Фінансові новини
- |
- 22.12.24
- |
- 07:09
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Зачем украинскому правительству распугивать потенциальных инвесторов?
10:41 29.01.2001 |
В этом году выполнение госбюджета во многом зависит от продажи государственной собственности - от приватизации ожидается получить почти шесть миллиардов гривень. Деньги не малые, а желающих похозяйничать на акционированных предприятиях хоть отбавляй, поэтому, по оценкам специалистов, приватизационных скандалов в этом году будет много. Одна из причин - законодательная. До сих пор чётко не определенно кому все - таки подчиняется Фонд государственного имущества, на который, якобы, и возложена миссия контролера. Правда, в последнее время все больший интерес к управлению приватизационными процессами начинает проявлять Кабинет Министров. А глава Фонда Александр Бондарь жалуется, что ФГИ "используют, как мальчика для битья". Такое противостояние вполне может привести к тому, что большая часть планов по приватизации просто будет не выполнена, а пострадают от этого простые люди, которые ждут заслуженных зарплат и пенсий. Но, обо всем по порядку...
2001 - й для Украины должен стать годом стратегической приватизации. На кону - самое дорогое: энергетика, "Укртелеком" и ряд крупных заводов. Существует реальный шанс привлечь на украинские предприятия стратегических инвесторов, что позволит сразу же убить двух зайцев - поднять с колен промышленность и увеличить поступления в госбюджет. Но первый месяц приватизационной работы больше напоминал противостояние Фонда госимущества и Кабинета Министров, а не совместную работу исполнительной власти.
В структуре органов исполнительной власти есть орган, отвечающий за продажу государственной собственности это - Фонд госимущества. Именно здесь должны решаться практически все вопросы, связанные со сменой собственника на том или ином предприятии. Но так только должно быть. На самом же деле, и это подтверждают события последних недель, вопросы стратегической продажи решаются не здесь, а в Кабинете министров Украины. Здесь власти больше. Возможно, поэтому открытая и прозрачная приватизация перешла фактически в режим ручного управления.
Подтверждение тому - появление документа под названием "Политика Кабинета Министров по приватизации на 2001 год" а также создание 19 января правительственного комитета по вопросам приватизации, который, кстати, наделяется довольно серьезными полномочиями.
Юрий Ехануров, первый вице - премьер - министр Украины: "Ми будемо проводити консультації з радниками, обов'язково, з представниками міністерств і відомств, а також з фахівцями, які будуть бажати. Наприклад, група депутатів бажає брати участь в засіданні комітету - ми їх обов'язково запросимо".
Раньше эти функции были возложены на Фонд госимущества, теперь же его сотрудники будут заниматься только черновой работой - составлять и заполнять бумаги, а еще продавать всякую мелочевку. Кабмин намерен увеличить с 5 до 7 количество членов тендерной комиссии, которые оценивают конкурсантов. Причем трое из них будут представлять правительство - и как им голосовать будут тоже решать в Кабмине. Зачем, правда, в таком случае вообще нужна тендерная комиссия, если решение принимает не она?
Михаил Чечетов, первый заместитель председателя ФГИ: "Это право Кабмина создавать комиссии по разным вопросам, тем более что там во главе премьер - министр. А что касается - кому должен подчинятся Фонд? То это должно решаться в чисто правовом поле. Нужно быстрее принять закон о Фонде госимущества в стенах ВР, и тогда все вопросы отпадут".
Но пока парламент думает - музыку заказывает Кабинет Министров. Только за последние два месяца правительство несколько раз самым беспардонным образом вмешивалось в процесс продажи "Запорожского алюминиевого комбината". Примитивный лоббизм оправдывали заботой о наполнении бюджета. Правда денег, обещанных за комбинат, по - прежнему нет, и если дело пойдёт так и дальше - может вообще не быть.
Александр Бондарь, председатель ФГИ: "Я казав і буду казати - чим більше ми готуємося - тим менше шансів, що це буде продано взагалі. Вони не знають, до чого приводять затримки, а я про це знаю дуже добре".
Теперь в правительстве говорят, что вмешиваться в процесс приватизации нельзя - если, конечно, вмешивается кто - то другой, кроме Кабмина. Например, Высший арбитражный суд, который в принципе и должен решать споры между субъектами хозяйственной деятельности. Возмущенные чиновники уже пожаловались в Генеральную прокуратуру.
Юрий Ехануров, первый вице - премьер - министр Украины: "Це питання в чому є (я вже казав про те, що йде втручання судової влади в процес приватизації, і ми хочемо визначитися на якому етапі), в якому вигляді можливо втручання судової влади. Поки що це нічого не значить - ми проводимо консультації".
Формулировка "это ничего не значит" постепенно превращается в правительственную поговорку. Тем более, что первый вице - премьер уже давно замечен в нежелании исполнять судебные решения. Зато свои собственные распоряжения в Кабмине требует выполнять беспрекословно.
На минувшей неделе правительство утвердило график поступлений средств от приватизации. И оказалось, что в нем нет, к примеру, денег от продажи "Укртелекома". Видимо, в Кабмине нашли другие источники доходов, о которых, правда, никому не сообщают. Или "нужный" покупатель ждёт, пока объект доведут до необходимой ему кондиции?
Александр Бондарь, председатель ФГИ: "Я не дуже хвилююсь за те, що ми не виконаємо наближення до бюджету - це вторинне, я турбуюся за те, що "Укртелеком" буде доведений до стадії "Линоса". Не хочу нікого звинувачувати, але це - логіка поведінки всіх підприємств, які готуються до приватизації, і всіх тих, хто має з ними якісь фінансові стосунки. Розумієте?"
Напомним, что за счет затянутого процесса подготовки "Линоса" к конкурсу, нефтезавод, по оценкам специалистов, был продан более чем в десять раз дешевле своей реальной стоимости.
Но это уже в прошлом. Впереди - интересного ещё больше. Например, приватизация облэнерго. Совсем недавно даже советник этих конкурсов сомневался в том, что они вообще состоятся. Уж слишком много проблем и долгов накопилось в отрасли, а это не понравится западным инвесторам. В пятницу первый вице - премьер снял некоторое напряжение, заявив, что долги будут реструктурированы, а в понедельник будет рассмотрена возможность ведения новых методов начисления тарифов за электроэнергию.
Впереди - и продажа "Рівнеазота". Пока это - еще один несостоявшийся конкурс. Срок подачи заявок на участие был перенесен с 22 января на 15 марта.
Михаил Чечетов, первый заместитель председателя ФГИ: "По "Рівнеазоту" я хочу сказать, что такая чехарда поручений, рекомендаций Фонду, когда то прекращается тендер, то продолжается, то менять условия, то не менять - она отпугивающе действует на серьезных инвесторов. Такая чехарда, как и неопределенность Кабинета Министров, привела к тому, что подана только одна заявка. Она уже отпугнула мгновенно потенциальных инвесторов".
Зато правительство у нас - не из пугливых. Игнорируя шквал критики, в Кабмине продолжают гнуть свою линию и создавать свои правила игры. Такую бы энергию - да в мирных целях!