Фінансові новини
- |
- 04.12.24
- |
- 11:45
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"РосБизнесКонсалтинг" : АвтоЗАЗ против АвтоВАЗа
14:50 11.12.2002 |
В следующем году Украина введет жесткие квоты на импорт легковых машин из России. По словам украинского министра экономики Валерия Хорошевского, эти квоты будут определены в размере 15770 автомобилей с объемом двигателя 1 - 1,5 тыс. куб. см. Соответствующее решение принято по итогам расследования, предпринятого Межведомственной комиссией по международной торговле.
"Автомобильный вопрос" не впервые встает между двумя странами. Осенью 1999 г. по требованию главного автопроизводителя Украины СП "АвтоЗАЗ - Daewoo" Верховная Рада начала расследование на предмет того, не наносит ли ввоз иностранной продукции "вред национальному автомобилестроению". Спустя год Межведомственная комиссия по международной торговле вынесла вердикт: нет, не наносит. Объемы импорта в Украину легковых автомобилей за несколько лет сократились чуть ли не в три раза, а производственные показатели национальных автопредприятий (как в Запорожье, так и в Луцке, Херсоне и т.д.) при этом существенно не улучшились. АвтоЗАЗ таким выводом остался неудовлетворен. Представители предприятия доказывали, что на самом деле объем импорта гораздо больше, чем отраженный в официальной статистике. Благодаря тому что украинское законодательство содержало большое число лазеек для импортеров, последние перегоняли в страну машины по различным "серым" схемам. Поэтому, дескать, и статистика поставок российских автомобилей различается в разы. Поэтому в начале 2002 г. было инициировано новое расследование, в результате которого Украина ввела временные повышенные (до 31,7%) базовые пошлины на "Жигули" и "Волги". Срок их действия закончился 1 декабря, и теперь ставки должны быть снижены, но зато вводятся квоты.
Украина своими действиями не только поддерживает АвтоЗАЗ, но и мстит Москве, с августа вроде бы ухудшившей таможенный режим для многих украинских товаров. Однако, по мнению российского руководства, а также представителей автопрома, Киев часть этой проблемы видит в неверном свете. По данным МЭРТ РФ, в 2000 г. на Украину было поставлено всего 17 тыс. российских легковых машин, в 2001 г. - только 10 тыс., такие объемы ввоза никак не могли ухудшить ситуацию на местном авторынке. В то же время значительно растут объемы сборки "Жигулей" различной модификации на Луцком и Херсонском заводах при участии как российского, так и украинского капитала.
Руководство АвтоВАЗа, отметая от себя обвинения в нанесении ущерба украинскому автопрому, заявило о том, что фактически помогает последнему, наращивая объемы закупок украинских комплектующих (а общие закупки сырья, материалов и комплектующих из Украины "сопоставимы с объемом ввозимых на территорию Украины автомобилей "ВАЗ"). Трудно говорить и об ущербе запорожскому предприятию с учетом красноречивого факта: в прошлом году рост производства его основных моделей ("Таврия" и "Славута") достиг 50%. На самом деле возросшая лоббистская активность "АвтоЗАЗ - Daewoo", скорее всего, объясняется другими причинами. Почти шесть лет назад, когда основывалось предприятие, казалось, что южнокорейский партнер вдохнет новую жизнь в украинское автопроизводство. На основании этого ему были предоставлены немалые налоговые льготы, а также защита от конкуренции подержанных иномарок (Украина ввела высокие пошлины на "автохлам" еще раньше России, причем включила в эту категорию машины до пятилетнего возраста). Надежды оправдывались только первый год, а после этого предприятие все время работало "в минус". С учетом банкротства Daewoo Motors и незаинтересованности новых хозяев южнокорейского предприятия - американцев - в развитии производства за пределами Восточной Азии шансы на помощь иностранных партнеров резко уменьшаются. А тут еще налоговые льготы должны быть "по возрасту" вот - вот сняты с СП. Предприятию приходится выкручиваться, валить все беды на кого - то другого, на российский импорт в частности. Межведомственная комиссия Украины, вдруг пересмотревшая итоги собственного расследования двухлетней давности, видимо, поддалась давлению собственного автопрома, несмотря на спорность его аргументов.
Новое решение украинских властей вызвало в правительстве РФ, согласно сообщениям ДПИ, "сожаление". Оно, дескать, находится "вне логики переговорного процесса о создании зоны свободной торговли". Действительно, поскольку Украина и Россия соглашение о свободной торговле давно подписали, такое решение выглядит странно. Не менее странно оно выглядит и с учетом намерений Киева примкнуть к ВТО, правила которой любые квоты и "протекционистские" пошлины не приветствуют. Возможно, в ходе предстоящего визита на Украину главы МЭРТ РФ Германа Грефа и в рамках межправительственной комиссии по торгово - экономическому сотрудничеству спорные моменты удастся загладить. Эти моменты касаются не только российского автопрома, но именно последнему, испытывающему ныне немалые трудности на внутреннем рынке, решить проблемы относительно небольшого, но "привычного" к российским легковушкам рынка Украины сейчас особенно важно.