Фінансові новини
- |
- 04.12.24
- |
- 11:16
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Украина: расследование по автомобилям "ВАЗ". Спецпошлину отменяют. Что дальше?
17:34 06.11.2002 |
Исполнительный директор Ассоциации "Укравтопром" Ефим Зейликович Хазан согласился прокомментировать ситуацию на автомобильном рынке Украины.
Интервью публикуется в полном объеме.
Справка: Ассоциация "Укравтопром" объединяет 34 предприятия, обеспечивающих порядка 90% производимой в Украине автомобильной техники , автокомпонентов, комплектующих и запасных частей. Часть этих предприятий одновременно являются и лидерами торговли автомобилями.
Задача "Укравтопрома" - координация усилий предприятий по развитию отечественного производства автомобильной техники, комплектующих и запчастей.
Вопрос корреспондента: Уважаемый Ефим Зейликович, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, сложившуюся в данный момент на рынке легковых автомобилей.
Ответ: Если говорить о текущей ситуации, следует рассмотреть структуру рынка в целом. Начиная с 2000 года на рынке легковых автомобилей проявилась следующая тенденция: доминирующее положение заняли автомобили российского производства, в первую очередь "ВАЗ". Учитывая , что потребители автомобильной техники в Украине относятся к автомобилям "ВАЗ" с особой благожелательностью, членами Ассоциации было принято решение по организации производства (сборки) автомобилей "ВАЗ" в Украине , в первую очередь на Луцком автомобильном заводе.
Но к нашему огромному сожалению импорт готовых "ВАЗов" значительно опережает темпы роста производства. Исходя из этого, в декабре прошлого года в Министерство экономики Украины было подано заявление о проведении специального расследования по импорту в Украину автомобилей с объемом двигателя до 1500 см3. В этом же классе, кроме автомобилей "ВАЗ" в нашей стране есть еще автомобили производства СП"АВТОЗАЗ - ДЭУ" - "Ланос", "Сенс", автомобили "Таврия", "Славута", которым в то время надо было дать возможность показать себя на рынке Украины.
В настоящее время это расследование продолжается. 30 июля текущего года была введена пошлина на ввоз легковых автомобилей происхождением Российской Федерации с объемом двигателя до 1500см3.
Ситуация на рынке сложилась следующая : резко изменилась структура потребления. Если ранее значительную долю в объеме потребления легковых автомобилей занимали автомобили бывшие в употреблении, то начиная с 2000 года и поныне - резкое увеличение доли новых автомобилей, приобретаемых гражданами Украины.
Вопрос: Что дало введение пошлины?
Ответ: В результате введения пошлины в течение последних двух месяцев объем товарной продукции на предприятиях - заявителях, возрос почти в 1.5 раза, а объем реализации продукции возрос почти на 70%, при этом резко сократились остатки на складах.
Последствия ограничения ввоза следующие: увеличились объем реализации и производство моделей производства СП"АВТОЗАЗ - ДЭУ" , а также значительно увеличился объем продаж в Украине автомобилей , собираемых ЛУАЗом.
Что касается регистрации новых автомобилей, то в сентябре 2002 года зарегистрировано на 24% ВАЗов меньше, чем в среднем за 8 месяцев. Это вызывает у нас чувство неудовлетворения, потому что мы бы все - таки хотели, чтобы количество ВАЗов в Украине не уменьшалось, а увеличивалось, но чтобы эти машины были произведены в Украине, тем более, что на Луцком автомобильном заводе такие возможности имеются.
Вопрос: Какое возможно развитие событий после 8 декабря, то есть после окончания действия пошлины?
Ответ: Пошлина действует однозначно до 8 декабря. Это временная мера, предусмотренная законом.
В сложившейся ситуации возможны два варианта. Вариант первый: с 9 - го декабря пошлина будет отменена. В случае признания Комиссией , что товар, являющийся предметом расследования , не угрожает национальному товаропроизводителю Законом предусмотрено возвращение импортеру уплаченных сумм специальной пошлины.
Вариант второй - введение квоты, размер которой будет составлять не более среднего арифметического объема импорта этого класса автомобилей за последние три года. По расчетам - это не более 20 тысяч автомобилей.
Вопрос: Что будет в случае развития событий по первому варианту?
Ответ: Будет увеличиваться импорт, это скажется на производителях. Будут потеряны рабочие места. В этом случае для украинских производителей становится крайне проблематичным занять серьезное место на рынке Украины.
Вопрос: В случае введения квоты, кто будет ведать ее распределением?
Ответ: Законом "Про застосування спеціальних заходів щодо імпорту в Україну" предусмотрена процедура получения соответствующей лицензии. Законодательством предусмотрено, что эти лицензии будет выдавать Минэкономики Украины.
Вопрос: Кто может получить лицензию на право импорта автомобилей "ВАЗ"?
Ответ: Законом не предусмотрено какие - либо рамки или ограничения для получения лицензии.
Вопрос: То есть это может быть практически любой?
Ответ: Это может быть любое юридическое лицо.
Вопрос: Это должен быть резидент Украины или может быть и нерезидент?
Ответ: Закон распространяется только на резидентов Украины. Речь идет о юридических лицах. В данном случае мы говорим об ограничениях в торговом обороте.
Вопрос: Может ли сам производитель, в данном случае ОАО "АВТОВАЗ", каким - то образом регулировать распределение квоты?
Ответ: Мнение ОАО "АВТОВАЗ" может быть рассмотрено Министерством экономики . Но это украинский рынок и все ограничительные меры на террирории Украины регулируются только украинским законодательством.
Вопрос: А существуют ли какие - нибудь регламентные требования для лиц, которые подадут заявку на получение лицензии?
Ответ: Конечно. Тем же законом предусмотрен перечень данных, которые должен подать потенциальный импортер. Ничего особенного там нет: характеристика самого импортера и характеристика изделия, которое он будет завозить. Никаких особых требований к нему не предъявляется.
Вопрос: А предусмотрен ли учет предыдущих заслуг импортера?
Ответ: Законом не предусмотрено.
Вопрос: То есть каких - либо преференций при получении лицензии:?
Ответ: Нет.
Вопрос: Уважаемый Ефим Зейликович, не противоречит ли квотирование Соглашению о свободной торговле между Украиной и Россией?
Ответ: Не противоречит. В Соглашении о свободной торговле между Украиной и Россией, а также в Межправительственном Соглашении между государствами СНГ предусмотрено, что если импорт настолько велик, что создает или может создать угрозу национальному производителю, то допускается введение ограничительных мер по ввозу этого вида товара.
Вопрос: А какова судьба нового Соглашения о свободной торговле?
Ответ: Находится в стадии согласования.
Вопрос: А до какого срока действует нынешнее Соглашение?
Ответ: В Соглашении о свободной торговле не оговорен срок окончания действия данного Соглашения.
Кореспондент : Благодарю Вас за беседу.
"AUTO - Consulting".