Фінансові новини
- |
- 05.12.24
- |
- 04:10
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Почніть з того місця, де ви перебуваєте. Застосовуйте те, що у вас є, і робіть все, що у ваших силах" Артур Еш |
Киевские Ведомости: Бюджет-2004 толстеет дефицитом
14:29 21.11.2003 |
Правительство приняло неожиданное решение. Ко второму чтению проект бюджета на будущий год стал более дефицитным за счет увеличения внешних долгов.
Когда в минувшую пятницу Кабмин направил в парламент доработанный ко второму чтению проект финплана, мало кто мог подумать, что в нем окажутся дефицитные сюрпризы.
Следует напомнить, что в первом чтении новый бюджет был утвержден на основе таких макроэкономических показателей: ВВП - 4,8%, среднегодовая инфляция - 6%, курс гривни - 5,42 UAH/USD.
А параметры казны выглядели так: доходы - 58,2 млрд. грн. (из них общий фонд - 44,39 млрд., специальный - 13,82 млрд. грн.), расходы - 59,91 млрд. (общий фонд - 46,27 млрд., специальный - 13,64 млрд.), дефицит - 2,36 (общий фонд - 1,92 млрд., спецфонд - 0,44 млрд.). По сравнению с бюджетом этого года будущая казна изменилась несущественно, а дефицит и вовсе остался почти прежним. Однако что - то заставило Минфин пересмотреть практически все названные цифры.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Теперь депутатам предложено проголосовать за вовсе другой бюджет. Доходы могут вырасти на 4,3%, или до 60,7 млрд. грн., расходы увеличатся на 7,7%, или до 64,19 млрд. грн. Соответственно, доходы общего фонда составят 47,92 млрд. грн., специального фонда - 12,77 млрд. грн., при этом расходы общего фонда установлены в проекте на отметке 51,62 млрд. грн., спецфонда - 12,56 млрд. грн.
Как несложно заметить, предельный размер дефицита сводного бюджета увеличился с 1,9 до 3,4 млрд. грн. Новая сумма составляет 1,2% ВВП будущего года.
Откуда же возникли недостающие миллиарды?
Во - первых, оказывается, что в общем объеме дефицита львиную долю занимает лелеемый Кабмином (но еще не утвержденный) выпуск гособлигаций в счет погашения просроченного долга по возмещению НДС. Объем эмиссии - 1,9 млрд. грн. То есть точь - в - точь, как и дефицит, утвержденный в первом чтении.
Во - вторых, правительство предлагает увеличить внешние займы на 0,99 млрд. грн., то есть до 6,42 млрд. грн.
В пояснительной записке чиновники пишут: "Одновременное проведение реформ, направленных на ослабление фискального давления (налоговая реформа), и структурные изменения национальной экономики (пенсионная реформа, повышение минимальной заработной платы, реформа Вооруженных сил) обусловили необходимость поиска дополнительного ресурса для их проведения, не связанного с увеличением доходной части для сохранения реальности показателей бюджета".
Отметим, что одновременно с этим решением правительство приняло еще одно: был снижен размер выплат в счет погашения внешнего долга на 69,02 млн. грн., или до 5,59 млрд. грн.
В итоге предельный размер прямого внешнего госдолга к концу следующего года составит 8,85 млрд. долл. При этом объем внутренних займов не изменился. "Даже с учетом увеличения дефицита общего фонда на 1 млрд. грн. фактические заимствования на рынках капиталов в 2004 году составят 8,5 млрд. грн. при объемах погашения основной суммы долга в размере 9 млрд. грн.", - говорится в пояснительной записке.
ИНФЛЯЦИЯ И КУРС
К сожалению, точно неизвестно, что вынудило Кабмин пересмотреть и основные макроэкономические прогнозы на 2004 год. Однако ко второму чтению они выглядят несколько иначе, чем подготовленные и уже утвержденные к первому.
Итак, инфляция достигнет 6,7% против прогнозных 5% в этом году (хотя НБУ считает, что цены вырастут на 7,2% к концу 2003 года).
Прогнозный номинальный ВВП в 2004 году правительство увеличило на 9,5 млрд. грн. по сравнению с первым чтением проекта, то есть до 283,5 млрд. грн.
Среднегодовой обменный курс гривни к доллару составит не 5,42 UAH/USD, как казалось финансистам из Кабмина, а 5,38 - 5,42 UAH/USD.
ЗАРПЛАТЫ
Пока Кабмин против минимальной зарплаты на уровне 237 грн., как это планировалось ранее. Теперь на рассмотрение депутатов вынесена другая цифра - 205 грн.
По данным Минфина, платить по 237 грн. будет сложно из - за нехватки для этих целей 5 млрд. грн. В противном случае экономисты правительства грозят "разбалансированностью бюджетов всех уровней" и ростом задолженности по заработной плате.
Однако с 1 марта 2004 года зарплата будет "восстанавливаться", и к ноябрю будущего года достигнет желаемых 237 грн. По этому плану придется потратить только лишь 3,3 млрд. грн.
У Кабмина есть еще одно оправдание этого шага: "Указанное поэтапное возобновление соотношения в оплате труда будет отвечать темпам роста ВВП темпами, наблюдаемыми в последние годы".
ПРОГНОЗ
Такой финплан - 2004 вызывает неоднозначное впечатление. Во - первых, слишком слабое оправдание росту внешних займов. То, что украинские евробонды достаточно успешно торгуются на европейских фондовых биржах, еще не повод, чтобы брать взаймы еще. К тому же не так давно Нацбанк предлагал вернуть все деньги МВФ.
Во - вторых, рост дефицита в год выборов вызывает не лучшие предположения.
Вероятнее всего, бюджетный процесс вызовет горячие споры. Многие показатели придется пересмотреть, ведь фактически правительство внесло весьма обновленный проект госбюджета на 2004 год.
Андрей ЧЕРНИКОВ