Фінансові новини
- |
- 14.11.24
- |
- 11:29
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Недостатньо лише мати знання; їх треба вміти використовувати. Недостатньо лише хотіти; треба діяти" Йоганн Вольфганг фон Гете |
Украинцы опасаются увеличивать потребительские расходы
10:01 13.03.2012 |
Украинские потребители уже более полугода живут в условиях беспрецедентно низкой инфляции. Однако, как отмечает ‘КоммерсантЪ-Украина' в публикации "Покупки не в цене", это не сделало их более расточительными, они все также массово ориентируются на нижний ценовой сегмент. Фактически в минувшем году розничным сетям удалось нарастить продажи на 13% лишь благодаря продаже бытовой техники и автомобилей. Даже несмотря на отсутствие прогнозов сильных инфляционных потрясений, потребители и дальше будут ограничивать свои траты.
Продуктовое насыщение
Произошедшее в минувшем году подорожание продовольствия на 0,7% оказалось минимальным за все годы независимости, не считая уникального для страны дефляционного 2002 года. Еще в начале 2011 года инфляционная ситуация развивалась в традиционном для украинского рынка ключе - цены на продукты питания за шесть месяцев поднялись на 6,1%. Во II полугодии они резко упали. Сильное влияние на инфляцию оказало удешевление овощей, розничная стоимость которых снизилась почти на 45% (в том числе картофеля - на 60%), а также сахара, подешевевшего на 20,5%. Снижение цен было вызвано логичным, но сложно прогнозируемым фактором - высокой урожайностью. Производство овощей выросло на 21%, картофеля - на 30%, сахарной свеклы - на 36%. Цена этой продукции начала падать в июле-августе, сахара - осенью. "В июле-августе уже было понятно, что произойдет увеличение производства аграрной продукции за счет лучшей урожайности,- поясняет генеральный директор "УкрАгроКонсалт" Сергей Феофилов.- Снижение цен было существенным, особенно на продукты питания из так называемого "борщевого набора"".
Это ухудшило розничные продажи продуктового ритейла, поскольку эластичность потребления продовольствия в Украине остается невысокой. Летом-осенью из-за низких темпов инфляции, а также дефляции в некоторых товарных сегментах розничные сети в отдельные месяцы столкнулись с нулевым ростом продаж. C июля по декабрь цены снизились на 1,3%. "Поэтому по итогам года мы получили меньше, чем могли",- сообщили в одной из крупных сетей. Выручку от сокращения помогло удержать лишь подорожание подсолнечного масла (+10,9%), а также алкогольной продукции - из-за повышения индикативной цены на 27-50%. "Продажи сопоставимых магазинов сети показали рост на 13%", - говорит совладелец продуктовой сети "Эко-маркет" Святослав Нечитайло. Сложности с реализацией излишков аграрной продукции привели к тому, что в конце 2011-начале 2012 года сохранилась тенденция низкой продовольственной инфляции. В результате к февралю среднегодовое снижение стоимости средней продуктовой корзины украинцев достигло уже 0,5%.
По словам экономиста ИК Dragon Capital Елены Белан, низкая инфляция - всего 4,6% по итогам года - позволила повысить реальную покупательную способность украинцев, несмотря на охлаждение экономики и снижение темпов роста номинальных зарплат до 16,2%. Однако это не вызвало бума розничных продаж. "В первой половине минувшего года потребители были заинтересованы тратить свои сбережения, но с августа, когда начался поток негативных новостей с мировых рынков, этот интерес уменьшился - украинцы уже не были готовы тратить больше, чем зарабатывали. При этом повысился спрос на товары длительного пользования, например автомобили, которые воспринимаются потребителями как квазисбережение",- отмечает госпожа Белан.
Погружение вниз
Низкая инфляция не побудила украинских потребителей отказаться от дешевой продукции в пользу товаров среднего или премиального сегментов. "В нашей сети по итогам года не было зафиксировано роста продаж. Продолжается тенденция, начавшаяся во время кризиса,- люди меньше приобретают дорого импортного товара, например коньяка и сыров, а делают упор на покупку более дешевых товаров,- поясняет совладелец сети "Таврия-В" Борис Музалев.- И это происходит не из-за того, что у потребителей нет денег, скорее всего из-за их осторожности. Конечно, в этих условиях падает рентабельность сети. Если в 2005-2008 годах она могла достигать 7%, то сейчас 2-3%". Руководитель PR-отдела корпорации АТБ (сеть "АТБ-маркет") Анна Личман отмечает, что средний чек в их сети все же вырос, даже если убрать инфляционную составляющую. "Это можно пояснить тем, что потребитель выбирает магазины с более низкими ценами, чем у конкурентов",- утверждает она.
С похожей проблемой столкнулся одежный ритейл: рост цен на одежду замедлился до 1,5%, на обувь - 0,3%. "В 2010-2011 годах существенного подорожания не было, лишь небольшие изменения вследствие колебания валютного курса,- рассказывает генеральный директор компании Maratex Георгий Шалдырван.- Потребители тратят на одежду и обувь то, что осталось после оплаты жилищно-коммунальных услуг, школы и покупки продуктов питания, следовательно, чаще обращаются к нижнему сегменту". По его словам, клиенты мигрировали между ценовыми сегментами, с переходом на класс ниже: "При этом на объем продаж более сильно повлияло падение комплексности покупки. Если ранее потребитель позволял себе приобрести 2 единицы товара (например, свитер и брюки), то сейчас в среднем 1,5 или 1,2".
Заместитель генерального директора сети магазинов Ultra Андрей Макаров говорит, что подорожание хлопка на 30% повысило себестоимость одежды. Однако потребители не были готовы к этому. "Если говорить о рынке в целом, то в среднем объемы продаж снизились на 5-10%. Нам пришлось вводить скидки не в конце сезона, как обычно, а в середине или даже в начале, чтобы стимулировать покупательский спрос. В результате снижения продаж и введения скидок, прибыль сетей уменьшилась на 20-30%",- поясняет господин Макаров.
Спрос взялся за кредит
Розничный товарооборот вырос на 13,7% благодаря сегментам, чувствительным к кредитному финансированию - объем займов, выданных населению в гривне, вырос на 34%. Стабильный курс гривны позволил удержать низкую стоимость бытовой техники (+0,4%), а также аудиотехники и фотоаппаратуры, которая подешевела на 3,4%, даже на фоне проблем с доставкой из Японии и Таиланда. "Рынок бытовой техники и электроники вырос на 15-20%. На это повлияло доступность потребительского кредитования: если раньше кредит выдавался на 18-24 мес., то сейчас до 36 мес.",- рассказывает руководитель одной из сетей. Управляющий директор дивизиона розничной продажи IT-продукции дистрибьюторской компании MTI Михаил Ватах отмечает, что доля товаров, реализованных в кредит, в продажах рынка варьируется от 20% до 80%. "По этому соотношению мы вернулись в докризисные времена",- говорит он. Больше всего в кредит продаются ноутбуки, фотоаппараты и смартфоны.
Подготовка к худшему
Если в 2011 году реальный рост потребления домохозяйств составил примерно 14%, то в текущем году Dragon Capital ожидает сокращения его темпов до 4% из-за торможения развития экономики. "Во второй половине года мы ожидаем ускорение инфляции, что вызовет замедление потребления в реальном выражении",- прогнозирует Елена Белан. Повышение социальных выплат (см. стр. 1,7) ускорит инфляцию на 1-1,5%, но оно уже заложено в прогноз инфляции, которая составит 7,5%. В условиях экономической неопределенности это окажет давление на потребительские расходы.
Участники рынка ожидают стабилизации продаж и даже стагнации в физическом выражении. Эта тенденция не затронет сегменты, которые еще не насыщены - смартфоны и планшеты. В одной из сетей бытовой техники рассчитывают, что "в лучшем случае рост продаж составит 10-15%". Чтобы сохранить позитивную рентабельность, ритейл должен будет скорректировать свою стратегию. Так, в одежной сети Ultra планируют открыть всего шесть магазинов, а ставку сделать на увеличение эффективности точек продаж. "Возможно изменение средней площади торговой точки в меньшую сторону, закрытие малоэффективных площадей, оптимизация других затрат, связанных с ведением бизнеса",- говорит Георгий Шалдырван.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :