Фінансові новини
- |
- 06.08.24
- |
- 07:15
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Контекст": Минфин накопил 2,4 млрд. грн. "лишних" денег
16:30 03.11.2003 |
Методы финансирования потребностей, которые так или иначе ассоциируются с предстоящими в следующем году президентскими выборами, подчас приобретают весьма изощренные и причудливые формы. Например, по итогам января - сентября доходы бюджета перевыполняются, чего нельзя сказать о расходах. Сложившийся в результате профицит может иметь сразу два применения. Во - первых, им можно несколько сдержать инфляцию, во - вторых - застраховаться на случай нехватки денег для финансирования социальных расходов.
На первый взгляд, украинский бюджет выполняется и даже перевыполняется, как заверяют первые лица правительства. Да и по данным Государственного казначейства, профицит государственного бюджета Украины в январе - сентябре 2003 года составил 2,4 млрд. грн. при планируемом по итогам года дефиците 2,73 млрд. грн. В частности, доходы госбюджета за девять месяцев достигли 39,3 млрд. грн., или 71,2% годового плана, расходы - 36,9 млрд. грн., или 63,7% годовых назначений.
Между тем, по непонятным причинам, Госказначейство не сообщает о динамике выполнения бюджета по сравнению с планом на январь - сентябрь. Однако уже 7% - ное различие в выполнении доходов и расходов от предполагаемых годовых сумм подталкивает к выводу, что все идет не совсем по плану. Впрочем, как раз первооснова бюджета - его доходные статьи - выполняется нормально. Так, общий фонд по доходам перевыполнен почти на 0,7 млрд. грн. Как оказалось, подобная ситуация и с расходами общего фонда. Но намного сложнее обстоят дела со спецфондом - если с его доходами также все в порядке, то за три четверти года по расходам он выполнен только на половину от годовой суммы. Причем с небольшими вариациями такая ситуация наблюдается по всем без исключения министерствам и ведомствам.
Самое время задаться вопросом - для чего вдруг правительству понадобился профицит бюджета? По идее, единственное его применение - это погашение за его внешнего долга: выплаты по ним в этом году предстояли немалые, в размере около $1 млрд. (по основной сумме долга). Однако обратим внимание на прошедшую форму глагола: основные транши выплат уже состоялись в марте и сентябре. Действительно, за оставшиеся месяцы еще осталось выплатить эквивалент 1 млрд. грн., но для этого нет никакой необходимости формировать более чем двухмиллиардный профицит. Более того, правительство отказалось от осуществления разрешенных бюджетом - 2003 внешних займов на сумму $200 млн., несмотря на уже почти нулевую вероятность получения кредита в размере $250 млн. от Мирового банка. С другой стороны, использование средств специального фонда для погашения внешних долгов видится не совсем легитимным, т.к. эти средства по определению должны расходоваться "на развитие".
Оказывается у сложившейся ситуации могут "расти ноги" не в бюджетной, а в монетарной сфере. На прошлой неделе первый замглавы Нацбанка Арсений Яценюк и министр экономики Валерий Хорошковский заявили, что одномоментный выброс значительной суммы бюджетных денег в оставшиеся месяцы года может спровоцировать резкий скачок инфляции. Поэтому, по их глубокому убеждению, Министерство финансов и Госказначейство должны не допустить этого. Напомним, по итогам девяти месяцев инфляция в Украине составила 3,3%. Однако, по прогнозу Минэкономики, ввиду подорожания хлеба и муки из - за плохого урожая в целом за год она может вырасти до 7,2%, превысив первоначальный годовой прогноз в 6,0%.
Действительно, подобный инфляционный риск существует, отмечает эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Алексей Бакун. Распорядители бюджетных средств, как правило, тратят больше денег именно в конце года - особенно если эти деньги поступают в полном объеме, чего сейчас и не хочет допустить Минфин.
Однако нельзя сказать, что перспектива влияния "выброса" бюдетных денег на инфляцию - весьма существенный риск, или, что он впервые возник именно в этом году (а тем более с учетом того, что речь идет о средствах спецфонда). Таким образом, как способ борьбы с ростом цен, недофинансирование расходных статей бюджета является методом искусственным, непрямым и, в конечном итоге, малоэффективным, констатирует г - н Бакун. Так, грядущее повышение цен на хлеб является на порядок более значимым риском ускорения инфляции.
Впрочем, возможно, что профицит будет использоваться все же почти по прямому назначению - именно в качестве дополнительных средств для финансирования неких целей. По версии эксперта МЦПИ Натальи Мартыненко, тем самым создается некий "страховой фонд" для обеспечения грядущего повышения минимальной зарплаты и пенсий. Вероятно, с этим же связаны рекордные суммы остатков на счетах бюджетных учреждений - 6 млрд. грн. в конце сентября (а в конце августа и вовсе 8 млрд. грн.). Для сравнения, в прошлом году они не превышали 1 - 2 млрд. грн. Так что, похоже, о финансировании столь необходимых в преддверие выборов социальных расходов в Кабмине позаботились уже сейчас. Кстати, упомянутое выше сдерживание темпов инфляции - в точности из этой же оперы.
Дмитрий Горюнов