Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Приватизационная арифметика

13:23 28.08.2002 |

Економіка

За весь период разгосударствления имущества в Украине от приватизации поступило 6,6 млрд. грн. Из них - 4,2 млрд. грн. за время действия 3 - летней программы приватизации на 2000 - 2002 гг. Мы проследим историю денежной приватизации по годам

ФГИУ и правительством официально признано, что запланированные поступления от продажи государственной собственности в 2002 г. опять не будут выполнены. Одни обвиняют в этом ФГИУ, другие - правительство, третьи - конъюнктуру мировых рынков. Интересно, что общество начало уделять пристальное внимание ходу приватизации только после того, как денежные поступления от нее стали существенно наполнять бюджет и направляться на финансирование социальных потребностей. Что не говори, а государственная собственность, по канонам саксонского права, принадлежит всем гражданам в рамках демократии, поэтому и благами от ее реализации должно пользоваться все общество.

1991 год

Начало приватизации в Украине.

1992 год

Основной поток средств поступил от выкупа предприятий товариществами покупателей и от передачи гос - имущества в аренду. Поступления от продажи предприятий составили 22 тыс. грн., хотя госсобственности было продано на 474 тыс. грн., из них 99% было оплачено денежными средствами.

1993 год

Большинство объектов продавалось также путем выкупа обществами покупателей, однако широко использовались и продажи на аукционах. Немало объектов было продано на некоммерческих конкурсах, механизм продажи на которых в то время считался самым совершенным. Незначительное число объектов было продано на коммерческих конкурсах. От приватизации бюджет получил 2,5 млн. грн.

1994 год

Размер поступлений существенно вырос и составил 27 млн. грн. 87% объектов было продано путем выкупа товариществами покупателей. Остальная часть средств поступила от продажи объектов на аукционах, коммерческих и некоммерческих конкурсах.

1995 год

Можно считать переломным. Если до этого основная часть средств от продажи госсобственности поступала в виде денежных средств, то теперь большая часть объектов была безоплатно передана или продана на сертификатных аукционах за ПИС. Началась активная сертификатная приватизация. В бюджет было перечислено 69 млн. грн.

1996 год

Ознаменовался завершением использования таких методов приватизации, как выкуп госпредприятий товариществами покупателей. С этого времени акции продавались только трудовым коллективам. Кроме того, госсобственность перестали передавать арендаторам. На этот год приходится пик безоплатной передачи гос - имущества и получения средств от сертификатной приватизации. Механизм приватизационных имущественных и компенсационных сертификатов дал возможность реализоваться принципу справедливости, когда каждый житель Украины получил свою "частку майна". Поступления от приватизации составили 129 млн. грн.

1997 год

Большинство объектов было выкуплено трудовыми коллективами. За свои акции они рассчитывались как сертификатами, так и деньгами. Немалое число предприятий было продано на сертификатных аукционах. Поступления от приватизации в бюджет в этом году составили 121 млн. грн. В те времена перед государством не стояла первостепенная задача привлечения средств от продажи государственной собственности в бюджет. Нужно было переломить социалистическое сознание людей и заложить стереотип "хозяина", который самостоятельно ведет дела своего предприятия. Малая и сертификатная приватизация дали возможность многим предприятиям обрести нового собственника. Однако проявились и негативные моменты. Результатом сертификатной приватизации стало распыление пакетов акций предприятий - только последние несколько лет проходит процесс аккумуляции акций в руках заинтересованных акционеров.

1998 год

Госимущество продолжали активно выкупать трудовые коллективы, около половины предприятий было продано на аукционах. Кроме того, 1998 г. можно считать годом активного наращивания денежных поступлений за счет коммерческих и некоммерческих конкурсов. Все это дало возможность перечислить в бюджет 680 млн. грн. В это время продавались более весомые объекты, некоммерческие конкурсы проходили под лозунгом привлечения на предприятия инвестиций. Таким образом, ФГИУ начал постепенно переходить к денежной приватизации.

1999 год

Фонд продолжал продавать средние предприятия трудовым коллективам, наиболее привлекательные объекты продавались на конкурсах. Поток сертификатных аукционов значительно уменьшился. Начатый годом ранее процесс использования для продажи акций фондовых бирж в 1999 г. нарастил свои объемы, и Фонду удалось пополнить бюджет на 877 млн. грн. Была принята государственная программа приватизации, главной задачей которой стало привлечение максимума денежных средств в бюджет. Программа была рассчитана на три года и завершается в нынешнем году - изначально планировалось получить соответственно $0,5, $1,5 и $1 млрд.

2000 год

Практически все объекты стали продаваться за деньги. На этот год пришелся пик поступлений средств от приватизации, да и объекты стали намного привлекательнее. На продажу выставлялись стратегически важные для экономики государства предприятия. Уже в начале года были проданы 30% акций Николаевского глиноземного завода, за который новый собственник в лице "УкрАла" заплатил сумму, эквивалентную $100 млн. В дальнейшем успешно были проданы еще 15% акций этого предприятия. Наиболее крупной сделкой на аукционных торгах, проводимых фондовыми биржами, стала продажа 9% - ного пакета акций "Запорожстали", стоимость которого превысила 91 млн. грн. Таким образом, за малый пакет акций было заплачено четыре номинальные стоимости. Еще одним значительным событием стала конкурсная продажа 67,41% акций ОАО "ЛиНОС" компании "ТНК - Украина". При невысокой начальной цене продажи, 55 млн. грн., инвестиционная цена проданного пакета составила 237 млн. грн. Успешно были реализованы также пакеты Малинской бумажной фабрики, "АвтоКрАЗа", Херсонского НПЗ и других предприятий. Было и несколько необычных сделок. За 56 млн. грн. компания "Мотор Сич" приобрела 20% своих акций, став единственным из трех участников конкурса, который соответствовал дополнительным условиям. На основании принятого Верховной Радой Закона "Об особенностях приватизации ММК им. Ильича" контрольный пакет (50%+1 акция) Мариупольского меткомбината им. Ильича был продан путем внеконкурсной продажи за 419 млн. грн. трудовому коллективу в лице ЗАО "Ильич - Сталь". В итоге, ФГИУ пополнил бюджет на 1,8 млрд. грн., почти выполнив план поступлений.

2001 год

Фонд выполнил план поступлений от приватизации всего наполовину. Причин тому несколько. Среди основных называют размер запланированных поступлений на уровне 5,7 млрд. грн. На первый взгляд, цифра действительно может показаться нереальной. Однако, если посмотреть, за счет каких объектов государство планировало собрать данную сумму, все становится ясным. Главными источниками поступления средств должны были стать продажа энергоснабжающих компаний и "Укртелекома", за которые государство рассчитывало получить 3,5 млрд. грн. Но государство наступило на собственные грабли. Если ранее в покупке стратегически важных предприятий национальный капитал активно участвовал, то при продаже практически всей энергопоставляющей отрасли отечественные инвесторы держались в стороне и, напротив, всячески лоббировали создавшееся статус - кво на энергорынке. Что касается остальных инвестиционно привлекательных объектов, спроса на них также не было. Финансово - экономические группы, получив контроль над денежными потоками, не хотели тратиться на покупку акций. Так, корпорация "ИСД", контролируя "Азовсталь", не захотела принять участие в конкурсе по продаже оставшегося пакета акций этого предприятия. С другой стороны, продав с большим трудом первую партию облэнерго, государство осознало, сколько проблем стоит на пути приватизации отрасли. Кроме того, новоявленные собственники начали выставлять свои условия по реформированию энергорынка, к чему государство совсем не было готово. Поэтому продажу второй партии пришлось отложить до тех пор, пока не будет проведен анализ сложившейся ситуации. С продажей "Укртелекома" дела обстояли еще хуже. Иностранцев, в немалой степени, привлекал данный монополист, однако политические риски существенно снизили его стоимость. Да и момент был выбран не совсем удачно. Во всем мире телекоммуникационные компании, истратившись на связь нового поколения, испытывали серьезные финансовые затруднения. Однако при всех неудачах ФГИУ все - таки собрал 2,2 млрд. грн., продав за более чем $100 млн. первые шесть облэнерго и за 381 млн. грн. 68,01% - ный пакет Запорожского производственного алюминиевого комбината. Успешной можно назвать и продажу 76% - ного пакета Харцызского трубного завода, за который новым собственником в лице корпорации "ИСД" было уплачено 126 млн. грн.

2002 год

Ситуация с облэнерго и "Укртелекомом" не улучшилась. Еще в начале года эксперты высказывали мнение о том, что продажа "Укртелекома" маловероятна, к тому же льготная подписка на акции затягивалась. Хотя в продаже второй партии облэнерго вряд ли кто сомневался. В Фонде планировали сразу после выборов объявить конкурсы по продаже энергоснабжающих компаний, однако правительство столкнулось с проблемой реструктуризации их долгов. Сейчас уже приняты условия продажи энергокомпаний, но объявление конкурсов станет возможным только после принятия закона о реструктуризации задолженности энергокомпаний, который Верховная Рада рассмотрит предположительно в сентябре. И даже если конкурсы по продаже энергоснабжающих компаний будут объявлены в этом году, средства от продажи поступят только в следующем.В нынешнем году поступления от приватизации запланированы на уровне 5,8 млрд. грн., За семь месяцев текущего года поступило всего 440 млн. грн., из них 116 млн. грн. от проведения льготной подписки на акции "Укртелекома". Специалисты отмечают замедление темпов приватизации после того, как средства от продажи госсобственности были выведены из доходной части бюджета. Не существует на сегодняшний день и четкого механизма распределения средств. Если в начале года Минфин еще верил в возможность погашения платежей по внешнему долгу за счет приватизационных средств, то сейчас ввиду их незначительного размера об этом не может быть и речи. На данный момент средства от приватизации распределяются на основании закона о госбюджете на 2002 г. Они поступают в общий фонд, "общий котел", и затем распределяются по мере необходимости. Конкретных направлений распределения средств от приватизации не существует. Например, часть средств была направлена на финансирование ликвидации аварий на очистных сооружениях Харькова. В следующем 2003 - м году согласно указу Президента 25% приватизационных поступлений будет отчисляться в инновационно - инвестиционный фонд. Однако разработает ли Кабмин механизм инвестирования предприятий и будет ли он эффективным и справедливым, покажет время.

Комментарии

Михаил Чечетов, первый заместитель председателя Фонда госимущества:

Денежная составляющая была и во времена сертификатной приватизации. Только тогда это был маленький ручеек, а сейчас он превратился в могучую реку. В дальнейшем приватизация будет идти исключительно за деньги, возврата к "бумажкам" уже не будет. Во времена, когда средства от приватизации включались в доходную часть бюджета, в работе Фонда, естественно, превалировала фискальная составляющая, поскольку от непоступления средств "провисала" расходная часть бюджета. Это был не очень разумный подход. Впервые в 2002 г. деньги в от приватизации не были заложены в доходную часть бюджета. Поэтому сегодня нельзя сказать, что бюджетникам не платят зарплату, поскольку не поступили средства от приватизации.

Александр Рябченко, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций:

В этом году средства от приватизации впервые не включены в доходную часть бюджета, а рассматриваются как дополнительные поступления. Планировалось, что частично они пойдут на погашение внешнего долга. Однако сумм, поступивших от приватизации, для этой цели явно недостаточно. Кроме этого, согласно указу Президента 25% средств, поступивших от продажи госимущества, должно направляться на инвестирование конкретных предприятий. Идея отличная, ведь в этом случае деньги не будут "проедаться", а пойдут на развитие экономики (в Польше, например, за счет средств, поступивших от приватизации, осуществлялась пенсионная реформа). Но на сегодняшний день процедура вложения средств от приватизации в развитие предприятий не реализована. В правительстве по этому поводу что - то решают, но четкого распределения средств по конкретным статьям до сих пор нет, они идут в "общий котел". На данном этапе для выполнения программы приватизации (реклама объектов, оплата услуг советников и т.д.) отчисляется всего 3% от суммы, полученной от продажи госимущества. Этого явно недостаточно, чтобы качественно подготовить объект, провести его рекламу и успешно продать. Тем более, что в этом году объем приватизационных средств значительно не увеличится. По мнению специалистов, для осуществления программы приватизации необходимо не менее 5 - 7%, особенно сейчас, когда готовится продажа стратегически важных предприятий. Так, ФГИУ уже оплачивает услуги советника по приватизации "Укртелекома" при том, что объект еще не продан и государство денег не получило.

Сергей ЧЕКАЛОВ

За матеріалами: ИНВЕСТГАЗЕТА
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
36,5686
 0,0000
0,00
EUR
1
37,5943
 0,1573
0,42

Курс обміну валют на сьогодні, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,0629  0,01 0,02 40,0006  0,02 0,05
EUR 39,8432  0,13 0,33 41,0794  0,07 0,18

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:42
  куп. uah % прод. uah %
USD 36,9300  0,00 0,00 36,9343  0,00 0,00
EUR -  - - -  - -

Курс безготівкових валютних операцій
встановлений з 21.07.22
  куп. прод.
USD 36.5686 36.9342

Згідно постанови НБУ №18 від 24.02.2022

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес