Фінансові новини
- |
- 08.01.25
- |
- 22:09
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Комп&ньон: Убийственный НДС
16:31 13.11.2002 |
Практика невозмещения НДС экспортерам представляет угрозу экономической безопасности страны. Взгляд на налог с точки зрения экономической целесообразности
Многочисленные попытки экспортеров вернуть НДС из бюджета за редкими исключениями оказываются безрезультатными, а сложившаяся практика невозмещения НДС все чаще побуждает предпринимателей искать правды в судах. Тем временем налоговые чиновники изобретают все более изощренные новшества, которые позволят не возвращать деньги экспортерам. И если не смотреть на данный процесс как на совокупность частных случаев, то оказывается, что эта "игра" имеет весьма тяжелые последствия не только для отдельных бизнесов, но и для экономики страны в целом.
Начиная с конца 2000 г., предприятия различных отраслей просили президента и правительство решить проблему невозмещения налога на добавленную стоимость. Бюджетная задолженность по нему на 1 января нынешнего года составила 5,8 млрд. грн. Однако добиться возврата НДС удалось немногим. Как показывает практика, сдвинуть с мертвой точки вопрос о возврате экспортного НДС под силу только предпринимателям стратегически важных для украинской экономики отраслей - посредством шантажа властей. Так, в августе текущего года, угрожая прекратить экспорт, зернотрейдеры заставили ГНАУ составить графики погашения бюджетной задолженности перед ними. Однако таких успехов в диалоге с властями удалось достигнуть далеко не всем экспортерам (за исключением очень немногих бизнес - структур, имеющих влиятельное лобби в высших эшелонах власти). Более того, в ряде случаев, когда дело касается предприятий, работающих "с оборота" при минимальной, продиктованной внешними конкурентными условиями рентабельности, даже предложенные налоговиками графики погашения бюджетной задолженности по НДС не спасают экспортеров от разорения и экономической гибели. Многие из них сегодня балансируют на грани банкротства и в связи с угрозой потери своего бизнеса готовы предпринимать радикальные шаги для того, чтобы вернуть деньги. Такой мерой может стать массовая подача исковых заявлений в суд. Впрочем, безрезультатные примеры обращения экспортеров в суд для решения проблемы с возмещением НДС сегодня уже не редкость...
Изъять, нельзя помиловать
Между тем создается впечатление, что никто в стране не подсчитывает ее убытков от нерешенной проблемы с невозмещением НДС и последствий острого противостояния предпринимателей и налоговиков. Хотя власти наверняка должны были бы проанализировать, как проблемы экспортеров отражаются на различных отраслях украинской экономики и казны в целом. А именно: достаточно ли бюджет получает денег в виде налогов, много ли теряет государство от простаивания или банкротства экспортеров, как влияет закрытие фирм - экспортеров, лишенных оборотных средств, на связанных с ними субъектов предпринимательской деятельности и т. д. Провести такое исследование в национальных масштабах, может, и затруднительно, тем не менее негативное влияние "синдрома невозмещения НДС" можно проследить на конкретном примере отдельно взятого экспортера. Что "&" и сделал.
Проблемы компании ООО "БОН - Эксим" в отношениях с налоговиками начались в сентябре прошлого года, когда ГНИ Оболонского района г. Киева прекратила возмещение сумм экспортного НДС. Это предприятие является одним из лидеров по экспорту мяса и мясопродуктов в Россию, поставляет украинскую продукцию Госрезерву РФ. С 2001 года компания привлекла в Украину валютных средств (в долларах США и российских рублях) на сумму 63 млн. грн., а за I квартал 2002 года - еще на 25 млн. грн. "Наш бизнес состоит в том, что мы предоставляем кредиты перерабатывающим предприятиям и животноводам. Регулярные денежные потоки удавалось обеспечивать за счет того, что мы не работаем по факту отгрузки. Сначала привлекаем от российских партнеров средства в виде предоплаты за товар в Украину и только потом экспортируем продукцию. По сути, мы работаем как финансовая структура, но на конечном этапе наших операций происходит вывоз сырья", - рассказывает директор ООО "БОН - Эксим" Олег Бондарь.
Сейчас задолженность бюджета перед этим экспортером составляет около 2 млн. грн., а прямые убытки предприятия - 1,3 млн. грн. В итоге, не получая вовремя свои оборотные средства, прибыльное предприятие стало убыточным. Лишившись оборотных средств из - за задержки возмещения НДС, "БОН - Эксим", работающий "с оборота", приостановил свою деятельность.
По словам г - на Бондаря, переписка с налоговиками о возмещении НДС длится уже около года. Обращаясь во все налоговые инстанции, предприятие пытается вернуть принадлежащие ему деньги. В свою очередь, налоговики всевозможными средствами пытаются оттянуть момент возврата НДС экспортеру. В частности, формальной причиной для невозмещения налога на добавленную стоимость было названо "отсутствие" актов аудиторских проверок экспортера за 8 месяцев, тогда как в соответствии с законодательством такой акт должен составляться ежемесячно - после каждой проверки (кстати, теми же налоговиками; симптоматично, не правда ли?).
Признаться, велик соблазн рассматривать происходящее с ООО "БОН - Эксим" как пример правового нигилизма конкретных чиновников, свидетельство если не экономической близорукости, то злонамеренной или даже корыстной природы действий представителей власти (тех, подчеркнем, кто должен по определению блюсти государственный интерес). Однако не хотелось бы скатываться к описанию частного случая, одного из многих, которыми изобилует наша действительность. О подобном уже немало сообщалось в украинских СМИ.
А между тем этот частный случай весьма показателен, поскольку он - яркая иллюстрация сложившейся ситуации, даже поверхностный анализ которой позволяет выявить подлинные масштабы проблемы, своим существованием подрывающей экономику страны.
Законный удар ниже поясаИтак, целесообразность и выгодность развития направления, в котором работает ООО "БОН - Эксим", для украинской экономики в целом очевидна, а сегодня - особенно, ибо Украина оказалась в числе немногих стран Европы, которых не коснулась проблема бешенства крупного рогатого скота. Казалось бы, власти должны всячески поддерживать деловую активность таких бизнес - структур (что и происходит в большинстве цивилизованных государств). Тем более что речь идет не о СП со смешной суммой "иностранных инвестиций", пользующемся сдуру предоставленными в былые времена налоговыми льготами. И не о едва различимой в рыночной "тени" конторе, вывозящей из страны за бесценок стратегические материалы. Речь идет о вполне добросовестном (что подтверждено многочисленными проверками) налогоплательщике, приносящем немалый доход казне.
При возможном годовом товарообороте 80 - 150 млн. грн. компании полагалось бы возмещение НДС в размере 12 - 18 млн. грн. При этом сумма налога на прибыль составляла бы 600 - 900 тыс. грн. Однако сегодня об этом можно только мечтать. "Получается, что государство не умеет считать свои деньги. Вместо того чтобы получать бюджетные поступления в виде налога на прибыль, иметь краткосрочное беспроцентное кредитование через НДС, пользоваться выгодами от привлечения валютных средств из - за рубежа, а также от поддержки за счет нашей деятельности сельхозпроизводителя и предприятий перерабатывающей промышленности, оно доводит безубыточное предприятие до банкротства", - говорит Олег Бондарь.
Конечно же, г - н Бондарь немного лукавит. Государство тут ни при чем. Одна из функций и насущнейших потребностей любого государства - надежно защищать себя и свои интересы. И никак не может быть интересно украинскому государству, чтобы прибыльная компания - резидент, обеспечивающая работой тысячи его граждан, регулярно и аккуратно платящая налоги и в силу специфики своей деятельности позитивно влияющая на сальдо украинско - российского торгового баланса (стоит еще раз подчеркнуть: не за счет вывоза стратегического сырья), снижала деловую активность или доводилась до банкротства. Не может быть заинтересовано государство также и в том, чтобы его родного экспортера в результате приостановки деятельности в самом преддверии начала сезона поставок в Госрезерв соседней страны потеснили на зарубежном рынке, а то и вовсе заменили иностранные конкуренты (известно ведь: свято место пусто не бывает). Следовательно, не государство виновато. Суть проблемы - в ущербности самой системы возмещения НДС, позволяющей вполне конкретным чиновникам из ведомства Николая Азарова на свое усмотрение определять, кому из экспортеров, когда и какими порциями возвращать изъятые в виде налога оборотные средства. А уж то, что налоговые чиновники, независимо от мотивации, могут вопреки здравому смыслу и национальным экономическим интересам от имени государства безнаказанно убивать жизнеспособный, полезный для страны и вполне легальный бизнес, - лишь производное от этой системы. "Дыра в заборе создает вора", - сказал философ. И был прав.
Стражи бюджета - враги бюджета?
Разоряя экспортеров, чиновничество действительно не берет в расчет пользу для экономики от их деятельности. Потому что нет прямой связи между состоянием экономики страны и "экономики кармана" бюрократа. Зато есть вполне понятная и естественная связь между "экономикой кармана" и конкретными решениями, принимаемыми чиновником. Как говорится, что имеем, с того и кормимся. А по Марксу, припоминается, все "имение" бюрократа - в его казенном столе, за которым и принимаются те самые решения... Ситуация объективна, а с объективностью не поборешься. Ее можно лишь учитывать при построении системы отношений между субъектами государства (в нашем случае - между налоговыми чиновниками и предприятиями - налогоплательщиками), чтобы свести к минимуму возможный ущерб государственным интересам. Если же учитывать некому или недосуг или опять же "экономика кармана" не позволяет, то и получается так, как в рассматриваемом в этой статье случае.
Нетрудно предугадать, что если число экспортеров, доведенных практикой длительного невозмещения НДС до экономического краха, резко сократится, то государство потеряет возможность пользоваться таким своеобразным и выгодным кредитом, как экспортный НДС. Вместе с тем банкротство или убыточная работа подобных предприятий неизбежно уменьшают базу налогообложения, в частности, по налогу на прибыль. Только ООО "БОН - Эксим" за I квартал 2002 г. уплатило в госбюджет 400 тыс. грн. в виде налога на прибыль. А ведь есть еще зависящая от его деятельности цепочка производителей и переработчиков мяса, транспортников, поставщиков энергоресурсов, наконец, огромного количества физических лиц - плательщиков всевозможных налогов. Не странно ли, что, сетуя на недобор по доходной части госбюджета, руководство ГНАУ одновременно закрывает глаза на то, что часть этого недобора - не что иное, как закономерный и неизбежный результат деятельности работников данного ведомства.
Зачастую именно экспортеры, привлекая средства своих зарубежных контрагентов в виде предоплаты за поставку продукции, кредитуют отечественных производителей и обеспечивают их реальную поддержку. По подсчетам г - на Бондаря, во время простоя его компании 5 перерабатывающих заводов не получают вовремя и в нужных объемах заемные средства, а если "БОН - Эксим" окончательно застопорит свою деятельность, это будет равносильно приостановке работы на нескольких тысячах рабочих мест (на мясоперерабатывающих комбинатах и сельхозпредприятиях). Исходя только из указанных данных, можно предположить, в какую социальную проблему для правительства способно вылиться банкротство десятков таких экспортеров.
Невозмещение НДС негативно отражается и на экспортном потенциале Украины в целом, поскольку уход отечественных экспортеров с внешних рынков открывает дополнительные возможности их иностранным конкурентам, с которыми украинским предпринимателям и без того соревноваться достаточно трудно. К примеру, для поддержания конкурентоспособности в соперничестве с европейскими компаниями, пользующимися государственными дотациями при экспорте мяса, ООО "БОН - Эксим" продает в Россию украинскую продукцию без учета ставки НДС. "Сегодня, чтобы конкурировать с иностранными компаниями на российском рынке, мы вынуждены покрывать разницу в стоимости продукции за счет собственных ресурсов, которые рассчитываем пополнить при возмещении НДС. Поэтому рентабельность у нас небольшая, при миллионах возмещения НДС она составляет менее 10%. Чтобы работать прибыльно, мы экспортировали товар в больших объемах. К примеру, годовая закладка российского Госрезерва, в который мы поставляем продукцию, составляет 40 - 60 тыс. тонн мяса в год, а наше предприятие ежегодно экспортирует 10 - 15 тыс. тонн. Но с тех пор, как появилась проблема с возвратом НДС, собственные ресурсы иссякли, задолженность перед кредиторами возросла и поставки в Россию мы были вынуждены прекратить", - рассказывает Олег Бондарь. В результате дефицита оборотных средств отношения ООО "БОН - Эксим" с российскими партнерами заметно ухудшились. Россияне, как обычно, предварительно перечислили деньги за поставку очередной партии продукции, а украинская сторона не смогла ее осуществить. Когда прошли сроки поставки товара, с просьбой ускорить процесс возмещения НДС в ГНАУ обратилось торговое представительство России в Украине. Обеспокоенность российского торгпредства понятна, ведь налоговики приостановили деятельность фирмы, экспорт которой равен четвертой части закладки Госрезерва РФ по мясу. Но... воз и ныне там.
Кому не с руки, а кому и на руку
Как сообщил Олег Бондарь корреспонденту "&", сегодня предприятие стоит перед дилеммой: либо ему возместят всю сумму НДС (около 2 млн. грн.), либо оно будет вынуждено в начале ноября объявить себя банкротом и уже потом в судебном порядке разбираться с сотрудниками районной налоговой инспекции по нескольким статьям Уголовного кодекса (ст. 219 "Доведение до банкротства", ст. 206 "Противодействие законной хозяйственной деятельности", ст. 365 "Превышение власти или служебных полномочий").
"Мы закрыли все свои обязательства по уплате налогов в бюджет, рассчитались с нашими партнерами, отгрузили им товар, - говорит Олег Бондарь. - Но погасить прямые сегодняшние убытки даже при условии возврата НДС мы сможем лишь через 4 - 5 месяцев стабильной работы, в течение которых НДС должен возвращаться регулярно". Надежд на это у г - на Бондаря мало. Грустно признавать, но и у редакции "&" оптимизма по этому поводу не в избытке. Много ли мы знаем примеров, когда за доведение предприятия до банкротства украинский чиновник понес ответственность? Ну а если даже допустить, что такое случится, поможет ли этот крайний шаг, на который толкают компанию безысходность ситуации и чиновничий произвол, выбраться ООО "БОН - Эксим" из пропасти банкротства и восстановить свои позиции на российском рынке? Что бы ни произошло, ясно одно: потерь - как для самой компании - экспортера, так и для украинской экономики - не избежать. Возможно, их еще можно минимизировать. Но это уже из области фантазий.
Конечно же, проблему НДС уже давно следовало бы решить комплексно, и об этом неоднократно заявляли в ходе недавней предвыборной кампании различные кандидаты в парламентарии всех политических мастей (кстати, в том числе и глава ГНАУ Николай Азаров, прошедший часть предвыборного марафона в качестве лидера Партии регионов). Налог этот в нынешнем украинском "исполнении" сложен в администрировании, неэффективен, а во многом, как видно из сказанного выше, и вреден для экономики. Но, похоже, вчерашним кандидатам, а сегодняшним депутатам еще долго не с руки будет заниматься этой проблемой - экономика "собственного кармана" важнее экономики государства. К тому же слишком многим представителям славного украинского чиновничества, решающего, кому и "почем" возмещать НДС, это только на руку. И в прямом, и в переносном смысле. Да и публично сокрушаться по поводу недобора доходов госбюджета и нежелательных перекосов во внешнеторговых отношениях Украины с другими государствами значительно проще, чем без суесловия и, главное, системно решить проблему экспортного НДС. Для начала хотя бы на уровне администрирования. Не так ли?
Виктория Подолянец, Виктор Данильченко