Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Финансовая пирамида нового типа: НДС в Украине

13:09 22.08.2003 |

Економіка

Президент на прошлой неделе ветировал закон о снижении ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Некоторые экономисты в стенах парламента поспешили с заявлениями о том, что такое решение отрицательно скажется на развитии экономики. Возможно. Критики, правда, не говорят и о цене проблем, которые возникли бы после ввода этого закона в действие. Так или иначе, НДС остается головной болью украинской экономики, поскольку, с одной стороны, направлен по сути на предотвращение перепроизводства (до чего нам, как известно, далеко), а с другой - создает проблемы для государства с его возмещением экспортерам. Цена этих проблем сегодня как минимум 2,7 млрд. гривен. Не говоря уже о том, что, по общему мнению экспертов, сфера взимания и возмещения НДС весьма взяткоемка.

Вместе с тем правительство Украины по - прежнему настаивает на реструктуризации долга по возмещению НДС в ОВГЗ и намерено внести соответствующий законопроект к началу следующей сессии парламента (2 сентября). Все это, как следует из приведенного ниже анализа проблемы, - не более чем полумеры.

Обычно финансовую пирамиду налогообложения называют "мультипликацией" (умножением), которая возникает в случаях, когда сумма налога, заплаченного производителем на предыдущем этапе переработки продукции, снова выплачивается следующими производителями на каждом новом этапе продажи. Такая схема накручивания двойного, тройного и т.д. взимания налога - мультипликация - может возникнуть при условии использования модели налога с оборота. Именно таковым он был среди основных налогов в СССР. По - видимому, поэтому многие политэкономы предлагают вернуться сегодня к этой модели.

Вообще, налоговая пирамида искажает рынок, потому что уменьшает доходы экономических агентов (субъектов хозяйствования, домашних хозяйств, а затем и государства), сжимая таким образом потребление в национальной экономике, становясь тормозом развития.

По этой причине правительства развитых стран перешли на модель НДС, которая возникла в Европе во второй половине XX века и дает возможность производителю взимать налог не со всей суммы реализованной продукции, а только с суммы добавленной стоимости, что позволяет избегать мультипликации.

ДАЛЕКО ОТ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

По такой схеме, в принципе, работает современный механизм НДС и в Украине. По такой же, да не совсем... В Украине, в отличие от других промышленно развитых стран и даже РФ приватизированные производственные объекты в значительной степени распылены среди владельцев, их вертикальная интеграция складывается только стихийно. Возможно, пройдет еще некоторое время, когда в процессе слияния и поглощения у нас сформируются собственные устойчивые вертикально структуры, возможно, что под влиянием инновационных процессов сформируются новые экономические структуры, финансово - промышленные группы с устойчивой вертикальной интеграцией, которая позволит избегать негативных факторов НДС на различных технологических стадиях создания конечного продукта. Но пока что, за большой распыленности между разными владельцами, фирмы несут крайне большие трансакционные потери, что вынуждает их прятаться в "тень", доля которой превышает половину украинской экономики.

Это только одна из тех черт, которые описывают реалии национальной экономической среды, но она из числа важных для понимания механизма формирования пирамиды НДС в Украине. Эта пирамида имеет скрытый характер и может появляться или исчезать в зависимости от изменения экономических условий. Иллюзия ее отсутствия возникает из - за того, что, на первый взгляд, схема не оказывает негативного влияния на доходы фирм, что является, по сути, ошибочной гипотезой.

Пирамида, которая формируется налогом на добавленную стоимость, оставляет свой "след" в цене еще нереализованной продукции, из - за чего цену на следующих этапах уже сложно изменить. Это делает всю вертикальную ценовую ось изготовляемой продукции от первичного сырья до товаров конечной категории потребления очень жесткой, нечувствительной к колебанию цен на рынке конечной продукции, особенно когда рыночные цены снижаются.

В том случае, когда фирма купила товар, который является для нее сырьем или полуфабрикатом, она не может потом снизить цену собственной продукции, которую поднял НДС предыдущих этапов, без риска для собственной прибыли - вот в чем заключается действие пирамиды. С другой стороны, продавая свою продукцию другой фирме, которая не является продавцом продукции конечного потребления, фирма получает доход с продукта, который еще не достиг конечного пункта реализации. А на конечном этапе, как мы знаем, рынок имеет свойство к колебаниям конъюнктуры. Поэтому, как водится, конечная фирма должна оплатить все убытки, которые возникли из - за пирамиды.

Действие пирамиды проявляется в условиях негативного колебания экономической конъюнктуры, благодаря чему в украинской модели она неоднократно имела возможность вредить национальным экономическим интересам. Чем глубже уровень технологической переработки продукции, тем больше она оказывает свое негативное влияние, поскольку делает производство высокотехнологической продукции более рискованным, а отсюда - сильнее тяготение к сырьевой ориентации экономики, а не к высокотехнологической, и к коротким схемам оборота капитала,

И наоборот: в условиях роста конъюнктуры цен, ее негативное действие исчезает, НДС выполняет свою обычную фискальную функцию. Вот почему пирамиду трудно выявить.

Но даже в условиях роста конъюнктуры не все выглядит хорошо, Экономический рост отдельных отраслей промышленности за счет, скажем, выхода на рынок инноваций - товаров, непременно должен вызывать эволюционное отмирание старых товаров, а, соответственно, и производств и даже отраслей. В условиях взаимной связанности всех частей сложной системы, каковой является национальная экономика, эволюционные процессы отмирания ортодоксальных экономических структур непременно будут влиять и на инновационные через кризисные процессы в экономике, которые в данном случае следует понимать как приспособление экономической системы к изменениям, вызванным инновацией. Вот тут пирамида и начинает тормозить экономическое развитие инновационных отраслей.

Следует заметить, что предложения отказаться от НДС в Украине наталкиваются на аргументы, общая суть которых заключается в необходимости интегрироваться в европейское экономическое пространство. А именно для этого пространства характерна модель налогообложения с использованием НДС.

Но ведь не стоит забывать, что европейская экономика много лет устойчива почти во всех важнейших и даже менее важных макроэкономических пропорциях. А это совсем другие условия, потому что в устойчивой системе почти нет разницы, на каком этапе будет перечислена вся сумма НДС - на промежуточных, как добавленная стоимость, или на конечном - и сумма почти одна и та же, и негативных последствий почти не возникает: пирамида в устойчивой системе не проявляет своих признаков.

Если же проблему с пирамидой не решить, в экономике останутся и будут возникать множество других проблем - как у государства, так и у субъектов хозяйствования - от тенизации, коррупции и дебиторской/кредиторской задолженности до торможения процессов экономического роста и развития экспорта.

ТЕНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Именно через бегство от схемы налоговой пирамиды заложен механизм самостоятельного воссоздания теневого сектора украинской экономики.

Формирование его укладывается в два этапа. Первый шаг был связан с введением НДС Декретом Кабинета Министров "О налоге на добавленную стоимость" N914/92 от 1992 года, когда он работал по инерции советской системы как налог с продажи на уровне 28%.

Сразу после этого произошел процесс самороста цен. Инфляция в 1993 году составляла 10255%, что стало результатом действия комплексного фактора: данного налога, финансирования дефицита Государственного бюджета за счет прямой эмиссии НБУ, разрыва связей вертикально интегрированных структур СССР, политики дешевых денег, дорогого экспорта энергоносителей и тому подобное - полный "букет". Странные были времена... Вместо паники ощущалась эйфория романтиков. Делегации иностранных аналитиков удивлялись нашим улыбкам.

Второй этап начался в 1997 году. Действие ценовой пирамиды с НДС максимально проявляется во время снижения цен. Это был как раз тот год, когда они были минимальными (темпы инфляции составляли 10,1%), худший год среди всех для введения НДС. Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" N168/97 был принят Верховной Радой в апреле 1997 года. Тем самым утратил силу Декрет 1992 года.

На фоне эйфории со снижением цен в Верховной Раде диссонансом прозвучало выступление только одного человека - Суслова, который был в то время министром экономики Украины. Он предложил смягчить монетарную политику, которой бы соответствовали 12% темпов инфляции в год. Его не услышали, а зря. В следующем 1998 году инфляцию уже были вынуждены отпустить, ее темпы составляли 20%, но этого было мало.

Для отечественных товаропроизводителей это был удар большой силы - начала действовать ценовая пирамида НДС. На этот период пришлось действие целых трех негативных факторов - завышенный валютный курс, обвал финансовой пирамиды ОВГЗ и ценовая пирамида НДС, о которой идет речь.

Завышенный валютный курс стал следствием упрямой политики НБУ, в которой он видел "укрепление" курса национальной валюты. Результатом действия этого фактора стал натиск импорта и 1,2 млрд. отрицательного сальдо торгового баланса. Обвал финансовой пирамиды в начале и в течение 1998 года повлек за собой бегство от гривни и потерю валютных резервов.

Начался процесс осмысления стихии рисков, вызванных ценовой пирамидой НДС, и управления ими. Сначала понемногу, а затем - все больше фирмы находили тот или иной способ уклонения от налоговой пирамиды. Начался уход экономических отношений в "тень". Те из них, кто не успел этого сделать заблаговременно, обанкротились и свернули производство.

В этих условиях наступил критический момент выживания - усилился платежный кризис. Объемы дебиторской и кредиторской задолженностей превысили ВВП, возросла задолженность по заработной плате. Выросли объемы взаимозачетов и бартеризации экономики. Как следствие - стали мизерными поступления в Государственный бюджет, не выдержал нагрузки Пенсионный фонд.

Одна из главных причин такого поведения фирм заключается в том, что пирамида из - за своей жесткости не дает возможность для маневра ценами. В случае снижения рыночных цен фирма просто оказывается перед проблемой выживания. Для предотвращения этого риска она вынуждена создавать или теневой фонд, или теневой поток, который в тяжелой финансовой ситуации дает возможность управлять этим риском, платить зарплату людям и тому подобное,

Платежный кризис, усиленный чрезмерным монетарным ограничением, содействовал слишком быстрому падению цен, поэтому и действие пирамиды возросло. В этих условиях фирма, находящаяся под "защитой" государства или его преференций, становится генератором роста задолженностей.

В качестве одного из легальных приемов выживания и отстранения от налоговой пирамиды в Украине следует расценивать лоббирование разнообразных льгот, которые по объему в тот период стали сопоставимы с доходной частью Государственного бюджета.

Администрирование НДС превратилось в сплошной хаос. Весь 1993 год законодательная и исполнительная власть "трудились" над предоставлением разнообразных льгот, что привело к формированию большого количества производных проблем, решение которых и сегодня еще требует комплексных мер.

И вот теперь мы имеем результат: наступил баланс - половина экономики зажата пирамидой, вторая половина находится в "тени", под "крышами" и с оффшорами (псевдоэкспорт), чтобы компенсировать действие пирамиды. А другого выхода (в условиях такого введения НДС) здесь и не просматривалось.

Экономический рост, который начался с 2000 года, облегчения не принес. Экономический рост - это, прежде всего, рост потребления, На макроуровне он всегда нуждается в адекватном увеличении предложения денег. Если этого не происходит, особенно если перед этим была затяжной кризис - непременной реакцией экономической системы будет дефляция. Так было в послевоенной Японии, Германии, так оно произошло и у нас.

2002 год - год дефляции - действие пирамиды обострилось. Но к этому моменту наши фирмы, экономика были готовы. Наступление пирамиды НДС они приняли спокойно, не было такой агонии, как это произошло в 1998 г. Но пирамида ужала экономику до карликовых размеров. Уменьшение доходов населения и угнетение внутреннего потребления экономика стремится компенсировать внешним потреблением - экспортом.

Но и здесь НДС с его ценовой пирамидой, которая заметно уменьшает доходы всех агентов (в т. ч. и государства), приносит большие проблемы: государству нечем возмещать НДС экспортерам. Поэтому пока не ликвидирована пирамида, реструктуризация задолженности государства по возмещению НДС не даст ничего - это как если у ящерицы отрезать хвост.

РЕЦЕПТЫ УМЕНЬШЕНИЯ РАСХОДОВ

Расходы, вызываемые пирамидой НДС, относятся к разновидности трансакционных расходов, то есть расходов, связанных с покупкой - продажей - как организацией этого процесса, так и с проблемами, которые возникли вследствие этой организации.

Избежать трансакционных расходов да еще и не нанести экономический ущерб государству непросто, Рассмотрим пример США, почти единственного государства, в налоговой системе которого нет никаких признаков пирамид. США удалось достичь этого, главным образом, благодаря уважению к фундаментальной науке, в частности, определению роли трансакционных расходов и механизмов их уменьшения путем слияния и поглощения фирм (Р. Коуз "Природа фирмы").

Если появляется серьезная проблема в экономике, ученый может дать не просто необычные рекомендации преодоления этой проблемы. Если появляется серьезная проблема в экономике, ученый может дать не просто необычные рекомендации преодоления этой проблемы. Его видение проблемы может быть таким необычным для чиновничества, что его могут не понять совсем. Так было и с Рональдом Коузом, и только большое уважение этой страны (США) к ученым, к другому мышлению, подарило ей возможность воспользоваться новыми изобретениями и инструментами в управлении экономикой, особенно в части борьбы с трансакционными расходами, которые увидел Коуз.

Пример удачного использования в Соединенных Штатах Америки вертикально интегрированных структур - это новый взгляд на "монополию", позволяющий исключить из хозяйственного оборота ценовую пирамиду налогообложения.

Если кратко и в части, касающейся проблемы, то в США поддерживаются все общественно полезные объединения, которые уменьшают трансакционные расходы. И, наоборот, все объединения, которые увеличивают трансакционные расходы, хотя и не преследуются, но и не находят широкой поддержки даже в судебных спорах. В итоге, приближенно к реальности можно констатировать, что в США даже получают поддержку вертикальные объединения, и, наоборот, наибольшее давление со стороны государства ощущают горизонтально интегрированные структуры.

Первый пример . Несколько сахарных заводов, объединенные с целью проведения согласованной ценовой политики для уменьшения трансакционных расходов. Это - пример горизонтально интегрированной структуры - монополии, которая фактически не уменьшает трансакционные расходы в экономике, а перекладывает их за счет монопольной цены на потребителей собственной продукции. Это - негативный пример монополии - то, что преследуется в США.

Второй пример . Нефтяная компания объединилась в вертикальную структуру, в которую входят все промежуточные производства товаров и услуг от нефтяной скважины до бензоколонки. Это - не монополия, так как в ее структуру вошли разнопрофильные фирмы: нефтеперерабатывающие, транспортные и тому подобное. Таких специализированных объединений на рынке может быть несколько и они реально сокращают трансакционные расходы не только собственные, но самое главное - общественные. Такие вертикальные структуры поддерживаются в США.

Избежание налоговой пирамиды в таком корпоративном объединении достигается за счет того, что их финансы организованы как на большой фабрике. Таким образом, продукция от одной фирмы к другой передается не через продажу (самому себе продать нельзя ничего), а как от цеха к цеху. Так как нет продаж - нет и никаких налогов, с ними связанных.

Это вовсе не означает, что корпорация - вертикально интегрированная структура обманывает государство. Наоборот, на конечном этапе корпорация продает продукцию конечного потребления и платит налог в полном объеме. Государство не просто не теряет от такой продажи, но и выигрывает, потому что объемы продаж у такой корпорации значительно больше, чем у других фирм, без высокой степени вертикальной интеграции и специализации.

Такая фирма - корпорация избавлена не только от рисков пирамиды, но и от других рисков и трансакционных расходов: ей не нужно ждать прихотей рынка (продукцию она получает от собственного "цеха") все зависит только от квалификации (навыков работы в команде) административного персонала. Так как она избавлена от налоговой пирамиды, у нее есть широкий диапазон для маневра ценами. С такой фирмой трудно удерживать конкуренцию: высокий финансовый потенциал вместе с ценовой маневренностью - это как легковое авто с многолитровым двигателем. Выигрывают все экономические агенты, в том числе и население: оно также не принимает участия в оплате расходов, вызванных налоговой пирамидой, а потому реальные доходы населения растут, что вызывает общеэкономический позитивный эффект - рост потребления и сбережений, то есть факторов экономического роста.

В случае вхождения в структуру такой корпорации коммерческого банка и создания ФПГ, мощность и динамизм ее резко возрастает. Если же такая фирма - корпорация еще и инновационная, "выпуск" ее за границу (создание транснациональной корпорации) сделает страну очень динамичной в расширении собственной ниши в мировой экономике. Если же такая фирма - корпорация еще и инновационная, "выпуск" ее за границу (создание транснациональной корпорации) сделает страну очень динамичной в расширении собственной ниши в мировой экономике. Если же прибегнуть к сравнениям, то такая инновационная фирма - корпорация - ФПГ будет напоминать быстрого, точного и сильного сокола.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Выход из ситуации, в которой Украина оказалась с пирамидой, должен быть очень осторожным. Масштабная реструктуризация экономики вызовет только негативные результаты. Кризис усилит действие пирамиды. Реакцию фирм в таком случае предвидеть не трудно - углубление в "тень", лоббирование льгот, рост задолженностей. Они уже знают, как это делать.

Начинать нужно не с масштабных реформ, а с конкретных случаев. Их позитивные результаты будут ярким примером для бизнесменов: как это нужно делать. Это - не новый подход. Впервые его очень удачно применила Япония.

Реформирование экономики с целью ликвидации ценовой пирамиды НДС возможно, думается, по трем сценариям: 1) отказ от действующей модели НДС; 2) формирование вертикально интегрированных структур и на их основе финансово - промышленных групп; 3) содействие развитию базисных инноваций, новой экономической структуры на ее основе, в том числе и с включением в ее структуру финансовых корпораций.

1. Отказ от действующей системы НДС, по - видимому, для Украины мало реален - слишком упрямое у нас чиновничество. Готовое умереть вместе с экономикой, но не сдаться - такой НДС есть в Европе, а мы в Европу движемся.

2. Формирование вертикально интегрированных структур и на их основе финансово - промышленных групп - наиболее реальный и перспективный путь. Но начинать здесь нужно с отдельных примеров, эксперимента, который бы выполнял роль образца для других отраслей. Под бдительным надзором Правительства (чтобы не сорвать экономику в кризис) и при поддержке Центральным банком того АКБ, который должен войти в состав ФПГ.

Этот шаг ощутимо усилил бы динамизм национальной экономики, но для выхода в мировое лидерство этого слишком мало. Слишком устаревшая экономическая структура, технологическая база.

3. Содействие развитию базисных инноваций, новой экономической структуры на ее основе, в том числе и с включением в ее структуру финансовых корпораций - это путь построения современной инновационной системы. Такой вектор содействовал бы достижению желаемого результата - мощного подъема национальной экономики, обновления ее структуры и технологической базы, выхода на лидирующие позиции в мировой экономике.

Это - наиболее благоприятный сценарий формирования современных вертикально интегрированных структур, ФПГ и транснациональных корпораций на их основе. А главное - желаемый результат: и исключение ценовой пирамиды из системы налогообложения, и НДС остается, как в Европе.

Игорь МАКАРЕНКО, Валерий КУЗЬМЕНКО,

Институт эволюционной экономики

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,6628
 0,0344
0,08
EUR
1
43,7043
 0,1195
0,27

Курс обміну валют на сьогодні, 09:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3592  0,10 0,24 41,9740  0,03 0,07
EUR 43,5828  0,04 0,08 44,3116  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6750  0,03 0,07 41,6950  0,02 0,06
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес