Фінансові новини
- |
- 04.12.24
- |
- 11:23
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Почніть з того місця, де ви перебуваєте. Застосовуйте те, що у вас є, і робіть все, що у ваших силах" Артур Еш |
"День": Тактико-технические характеристики бюджета
12:08 13.11.2002 |
За последние три месяца две тысячи офицеров Вооруженных сил Украины изъявили желание покинуть ряды армии. Как полагают эксперты парламентского комитета по обороне, и без того поблекший от суровых будней цвет украинской армии напугали слухи о грядущих изменениях в Законе о социальной защите военнослужащих и членов их семей. В частности, в статье 15 этого закона, согласно которой офицеры рассчитывали на благодарность со стороны государства (кратно увеличенная в зависимости от выслуги половина месячного денежного обеспечения). Опасения офицеров, как и их мотивация, вполне объяснимы. Во времена премьерства Виктора Ющенко такая коллизия уже имела место. Тогда, по словам первого заместителя главы комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Бориса Андресюка, правительственное постановление сократило офицерское увольнительное подспорье до "не выше пяти месячных окладов". После, правда, оно было отменено Указом Президента. Однако не ждать "новогоднего сюрприза" (по имеющейся информации, изменения предполагали внедрить с 1 января 2003 го) оснований у офицеров, по - видимому, больше чем достаточно.
Министр обороны Владимир Шкидченко (вчера он выступил на Дне правительства в парламенте) перед полупустым сессионным залом существующих проблем украинской армии скрывать не стал. Большая часть из них известна давно и практически всем: падение престижа ВСУ, отток квалифицированных кадров среднего кадрового состава, приток болезненных и непривитых новобранцев (сеющих "детские заболевания"), бронетехника "на приколе", отсутствие горючего, остатки ядерного вооружения ("которое надо охранять"), низкие зарплаты... Со многими из этих и другими бедами армия, как неоднократно писал "День", вынуждена справляться сама, по бюджетному спецфонду. Существенных улучшений в ближайшее время ожидать не приходится. По словам министра, и в следующем году военным предложено зарабатывать на свое финансирование. А продавать ненужное военное имущество и технику (некоторые образчики имеют все шансы претендовать на статус металлолома) с каждым годом становится все сложнее.
Подогнать ВСУ под европейские стандарты Владимир Шкидченко пообещал до 2010 года. К этому времени, надо полагать, четырехсоттысячное воинство будет оптимально сокращено; одето, обуто не на десять - пятнадцать процентов, как сейчас, а на все сто и, даст Бог, вооружено современной техникой. Симптоматично, что пессимизм министра обороны (программа реформирования армии обещала нам реальную безопасность до 2005 - го) никак не вписывается в существующие рамки законодательного обеспечения реформ. Причем не только хронологически. Выступивший вслед за В. Шкидченко госсекретарь Минобороны Александр Олийник не назвал ни одного пункта, по которому не то что реформы, а и текущее обеспечение ВСУ финансировалось бы в полном объеме.
Следуя проекту бюджета - 03, охранять Украину от внешнего вторжения следовало поручить другим силовым ведомствам. Их спецфонды, в отличие от армейского, более реальны для выполнения.
Примечательно, что пообещавший на коллегии Президенту сократить армию в следующем году на 24 тысячи человек и 900 единиц вооружения (уменьшив тем самым "необходимость на содержание ВСУ в 2004 - м на 250 млн. грн."), В. Шкидченко вчера указал, что содержать армию в денежном плане выгоднее, чем сокращать. По его словам, ликвидация одной военной части обходится госбюджету более чем в 40 млн. грн. Тогда как ее же содержание - практически в два раза меньше. На той же коллегии министр указал на недостаточное методологическое обеспечение реформирования ВСУ финансовой аналитикой. Каким образом аналитические обоснования выгоды появились всего за неделю - загадка. А вот наличие около тысячи военных частей с десятипроцентным личным составом (главным образом - руководящим) информированные источники подтверждают.
Как сообщили "Дню" в профильном комитете парламента, на такие и подобные неясности расходуется практически 30% средств и без того небогатой армии (приравнивая генералов к рядовым, годовой бюджет одного военнослужащего теоретически составляет 9 000 гривен; в соседней, благо, дружественной Польше, к примеру, 115 000 грн). В комитете считают, что многие генералы являются дополнительным, если не основным тормозом реформирования. Ожидать, что кто - то станет активно пилить под собой сук, в принципе, бесперспективно. Что, впрочем, отнюдь не указывает на отсутствие стремления говорить о реформировании, ставить задачи и объяснять их невыполнение плохим финансированием.
Вячеслав ДАРПИНЯНЦ