Фінансові новини
- |
- 04.12.24
- |
- 22:19
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Я не можу змінити напрям вітру, але я можу налаштувати вітрила, щоб завжди добиратися до місця призначення" Джиммі Дін |
"День": МВФ: шесть лет без выводов
10:48 30.09.2003 |
После завершения программы расширенного финансирования (EFF) Украина не рассталась с Международным валютным фондом и по - прежнему сверяет по нему свой экономический курс. Теперь в качестве финансовой "привязки" к продолжению сотрудничества фигурирует "упреждающий" stand - by, открытие которого должно стать знаковым явлением для инвесторов. В преддверии приезда в Киев миссии МВФ украинское правительство наконец услышало хорошую новость. На основании предварительной оценки проекта госбюджета Украины на 2004 год глава представительства МВФ в Украине Лоренцо Фильюоли сделал вывод, что бюджет "производит впечатление реалистичного". По его мнению, уровень прогнозируемых доходов госбюджета оценен достаточно взвешенно и консервативно, а дефицит бюджета является адекватным. Л.Фильюоли также назвал "весьма адекватными" прогнозные параметры экономического роста Украины на 2004 год в размере 4,8%, заложенные в проект бюджета. Говоря о прогнозе инфляции на 2004 год в размере 6,3%, он отметил, что предпочел бы, чтобы этот показатель был более низким. Впрочем, окончательно все точки над в оценке бюджета и возможности возобновления финансирования расставят эксперты миссии МВФ. Параллельно эксперты и политики всерьез обсуждают информационный повод, созданный главой НБУ Сергеем Тигипко: досрочный возврат долгов МВФ. Полагаем, оценка кондиций МВФ известным экономистом Джозефом Стиглицем будет интересна украинскому читателю.
Прошло шесть лет с роковой встречи МВФ в Гонконге, как раз перед глобальным финансовым кризисом. Я был там. Это была странная встреча. Тем, кто наблюдал за ней, было ясно, что назревает кризис. Виновной была либерализация рынка капитала, делавшая страны уязвимыми по отношению к капризам международных финансовых потоков - как к иррациональному пессимизму, так и оптимизму, не говоря уже о манипуляциях спекулянтов.
И все же МВФ еще агитировал в кулуарах изменить свою хартию для того, чтобы заставить страны либерализовать свои рынки капитала, игнорируя доказательства того, что это вело не к повышенному росту или большему количеству инвестиций, а только к большей неустойчивости. Кризисы, которые разразились в конце того года, подорвали веру в МВФ и привели к дискуссиям о "преобразовании глобальной финансовой архитектуры".
Теперь, шесть лет спустя, мы можем сказать, что те дискуссии не привели к большому реальному изменению. Некоторые предполагают, что причудливый термин "преобразование глобальной финансовой архитектуры" выдает их несерьезные намерения. Казначейство Соединенных Штатов и МВФ знали, или по крайней мере надеялись, что с окончанием кризиса глобальное внимание переключится на что - нибудь еще.
Но изменение произошло, хотя иногда больше на словах, чем в действительности. В настоящее время МВФ больше осознает воздействие, которое оказывают его программы на бедность - хотя он все еще не делает заявления о "воздействии на бедность и безработицу", когда представляет программу. Фонд признал важность участия и права собственности. Программы больше не являются просто делом МВФ, управляющих центрального банка и министров финансов. МВФ признал, что существовала чрезмерная условность, и что эти условия привели к отсутствию ясной картины.
МВФ, однако, полностью не осознал, что условия кредитов часто опасным образом вводили в заблуждение, и часто имел дело с политическими вопросами, которые не входили в его компетенцию. После критики стран Восточной Азии из - за отсутствия честности, МВФ признал, что он тоже был недостаточно честным и провел реформы - хотя иногда кажется, что он считает, что страница в Интернете заменяет настоящую честность. К сожалению, он все еще не признал основной принцип, лежащий в основе современной демократии: право граждан знать.
После оказания неудачной финансовой поддержки Аргентине МВФ признал необходимость альтернативного подхода. В конце концов, МВФ признал, что правительствам так же, как и людям, нужно иметь право начать все с начала. К сожалению, он не признал, что как главного кредитора его нельзя было считать беспристрастным судьей, и, таким образом, он не мог играть основную роль. Он так до конца и не понял политические и экономические вопросы, лежащие в основе проекта законов о банкротстве.
Находясь под давлением глобального гражданского общества, МВФ, в конце концов, согласился на программу прощения увеличенного долга беднейшим странам. Прискорбно то, что он установил такие стандарты и процедуры, что немногие страны добиваются прощения долгов, которое им необходимо. По крайней мере, в Восточной Азии МВФ признал, что чрезмерная финансовая строгость способствовала спаду, хотя он все еще проталкивал чрезмерную финансовую строгость в Аргентине, когда эта страна вошла в кризис с легко предсказуемыми бедственными результатами.
Это хорошие новости: МВФ признал пределы своей политики и положения. Но следует ожидать от МВФ больше простого причинения меньшего вреда, чем в прошлом. Даже без либерализации рынка капитала мир будет продолжать стоять лицом к лицу с сильной нестабильностью. Кризисы не будут событиями прошлого.
Те, кто ожидал проведения основных реформ в глобальной финансовой архитектуре, вполне могут быть сильно разочарованы тем, что произошло за последние шесть лет. Так как любые фундаментальные реформы должны взяться не только за решение трудных проблем, поставленных глобальной резервной системой и бременем риска, лежащем на развивающихся странах, но и за вопросы глобального управления. Но сильные имущественные интересы поддерживают статус - кво. Одно дело переставить стулья вокруг стола, и совсем другое - сменить сам стол или тех, кто за ним сидит.
Таким образом, не удивительно, что второе ежегодное собрание МВФ прошло без каких - либо существенных шагов вперед в "преобразовании глобальной финансовой архитектуры". Вместо этого разгорелась большая дискуссия об еще одном признаке того, что что - то не так. Вопрос дня состоял в том, не переоценили ли курс обмена Китая, и если да, то что с этим делать. Развивающимся странам еще раз предложили навести порядок у себя дома, взяться за вопросы управления и предпринять "болезненные" структурные реформы.
Конечно, всегда намного легче убеждать других предпринимать болезненные реформы, чем взглянуть на себя. Неудавшаяся встреча ВТО в Канкуне две недели назад должна служить предупреждением: что - то коренным образом не так с управлением глобальной торговой системы. Также что - то в корне не так с глобальной финансовой системой. Сколько еще пройдет встреч МВФ, сколько еще разразится кризисов, прежде чем в Фонде осознают эту суровую правду?
Джозеф И. СТИГЛИЦ, лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор экономики Колумбийского университета (США), в прошлом - председатель совета экономических советников президента Клинтона, главный экономист и старший вице - президент Всемирного банка