Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Контекст": Минфин и Нацбанк демонстрируют несогласованность действий

12:04 23.12.2003 |

Економіка

Для президента Леонида Кучмы уже стало доброй традицией в ходе пресс - конференций журить органы государственной власти за те или иные поступки. Благо, сетовать всегда найдется на что. На этот раз поводом критики главы государства стал недавний кризис ликвидности банковской системы, соответственно, объектами - Минфин и Нацбанк. Действительно, конфликты между этими структурами наиболее часты, хотя и не настолько, как несколько лет назад. Не менее традиционной стала и реакция провинившихся. Во всяком случае, Сергей Тигипко уже пообещал исправить обозначенные президентом недостатки в деятельности НБУ

Президент Украины вновь выступил с критикой функционирования органов исполнительной власти. В частности, Леонид Кучма высказал пожелание Министерству финансов и Национальному банку проводить согласованную политику и посетовал на то, что "усилились некоторые проблемы управления государственными финансами".

Действительно, конфликты между Нацбанком и Минфином уже стали притчей во языцех. Из относительно свежих примеров - впоследствии отмененное установление в конце прошлого года отрицательной доходности по процентным ОВГЗ (принадлежащих НБУ) и хронический невозврат правительством валютного долга центробанку. Кроме того, продолжается практика "выжимания" денег из Нацбанк в госбюджет. А совсем недавно несогласованные действия Минфина (и подчиненного ему Госказначейства) и Нацбанка привели к кризису ликвидности банковской системы. Собственно, вот эти действия и стали поводом критики со стороны президента.

Кучма обратил внимание на то, что на счетах государственного казначейства скопилось около 7,7 млрд. грн., что привело к увеличению ставок кредитования коммерческих банков. "А для чего вообще держать деньги в госказначействе?, - недоумевал Кучма и продолжил - нельзя, чтобы каждый сам по себе(минфин и НБУ). Это должна быть совместная работа и совместная ответственность". (Кстати, объекты критики уже успели конструктивно принять ее во внимание. НБУ и Госказначейство должны в начале 2004 года заключить соглашение об использовании казначейских ресурсов для предотвращения кризисов банковской ликвидности, заявил вчера глава центробанка Сергей Тигипко. Каким образом это будет происходить, он пока не объяснил).

Правда, пока противоречия между двумя структурами не привели к сбоям на макроэкономическом уровне, убежден эксперт по развитию банковского сектора Координационного совета по вопросам политики финансового сектора при правительстве Борис Кушнирук. По большому счету, проблему следовало решать даже не так, как это было сделано - напомним, речь о снижении Нацбанком резервных требований. На самом деле, подобный кризис ликвидности банковской системы можно было бы предотвратить, разрешив Госказначейству выходить на межбанковский рынок - что похоже, и пообещал сделать г - н Тигипко. В принципе, эта идея далеко не нова, и казначейство уже несколько лет "носится" с ней. Впрочем, и это является полумерой, отмечает г - н Кушнирук. Общепринятой в мире практикой является управление госдолгом (в т.ч. внутренним) со стороны Минфина. В данном конкретном случае, правительство могло потратить лишние деньги на досрочный выкуп своих ОВГЗ, снизив тем самым нагрузку на будущие бюджеты. Бюджет - 2003 предоставил министерству такое право, однако она пока что остается невостребованным.

В целом, конфликты между Минфина и Нацбанка, в основе которых лежат различные цели функционирования этих органов, потенциально чреваты и "более серьезными" последствиями. Например, упомянутые противоречия по ПОВГЗ, поступлениям от НБУ и депозитному налогу связаны с чрезмерным фискальным усердием правительства, тогда как финансировать бюджет не то чтобы не входит в обязанности центробанка, но противопоказано Конституцией. С одной стороны, законное нежелание Нацбанка втягиваться в финансирование бюджета может вызвать проблемы с его выполнением. С другой - излишняя эмиссионная активность центробанка может ускорить инфляцию.

Дмитрий Горюнов

За матеріалами: Контекст
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес