Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

В будущем году инфляция не просто съест доходы украинских тружеников, а сделает их беднее

08:50 20.09.2013 |

Економіка

Проект бюджета на будущий год снова в Кабмине: в понедельник документ по просьбе правительства отправлен парламентариями на доработку. Озвученные причины - неопределенность с ценой на газ, без которой невозможно оценить потребности в бюджетном дофинансировании «Нафтогаза» и, соответственно, параметры дефицита казны. Кроме того, Кабмину предложено учесть депутатские «хотелки»: за несколько часов, пока проект госбюджета­-2014 официально находится в парламенте, народные избранники якобы успели внести в него предложения по увеличению расходной части в общей сложности на 10 млрд. грн. Впрочем, если верить заместителю главы Администрации Президента Ирине Акимовой, основные бюджетные параметры останутся неизменными, возможно лишь перераспределение расходов между отраслевыми министерствами. А это значит, что «народную» часть бюджета можно оценивать уже сейчас. Причем для этого вполне достаточно будет и озвученных правительственными чиновниками показателей (текст законопроекта не видели даже голосовавшие за него на заседании Кабмина министры).

ЗАРПЛАТЫ УЙДУТ В МИНУС

Будущие поступления в социальные фонды и поступления от доходов физических лиц правительство рассчитывало исходя из того, что общий фонд оплаты труда в 2014 году вырастет на 3,7% (составив 524,5 млрд. грн.). При этом доходно­расходная часть казны версталась из расчета годовой инфляции 8,3%. По сути, это означает, что в 2014 году инфляция не просто съест ожидаемый рост доходов работающего населения, а сделает его беднее. Безусловно, можно надеяться на то, что и в следующем году ценовая динамика не дотянет до правительственных прогнозов. К примеру, в бюджет­2013 заложена инфляция 4,8%, тогда как по итогам января-августа Госстат зафиксировал дефляцию - минус 0,4%. Однако в будущем году рост цен снова может возобновиться. И не только потому, что правительство уже давно декларирует желание разогнать инфляцию ради оживления экономики. Главный фактор риска - грядущее повышение тарифов ЖКХ. Чтобы добиться благосклонности МВФ, правительству рано или поздно придется выполнить основное требование кредитора - увеличить стоимость газа для частных потребителей. К тому же этот шаг - единственная возможность уменьшить бюджетную поддержку НАК «Нафтогаз Украины» и, соответственно, вписаться в запланированные параметры бюджетного дефицита, который в будущем году согласно правительственным планам не должен превысить 2,7% ВВП (сейчас кассовый разрыв казны установлен на уровне 3,2% ВВП).

Перекрыть инфляцию в 2014 году может прирост социальных выплат. Представляя проект бюджета, первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский сообщил, что в будущем году на их увеличение планируется потратить 9 млрд. грн. Учитывая, что социальная составляющая расходов бюджета-­2013 запланирована в размере 61,5 млрд. грн., в казне следующего года траты по соответствующим статьям вырастут на 14,6%. Если брать во внимание состояние государственных финансов, очередное повышение социальных стандартов выглядит слишком оптимистично и к тому же нелогично: не надеясь на существенный рост зарплат, от которых зависит наполнение социальных фондов, власть намерена увеличить пособия и госпомощь, финансируемые из этих фондов. Но, во­первых, задекларированное повышение части социальных выплат может остаться на бумаге, причем на вполне законных основаниях, поскольку вот уже несколько лет правительство имеет право финансировать соответствующие выплаты в зависимости от текущих возможностей бюджета. Другое дело - повышение зарплат, невыплата которых подпадает под уголовное преследование.

ВЫБОРЫ «СДЕЛАЮТ» ПЕНСИОНЕРЫ

У обывателей может сложиться впечатление, что, взяв курс на дальнейшее затягивание поясов, власть фактически отказывается от беспроигрышного ранее приема завоевания электората путем расширения бюджетных подачек. Ведь бюджет следующего года - предвыборный. Однако делать такой вывод явно преждевременно. В условиях ограниченных возможностей государственных финансов власть попросту сделала ставку на повышение лояльности отдельной группы избирателей - пенсионеров. Судя по озвученной информации, в будущем году бюджетные трансферты Пенсионному фонду будут увеличены до 87,4 млрд. грн. Согласно бюджету ПФ на текущий год (утвержден постановлением Кабмина №101 от 11.02.2013) из казны ему должно быть выделено почти 61,5 млрд. грн. Таким образом, в 2014 году бюджетная поддержка Пенсионного фонда увеличится на 42%. Это означает, что в будущем году пенсионеры могут рассчитывать на существенную прибавку доходов (пока динамика повышения пенсий остается тайной за семью печатями). Почему в категорию избранных властью попали именно пенсионеры, становится понятно, если учесть, что вышедшие на заслуженный отдых граждане составляют 37% всех избирателей. По официальным данным реестра избирателей, на 1 сентября имеющих право голоса в Украине насчитывалось 36,6 млн. человек, а количество пенсионеров в этом году составит 13,6 млн.

Курс на сворачивание социальных расходов казны в предвыборный год впервые взяла команда «оранжевых». В частности, в бюджете­-2009 прожиточный минимум (а значит социальные выплаты, привязанные к этому показателю) был сохранен на уровне декабря 2008­-го. А минимальная зарплата в тот год по плану выросла всего на 10%, притом что годовая инфляция в 2009 году составила 12,3%. Отметим, тогда, как и сейчас, бюджет верстался с оглядкой на МВФ, который для продолжения кредитного сотрудничества потребовал от украинских властей замораживания социальных расходов (вернее, максимальный их рост на уровне инфляции). Зато выборочное «поощрение» пенсионеров - ноу­хау нынешней власти. В 2009 году бюджетные трансферты Пенсионному фонду тоже пустили под нож, как и другие соцстандарты. Если в 2008­-м они составили 41,4 млрд. грн., то в 2009-­м - только 35,8 млрд.

Впрочем, нельзя исключать, что благосклонность властей могут сейчас заслужить и другие категории избирателей, если у бюджета появится дополнительный ресурс. А такое развитие ситуации вполне возможно. После подписания соглашения об ассоциации Украины и ЕС в 2014 году Евросоюз может выделить нашей стране более 1 млрд. евро финпомощи. Об этом говорится в приятой недавно резолюции Европарламента.

Тем более что нынешняя власть уже пересматривала финансовую смету страны перед предыдущими парламентскими выборами. В спешном порядке отыскав скрытые резервы, в апреле 2012 года депутаты переверстали бюджет под предвыборные обещания Виктора Януковича и влиятельных лоббистов, сумевших под шумок протолкнуть увеличение финансирования чиновников и «подшефных» регионов. Тогда народные избранники перераспределили дополнительно появившиеся в казне 28,8 млрд. грн. Дополнительное финансирование было направлено, в частности, на погашение задолженности перед вкладчиками Сбербанка СССР, повышение пенсий, удешевление ипотечных кредитов, увеличение финансирования программы повышения престижности труда горняков. Аналогичным образом депутаты могут поступить и в следующем году, чтобы снова проспонсировать из казны предвыборные обещания кандидата номер один.

Татьяна Сметанина

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на 19.07.24, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на 19.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес