно в Украине считались структурообразующими, но сегодня там уровень использования производственных мощностей чрезвычайно низок. Достаточно сказать, что доля продукции машиностроения и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции страны в 3 - 6 раз ниже, чем в развитых странах и в мире в целом. В частности, мы утратили конкурентные преимущества в производстве грузовых автомобилей и автобусов. Из - за этого, например, киевская мэрия вынуждена покупать большие городские автобусы в Белоруссии, хотя они производятся и в Украине. Наш потребительский рынок в значительной степени и совсем без боя отдан иностранным товаропроизводителям, поэтому даже повышение покупательной способности населения не сказалось на ситуации в легкой промышленности. Такое же положение с производством бытовой техники (за исключением разве что холодильников). Трудно перечислить все проблемы сельского хозяйства, которое на таких плодородных почвах не смогло обеспечить страну собственным хлебом.

ВЕКТОРЫ

Несмотря на критику в парламенте и за его пределами, мы, в соответствии с поручениями Президента, делаем акцент на активизации внешнеэкономических отношений в рамках создания Единого экономического пространства с Россией, Беларусью, Казахстаном. Нынешней ситуацией, особенно в торговле с Россией, мы серьезно обеспокоены. Экспорт в Российскую Федерацию по сравнению с 2000 годом, когда мы имели наилучшие показатели, увеличился только на 10 %, а его доля в общем экспорте нашей страны уменьшилась с 24% до 18,7%. В то же время импорт увеличился на треть. Отрицательное сальдо составляет 3,9 млрд. долларов США и увеличилось в 1,7 раза. Всем известна причина - импорт из России энергоносителей. К тому же нужно учитывать, что по мере роста экономики потребность в них будет возрастать. Поэтому ЕЭП может стать для нас системно - экономической палочкой - выручалочкой.

Создание ЕЭП и вхождение в него Украины, на мой взгляд, не помешает осуществлять также и намерения правительства по ускорению вступления в ЕС и ВТО, европейскому выбору Украины в целом. Никого в Европейском Союзе не шокировала концепция региональной экономической интеграции под названием "ЕЭП". Прагматики в Европе прекрасно понимают, что это не альтернатива европейскому выбору Украины, а инструмент ускоренного выхода нашей страны на более высокие экономические стандарты. И если это произойдет, то пойдет только на пользу также и нашим европейским партнерам. Ведь, в частности, увеличится абсолютный вес той нормы прибыли, которую инвесторы смогут получать в Украине. Во Всемирной торговой организации, насколько мне известно, вопрос ЕЭП вообще не рассматривается как фактор, влияющий на вступление в эту организацию Украины.

ФИНАНСЫ

Мы не можем закрывать глаза и на проблемы, негативно влияющие на финансовое положение предприятий, государственные финансы. Меры Правительства, направленные на запрет проведения расчетов с бюджетом в неденежной форме, сокращение уровня бартерных операций, укрепление платежной дисциплины, положительно повлияли на пополнение оборотных средств предприятий, поступления в государственный бюджет. Денежные расчеты охватывают все более широкий спектр экономических отношений, что является важной предпосылкой для эффективных структурных сдвигов. Уровень бартерных операций в промышленности и сельском хозяйстве сейчас составляет около 2%. Уровень оплаты за использованные энергоносители достиг уровня 85 - 95%. Это благоприятно сказалось на сокращении объемов просроченной дебиторской и кредиторской задолженности. По сравнению с началом 2003 года ее объемы сократились соответственно на 8,7 и 4,8 %.

Накануне визита миссии FATF премьер - министр поставил задачу начать в стране борьбу с теневой экономикой. Поставлена задача разработать и внедрить научно обоснованную и практически взвешенную программу "детенизации" экономики. Ее "силовой" элемент - выявление и предупреждение теневого оборота, в частности, нелегального изготовления фальсифицированной продукции (водочные и табачные изделия, пищевые продукты). Кстати, повышение инвестиционной привлекательности Украины, улучшение наших суверенных рейтингов, стремительный рост внутренних и внешних инвестиций - это очевидное свидетельство того, что мы на правильном пути.

Николай АЗАРОВ, первый вице - премьер - министр Украины

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,6628
 0,0344
0,08
EUR
1
43,7043
 0,1195
0,27

Курс обміну валют на вчора, 09:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3592  0,10 0,24 41,9740  0,03 0,07
EUR 43,5828  0,04 0,08 44,3116  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6750  0,03 0,07 41,6950  0,02 0,06
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес