Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Контекст: Поддержав FATF, США дистанциируют Украину от Запада

15:33 25.12.2002 |

Економіка

После дипломатических неудач на саммитах в Копенгагене и в Праге, экономические санкции к Украине, введенные Международной группой по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, в целом и США в частности, стали очередной ложкой дегтя в бочке внешнеполитических неудач Украины. Сугубо экономическое решение FATF выглядит сегодня частью политической стратегии США, которая перерастает из "замораживания" отношений в "холодную войну". Не с Украиной, но с ее властями. При этом не США добивает "врага", а он сам норовит укусить себя за хвост, как это случилось с пресловутым законопроектом о борьбе с отмыванием средств и изменениями к нему.

Закономерная неожиданность

Нельзя сказать, что введение против Украины санкций FATFом и США постигло Украину вдруг, внезапно - как корь, или, скажем, ветрянка. О необходимости принятия законопроекта о борьбе с легализацией капиталов речь велась едва ли не с прошлого года, когда Запад развернул активную антитеррористическую кампанию. Последнее "китайское" предупреждение прозвучало не далее, чем два месяца тому. На закрытом заседании, проходившем 9 - 11 октября в Париже, FATF рекомендовала странам - членам организации ввести с 15 декабря против Украины санкции, если Верховная Рада до этого срока не приведет свое законодательство по борьбе с "грязными" деньгами в соответствие с международными стандартами. Несмотря на явную угрозу санкций, уже в конце октября Верховная Рада отклонила и направила на повторное второе чтение разработанные правительством изменения к Закону "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Причина - критерии сомнительных финансовых операций, по мнению парламентариев, слишком размыты и преследуют цель "задушить бизнес в Украине". В частности, по мнению депутатов, проваливших законопроект, изменениями к принятому в начале декабря закону, который должен вступить в силу только через полгода, предполагалось создание новых силовых структур для контроля над бизнесом со стороны чиновников.

Позже Украину посетила группа зарубежных экспертов от FATF, которая совместно с правительством учла требования Запада и реалии украинской действительности, разработав соответствующие духу времени изменения к действующему законодательству. Однако изменения к закону депутаты так и не смогли заслушать по причине очередного всплеска парламентского кризиса. Напомним, именно на начало декабря руководство парламента решило выполнить ту часть договоренностей с "донецкими", согласно которым новое правительство возглавил представитель "угольного края" Виктор Янукович. Отправляя в отставку с поста главы Нацбанка Владимира Стельмаха, депутаты увлеклись, и сначала "забыли", а позже не смогли проголосовать новый законопроект. Этот документ был принят только 24 декабря, когда решение ввести санкции озвучили не только FATF, но и США.

Санкции против Украины, как говорится в обнародованном FATF 19 декабря документе, включают в себя требование регулярно предоставлять данные об операциях компаний, ведущих бизнес с Украиной. FATF также может более тщательно изучать акционеров украинских компаний, с которыми ведут бизнес их партнеры из стран - членов этой организации. Кроме того, FATF может усложнить процедуру регистрации филиалов украинских банков на территории стран, входящих в группу, и предостерегать компании стран своих членов о риске ведения бизнеса с украинскими партнерами. В общем, западному инвестору не позавидуешь. Как, впрочем, и украинским банкам. Еще одним последствием санкций, введенных FATF, по словам экс - главы НБУ Владимира Стельмаха, может стать решение европейских банкиров также закрыть корреспондентские счета украинских банков.

Таким образом, как минимум, до середины февраля украинскому бизнесу грозит практически международная изоляция. Ибо в FATF представлено большинство влиятельных стран - членов ЕС и НАТО, сплотившихся в борьбе "с мировым терроризмом". Принятые на днях поправки к закону будут рассматриваться на очередном заседании Международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем не ранее 12 - 14 февраля 2003г.

Мы говорим FATF, подразумеваем - США

Между тем, украинские наблюдатели склонны расценивать решение FATF как, в первую очередь, политическую акцию против Украины. Ибо, напомним, речь идет о таком всеобъемлющем явлении как борьба с терроризмом, под лозунгом которого и Соединенные Штаты, и Европа работают над созданием новой геополитической карты мира. В этом контексте игнорирование украинскими властями требований FATF может быть прикрыто "паранджой" нежелания препятствовать отмыванию террористических капиталов и использовано в тех же целях, что и оружейный скандал - 2002 вокруг якобы состоявшейся продажи "Кольчуг" Ираку. В этих условиях Украина автоматически выбывает из круга стран, которые сегодня могут на равных участвовать в "дележе" мировых рынков. И лишается поддержки западного капитала, который, впрочем, и так неохотно шел в Украину.

Так, по словам заведующего отделом Европы и евроинтеграции Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Павла Рудякова, проблема отмывания "теневых", или "грязных", денег является важной для Украины. "По некоторым оценкам, от 4 до 5 миллиардов долларов вывозится из страны путями, которые подпадают под определение схем отмывания денег", отметил аналитик. Но Украина - не единственная страна в списке, где этот вопрос является "наболевшим". И это, по мнению г - на Рудякова, дает основания говорить о том, что несколько предвзятое отношение к украинскому государству со стороны FATF играло одну из первых скрипок в оркестре, исполнившем пьесу под названием "Введение санкций против Украины".

Впрочем, как отмечают аналитики, не стоит расценивать решение FATF как всецелый отказ Европы от сотрудничества с Украиной. По их мнению, за решением экономически оградить себя от связей с Украиной стоит в первую очередь США. Во - первых, по словам политологов, одну из первых скрипок в FATF играют именно Соединенные Штаты, уже инициировавшие под эгидой борьбы с мировым терроризмом не один оружейный скандал с Украиной. Во - вторых, о роли США свидетельствует заявление Минфина США, который едва ли не на второй день после оглашения приговора FATF, сообщил о своем намерении поддержать решение Международной группы по борьбе с отмыванием теневых капиталов. Более того, заявление главного финансового ведомства США носит куда более резкий и обвинительный характер, нежели сухая констатация фактов, изложенная в резолюции FATF. Организации, которая, кстати, уполномочена только рекомендовать государствам - членам систему предохранительных мер, но никак не применять эти меры на практике..

Так, вводя санкции, обязывающие банки США тщательно изучить операции с Украиной, американские финансисты назвали украинское государство "страной, вызывающей у них чрезвычайное беспокойство в связи с отмыванием денег". Любопытно, как именно США собираются котролировать операции с Украиной? Это: обязательство американским банкам сохранять информацию об операциях с украинскими компаниями, получение информации о счетах, открытых украинскими или близкими им компаниями в банках США, получение информации о клиентах, использующих корреспондентские счета украинских банков. Стоит при этом отметить, что кроме Украины в списке "нежелательных" для финансового сотрудничества "элементов" находилось только тихоокеанское оффшорное Науру. "Мы четко говорим миру, что эти страны (Украина и Науру, - "Контекст") плохи для бизнеса, и их финансовому контролю верить нельзя. Мы серьезно настроены на то, чтобы обезопасить международную финансовую систему от "отмывателей" денег, тех, кто финансирует террористов, и других преступников", - говорится в заявлении Минфина США.

В Украине решение американского Минфина разъяснил посол США Карлос Паскуаль. Он, в частности, отметил, что США недовольны отсутствием в действующем в Украине законе об отмывании "теневых" капиталов нормы, регламентирующей сроки предоставления информации о подозрительных операциях. Беспокоит США, по словам посла, и отсутствие в законе уголовной ответственности нарушителей, а также слабые полномочия органа, отвечающего за финансовый мониторинг. "Если ты не знаешь, когда давать информацию, если ты не можешь использовать ее в структуре, борющейся с отмыванием денег, и ты не можешь преследовать нарушителя, у тебя нет эффективного закона", - пояснил украинским властям ситуацию г - н Паскуаль.

Ситуация проста: Штаты предупреждали. Украина не прислушалась и была наказана. И вряд ли стоит искать в решении США второе или третье дно. Америка начинает давить не только на украинскую власть, но и на украинский бизнес. Цель - добиться изменений в Украине. И политических, и экономических. А надежды Украины на традиционный "авось" могли бы оправдаться только в том случае, если б стратегическое партнерство с США, которое наблюдалось еще пару лет тому, не сменилось близкими к "холодной войне" отношениями.

Новый ошейник для бизнеса

Любопытна позиция по вопросу принятия/непринятия требуемых FATF изменений со стороны непосредственно украинской власти. "Совесть" не так давно приступившего к работе правительства Виктора Януковича абсолютно чиста. Поскольку поменялся весь финансовый состав Кабмина, ни один из новых министров не обязан нести ответственность за грехи прежнего правительства. Премьер же заверил АФЕА, в целом, и США, в частности, в абсолютном желании сотрудничать в области борьбы с теневыми капиталами. "Я считаю, что дальнейшими шагами Кабмина должна стать постоянная работа над созданием системы борьбы с тенизацией экономики. Для этого необходимо привести к требованиям международной практики закон о противодействии отмыванию грязных денег, а также закон о легализации доходов", - заявил на днях Виктор Федорович.

Народные депутаты комментируют требования США в зависимости от своей фракционной принадлежности. Если представители прежнего парламентского большинства (на основе "девятки") всецело и обеими руками выступают "за" принятие разработанного правительством законопроекта с изменениями, касающимися, борьбы с легализацией капиталов, в действующее законодательство. При этом "большевики" в один голос обвиняли в "экономическом провале" оппозицию, неоднократно срывавшую голосования в парламенте. Оппозиция же в свою очередь советовала бизнесу "не волноваться". "Санкции FATF направлены против Президента Леонида Кучмы. Предполагаю, что санкции введены по инициативе США уже давно проводящих политику изоляции высшего руководства Украины. Сначала были "Кольчуги", теперь грязные деньги... и этот ряд будет продолжен", - мрачно прогнозирует член фракции БЮТ Анатолий Матвиенко. При этом оппозиция полагает, что переживать из - за несоответствия украинского законодательства международным требованиям по борьбе с теневыми доходами не стоит. Ибо "озвученный FATF повод для введения санкций против Украины является надуманным", поскольку принятый в декабре закон о противодействии отмыванию грязных денег вступает в силу только через полгода, и Украина имеет достаточно времени на исправление его недостатков.

Более толерантная "Наша Украина", которая уже видит себя членом нового парламентского большинства на основе старой коалиции "девяти" минус СДПУ(О), тоже считает первопричиной санкций общую политическую ситуацию в стране. Так, по словам члена фракции "НУ" Валерия Алешина "FATF, скорее всего, сомневается в желании высшего руководства Украины бороться с отмыванием грязных денег". Замечания же FATF к ранее принятому Радой закону о противодействии отмыванию грязных денег, по его словам, являются надуманными и не могут быть основанием для введения санкций. Любопытно, что более проинформированный глава УНР и также член фракции блока Виктора Ющенко Юрий Костенко утверждает, что Украина в законе, которого требуют FATF и США, таки действительно нуждается. Вопрос, по его словам, состоял только в том, что разработанный правительством проект закона с изменениями к ранее принятому "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", не устраивает "НУ" и оппозицию, поскольку его можно будет использовать для политической борьбы. Аналогичной точки зрения придерживается и коллега г - на Костенко по фракции, экономист Сергей Терехин. Он акцентирует внимание на том, что одно из предложений правительства "гласит о том, что субъект вторичного мониторинга, то есть специальный департамент Министерства финансов, может считать любую операцию сомнительной, даже если она не попадает под тот перечень, который есть в законе". Это положение, по его словам, дает возможность правительству использовать специальный департамент Минфина как рычаг давления, в том числе и на оппозицию.

Однако, как известно, законопроект был принят. За него проголосовала и "Наша Украина", и коммунисты, и "пропрезидентская девятка". То есть, введение санкций США все - таки заставило "нудистов" пренебречь угрозой политически заангажированному бизнесу попасть в список "отмывающих капиталы структур". Угроза экономической изоляции украинского бизнеса и искусственного его сближения с российскими капиталами, по мнению аналитиков, заставила депутатов пренебречь собственными интересами. Так, исполнительный директор центра социальных исследований "София" Владимир Лупаций отмечал, что до последнего момента "депутатский корпус, состоящий из представителей различных бизнес - групп, отказывал в доверии исполнительной власти", не желая увеличить ее полномочия в части контроля над денежными, финансовыми операциями и др. "Проблема здесь не в том, что существуют разногласия между исполнительной и законодательной властью в видении этого вопроса. Это просто перестраховка, поскольку доминирует катастрофическое взаимное недоверие между властью и обществом, между исполнительными силовыми структурами и бизнесом, между исполнительной властью и законодательной", полагает политолог.

Приняв же правительственный законопроект, парламентарии поставили и весь украинский бизнес, в целом, и свой, в частности, в зависимость от политического окраса, который имеет этот бизнес. При этом не известно, что двигало сильнее "Нашей Украиной", голосовавшей за законопроект правительства, - то ли стремление отодвинуть топор санкций, занесенных над шеей украинской экономики, то ли внутренние договоренности, на которых в вечер перед католическим Рождеством был устранен парламентских кризис. А возможно, "Наша Украина" просто решила продемонстрировать президенту, который накануне неоднократно акцентировал внимание депутатского корпуса на необходимости принятия законопроекта, который требует от Украины FATF, свой настрой на конструктивную работу. Что ж... Может теперь Ющенко будет аккуратнее высказываться в адрес фискальных и силовых структур, которые, по его словам, являются основным аргументом, под давлением которого из "Нашей Украины" уходят депутаты. А вот рассчитывать на то, что Минфин США в ближайшее время аннулирует решение о введении санкций против Украины нецелесообразно. С 25 декабря в США рождественские двухнедельные каникулы. А за это время можно пролистать много интересующих американскую сторону файлов.

Илона Заец

За матеріалами: Контекст
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3828
 0,0862
0,22
EUR
1
42,3168
 0,0081
0,02

Курс обміну валют на сьогодні, 10:54
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,1958  0,02 0,05 39,7371  0,02 0,04
EUR 42,1604  0,04 0,09 42,8621  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3400  0,08 0,20 39,3600  0,06 0,15
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес