Фінансові новини
- |
- 04.12.24
- |
- 11:27
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Контекст: Кабмин отнимает льготы у производителей авто
11:19 06.12.2002 |
Договоренности с производителями не устраивают импортеров
Подходит к концу срок действия специальных пошлин на ввоз в Украину российских автомобилей. Однако отмена пошлин не принесет импортерам облегчения: Кабинет министров разрабатывает новый законопроект, которым ставка 32% - ной пошлины будет установлена на все ввозимые легковые автомобили. Законопроект содержит сюрприз и для отечественных производителей - правительство намерено отменить предоставленные им в 1997 году налоговые льготы. Впрочем, как полагают эксперты, сторонам удастся договориться: производители могут согласиться с отменой преференций, и уже в 2003 году украинские автопроизводители вернутся к обычному режиму налогообложения.Срок действия спецпошлин на отдельные модели ВАЗов, установленных Кабинетом министров по инициативе отечественных автопроизводителей с 1 августа 2002 года, завершается 8 декабря. У импортеров еще есть время для попыток восстановить нарушенный баланс на рынке легковых автомобилей, поскольку, как считают в информационно - аналитической группе "AUTO - Consulting", спрос на недорогие авто в Украине остается неудовлетворенным. В то же время эксперты отмечают определенный позитив от действия пошлин: за четыре месяца специального режима запорожскому СП "АвтоЗАЗ - Daewoo" удалось расширить свою долю на рынке до 51%. Хотя, констатируют аналитики, сполна воспользоваться ситуацией отечественным автопроизводителям так и не удалось, поскольку около трети отечественных потребителей остались верны российскому ВАЗу.
Напомним, инициатором введения спецпошлин выступила Ассоциация "Укравтопром". Она настаивала на ограничении импорта ВАЗов, поскольку, по мнению ее специалистов, ввоз этих авто в нынешних объемах подрывает позиции отечественных производителей. По запросу ассоциации Министерство экономики провело расследование, по результатам которого и было принято решение ввести пошлину в размере 31,7% на импорт легковых автомобилей из России с объемом двигателя от 1 до 1,5 тысяч куб. см. В ходе расследования "Укравтопром" представлял интересы двух украинских предприятий - Луцкого автозавода и СП "АвтоЗАЗ - Daewoo".
Ввиду окончания срока действия этой пошлины Кабинет министров готовит введение новых - на все новые легковые автомобили на уровне 32% их таможенной стоимости. Об этом сообщил руководитель департамента европейской интеграции Министерства экономики Вячеслав Медведев.
Наряду с введением импортных пошлин, Кабмин собирается отменить установленные для украинских производителей автомобилей налоговые льготы. Напомним, с 17 сентября 1997 года действует закон "О стимулировании производства автомобилей в Украине", дающий производителям авто ряд льгот, в частности - отмену НДС при продаже автомобилей, а также отмену этого налога и ввозной пошлины при ввозе товаров производственного назначения. Существование льгот специалисты считают заслугой компании "Daewoo", которая добилась преференций еще до создания в апреле 1998 года совместного украино - корейского предприятия "АвтоЗАЗ - Daewoo". Условием получения льгот было выполнение предприятиями - производителями определенных инвестиционных программ.
В Минэкономики принятие нового закона считают компромиссным способом удовлетворение требований Европейского Союза и Всемирной торговой организации, которые настаивают на отмене отраслевых льгот, в т.ч. производителям автомобилей. Кроме того, как отметил г - н Медведев, согласованные с рядом стран условия вступления Украины в ВТО предусматривают 10% - ю импортную пошлину на автомобили с момента вступления в эту организацию. Что касается предлагаемой Кабмином ставки пошлины в размере 32%, то представитель Минэкономики отметил, что в ЕС ее считают довольно высокой.
Такого мнения придерживаются и украинские компании - импортеры. Как отметил "Контексту" директор "AUTO - Consulting" Олег Омельницкий, импортеров устраивает действующий режим, когда ставки пошлины устанавливаются в зависимости от типа и кубатуры двигателя (на отдельные модели машин пошлины колеблются от 3 до 5%). "Компании, ввозящие автомобили в Украину, будут пытаться сохранить действующий ввозной режим", - полагает эксперт.
Впрочем, инициатива Кабмина может столкнуться с серьезным препятствием. Согласно закону о стимулировании производства автомобилей, срок действия льгот заканчивается 1 января 2008 года. Таким образом, любое предприятие, которое пользуется данными льготами, в т.ч. "АвтоЗАЗ - Daewoo", сможет оспорить отмену льгот в любом суде, считает г - н Омельницкий. Вероятно, установленная на столь высоком уровне ставка пошлины является плодом компромисса между запорожским СП и правительством, поскольку "АвтоЗАЗ - Daewoo" принимает активное участие в разработке законопроекта.
Но пока эксперты не берутся прогнозировать, какой именно размер пошлины останется в окончательном варианте документа. Слишком много заинтересованных в этом вопросе сторон.
Ольга Антоненко