Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 11:20
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Николай Азаров поручил контролирующим органам в последнем квартале выдавить из экономики в полтора раза больше, чем она может дать
10:42 19.10.2010 |
На минувшей неделе в распоряжении БИЗНЕСа оказалось поручение премьер-министра Николая Азарова №59680/1/1-10 от 04.10.10 г. В нем глава правительства требует от руководителей ГНАУ и ГТСУ Александра Папаики и Игоря Калетника “наверстать (надолужити (укр.). — Ред.) существующее отставание от показателей Общего фонда государственного бюджета, определенных на январь — сентябрь 2010 г., в сумме 8,9 млрд грн.”.
БИЗНЕС неоднократно писал и о проблемах с выполнением доходной части в текущем году (см., например, №41 от 11.10.10 г., стр.27, 28), и о странностях помесячного планирования поступления средств в бюджет (см. №36 от 06.09.10 г., стр.38), и, конечно же, о сопровождающем все эти странности и проблемы режиме “полусекретности” в информировании общественности относительно наполнения бюджета (лучше всех, кстати, прячет информацию ГТСУ, которая в соответствующем разделе на своем сайте последний раз сообщала о своем вкладе в наполнение бюджета в октябре… 2009 г. — Ред.).
Правда, в отличие от предшественников, правительство Николая Азарова формально вернулось к оперативному информированию о выполнении доходной части бюджета. Но только для галочки: информация обнародуется в столь скудных дозах и таким специфическим образом, что попросту не дает возможности оценить реальное состояние дел. Однако такую возможность в полной мере предоставляют некоторые правительственные документы.
Телега
Поручение премьера возникло не само по себе, а на основании “телеги”, которую “накатал” на имя г-на Азарова того же 4 октября министр финансов Федор Ярошенко (письмо Минфина №31-12000-3-10/6499). В ней Федор Алексеевич, в частности, указал на “неудовлетворительное состояние наполнения доходной части государственного бюджета со стороны ГНАУ и ГТСУ”.
По данным Минфина, за девять месяцев текущего года “в Общий фонд госбюджета (с официальными трансфертами) при определенных показателях в 151 млрд грн. поступило 143,8 млрд грн., бюджет недополучил 7,2 млрд грн.”. При этом главные администраторы бюджетных поступлений (таможенная и налоговая службы) совместными усилиями организовали даже больший недобор — 8,9 млрд грн., из которых:
-
4,9 млрд грн. приходятся на ГНАУ;
-
4,0 млрд грн. — на ГТСУ.
Но еще больше министра финансов впечатлили письма ГНАУ (№11891/5/20-3016-2 от 23.09.10 г.) и ГТСУ (№11/2-10.15/10419 от 23.09.10 г.), в которых контролирующие ведомства откровенно признались,что “риск выполнения (именно так сформулировано. — Ред.) годового показателя доходов Общего фонда госбюджета составляет около 20 млрд грн., в частности:
-
по ГНА Украины — 11,3 млрд грн.;
-
по ГТС Украины — 8,8 млрд грн.”.
По мнению Федора Ярошенко, “ожидаемый низкий уровень выполнения Общего фонда государственного бюджета в 2010 г. ставит под угрозу выполнение программы сотрудничества с МВФ ESB/10/146 и может
привести к:
-
неполучению Украиной очередного транша стабилизационного кредита;
-
пересмотру в сторону уменьшения доходной части и росту дефицита государственного бюджета на 2011 год”.
Ну а чтобы эту угрозу ликвидировать, глава Минфина предложил довести ГНАУ и ГТСУ график наверстывания отставания (см. “График сверхпланового сбора…”). То есть при прогнозируемых ведомствами реальных для взимания в IV квартале, соответственно, 19 млрд грн. и 21 млрд грн. поступлений, потребовать у них содрать с налогоплательщиков 30,3 млрд грн. и
29,8 млрд грн.
Это не только полный объем плановых поступлений на IV квартал, но и изъятие ранее не выдавленных из экономики 8,9 млрд грн. Таким образом, Минфин предложил увеличить план поступлений в госбюджет на IV квартал более чем в 1,5 раза. Николай Азаров немедленно с этим предложением согласился и довел его в виде поручения к исполнению.
Маяк
А менее чем за неделю до сочинения грозного письма г-н Ярошенко, видимо, еще и не подозревал о проблемах с выполнением плановых заданий и потому довел основным администраторам платежей письмом №31-12010-13-18/25891 от 28.09.10 г. очередные помесячные плановые задания по сбору этих самых платежей.
Которые почему-то с мая текущего года стали называться “индикативными прогнозными показателями доходов Общего фонда государственного бюджета Украины” на очередной квартал.
То, что прозрение у г-на Ярошенко случилось именно в первые дни октября, подтверждается словами из этого письма, в котором, в частности, говорится, что “индикативные прогнозные показатели поступлений Общего и Специального фондов государственного бюджета на IV квартал определены с учетом оценки текущей ситуации с поступлениями в бюджет”.
Сопоставление доведенных Минфином индикативных показателей и годового плана поступлений, зафиксированного в Законе о Госбюджете-2010, позволяет узнать, по каким именно платежам и в каких суммах за девять месяцев допущено отставание, которое Минфин собирается наверстывать в IV квартале.
В частности, для ГНАУ это в основном (см. “Индикативные прогнозные…”) налог на прибыль (2,56 млрд грн.), НДС с произведенных в Украине товаров (1,86 млрд грн.) и акцизный сбор с произведенных в Украине товаров (1,08 млрд грн.).
Однако следует заметить, что Минфин в своем письме (как и Николай Азаров в своем поручении) не настаивает на компенсации отставания именно за счет тех платежей, по которым оно допущено. Напротив, обоим контролирующим органам поручено самостоятельно разработать “меры по наверстыванию показателей” и составить соответствующие графики.
Чем возьмут
Очевидно, что вполне легитимными способами обеспечить поступление текущих платежей в надлежащих объемах, да еще и добиться уплаты налогоплательщиками сумм, компенсирующих недобор за девять месяцев, удастся вряд ли. Особенно это утверждение касается таможни, которой за три оставшихся до конца года месяца (четверть года) нужно обеспечить поступление трети годовых назначений.
И это при том, что уже сейчас, как мы неоднократно писали, импортеры стонут от того, что при взимании НДС, ввозных акцизов и пошлин таможня применяет таможенную стоимость, превышающую реальную цену импортируемого товара. Единственный способ совершить чудо — полностью устранить контрабандные потоки, направив всех импортеров по единому руслу. Но кто ж на это пойдет? Поэтому обещанный ГТСУ недобор в 8,8 млрд грн. удастся сократить максимум до 6-8 млрд грн.
А вот у ГНАУ, несмотря на большое отставание от плана по итогам девяти месяцев, дела не так печальны. Во-первых, 30,6%, которые осталось собрать за три месяца, — это, конечно, не 1/4, но и не 1/3. Во-вторых, и это главное, тут сказываются особенности планирования.
Дело в том, что Минфин запланировал для ГНАУ на декабрь минимальное положительное сальдо поступлений — всего 3,08 млрд грн. Связано это с “аттракционом невиданной щедрости”, который должен состояться в последнем месяце 2010 г., — с запланированным возмещением сразу 6,65 млрд грн. (напомним: за девять месяцев возмещение НДС составило 15,8 млрд грн.).
А вот если этот “аттракцион” отменить, то ГНАУ всерьез может рассчитывать на выполнение плана по сальдо поступлений. Конечно, оборотной стороной этой медали является накопление бюджетной задолженности по возмещению НДС и, как следствие,
полный срыв соответствующих обязательств перед МВФ относительно ее ликвидации. Но, во-первых, обязательства по сокращению задолженности к 01.01.10 г. правительство уже благополучно сорвало (см. БИЗНЕС №41 от 11.10.10 г., стр.27, 28).
А во-вторых, какая-никакая лазейка имеется и здесь. Например, можно попытаться договориться с получателями возмещения о его немедленном перечислении в счет уплаты налога на прибыль, пусть и как переплаты, с обещанием в новом году эту переплату вернуть.
Самоконтроль
Тем временем ГНАУ уже спланировала, как она собирается наверстывать упущенное в октябре. Соответствующие намерения зафиксированы в приказе №781 “О расчетной базе на октябрь 2010 года”, подписанном главой ведомства Александром Папаикой 8 октября (см. “Задание…”). Причем все “упущенное” скрупулезно распределено по регионам. И общий объем запланированного главой ГНАУ на октябрь наверстывания полностью соответствует поручению премьер-министра.
За счет чего именно будут наверстывать, можно прочесть лишь между строк. Например, экономически обоснованный сбор налога на прибыль (за счет авансовых взносов при выплате дивидендов и погашения налогового долга) в октябре должен составить лишь неполных 130 млн грн.
А наверстывание вместе с текущим планом запланировано в размере почти 2,9 млрд грн. Понятно, что в отсутствие срока уплаты этого налога в октябре собрать такую сумму можно только выколачиванием переплат. Что же касается НДС, то тут меры обозначены более конкретно. К ним относятся:
-
погашение налогового долга;
-
увеличение налоговой нагрузки на крупных налогоплательщиков;
-
проработка предприятий — “инструментов” (опять новый термин! Видимо, “налоговые ямы” уже не в моде. — Ред.) минимизации уплаты налогов выгодополучателями;
-
добровольная уплата.
Однако все перечисленное должно обеспечить лишь поступления платежей в объемах текущего плана. За счет чего будет производиться наверстывание — загадка.
Марков Александр
|
|
бухгалтер
19.10.10, , инфо
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
У РУБРИЦІ
Ціни на нафту зростають через перебої в постачанні та обережність через війну між Росією та Україною |