Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Готовясь к приезду миссии МВФ, Минфин переписывает планы доходов бюджета так, чтобы они оказались выполнены на 100%

10:40 09.06.2010 |

Економіка

Пообещав в конце марта "оперативно и подробно информировать граждан о состоянии государственных финансов" (см. БИЗНЕС №14 от 05.04.10 г., стр.24), Госказначейство остается верно традициям, заложенным при предыдущем правительстве. Оперативную информацию о выполнении доходной части госбюджета оно упорно не обнародует (исключением стал апрель, когда это произошло не без помощи БИЗНЕСа). А та информация, которая все же появляется на сайте Госказначейства или Минфина с опозданием в два месяца, является, если говорить очень мягко, неполной. В ней, например, не содержатся никакие данные:

* об исполнении бюджета разными администрирующими органами;
* о поступлении отдельных платежей;
* о результатах выполнения плановых заданий;
* об отдельном (последнем в отчетном периоде) месяце.

Впрочем, порадовало то, что в ответ на запрос БИЗНЕСа Минфин такую информацию предоставил. Это позволит нам в полной мере восполнить пробелы в получении "гражданами" общественно значимой информации "о состоянии государственных финансов". А главное - демонстрирует, что хотя бы на высшем уровне Минфина делать из информации о выполнении бюджета тайну как будто никто не собирается. Другое дело, что почему-то не получается организовать ее обнародование.

По всей видимости, в Кабмине и Минфине всерьез рассчитывали, что уже в мае вступят в силу переданные властями на рассмотрение Верховной Рады фискальные изменения. Однако процесс принятия законопроекта №6337 (см. стр.20-23, а также БИЗНЕС №21 от 24.05.10 г., стр.34, 35) затянулся. В итоге, он не вступил в силу и 1 июня. А без этих изменений рассчитывать на поступление значительных доходов в мае было сложно, даже несмотря на то, что на этот месяц приходится срок уплаты налога на прибыль за первый квартал. Невзирая на бравурные заявления властей о выходе из кризиса, финансовый результат украинских предприятий в этом году пока даже несколько хуже, чем в прошлом, увеличилась и доля убыточных предприятий. К тому же в мае правительство не могло рассчитывать на щедрые подношения Нацбанка. Они имели место всего месяц назад, в апреле. И именно благодаря участию НБУ в наполнении бюджета доля поступлений, обеспеченных в апреле не налоговиками и не таможенниками, достигла аномальных 24,1%, тогда как обычно составляет около 10%. Да и вообще, за четыре месяца НБУ выполнил план своих поступ­лений в бюджет почти наполовину.

В результате объем собранных в мае в Общий фонд госбюджета доходов значительно не дотянул до апрельского. А кроме того, май стал вторым после февраля месяцем, в котором поступления оказались меньше поступлений за аналогичный месяц 2008 г. (см. "Помесячное наполнение..." на стр.42). Однако поступления в Общий фонд госбюджета за пять месяцев 2010 г. все же выше аналогичных показателей 2008-2009 гг. (см. "Наполнение Общего..." на стр.42). Это "достижение" объясняется просто - сейчас почти полностью заблокировано возмещение НДС (в ожидании появления НДС-облигаций - см. стр.45). Если же посмотреть на сбор доходов без учета возмещения НДС, то выяснится, что они на 3,5 млрд грн. меньше позапрошлогодних и лишь на 8,9% больше прошлогодних. Между тем Госбюджет-2010 предусматривает увеличение сбора на 17,9% по сравнению с 2009 г. А если отнять от прошлогоднего факта поступлений незаконно зачисленные (см. БИЗНЕС №50 от 14.12.09 г., стр.16) в Общий фонд госбюджета 15,7 млрд грн. специальных средств заимствования, распределенных МВФ (а в текущем году такой подарок судьбы властям не светит), то запланированный рост составит 27,6%.

Кодекс - о Росписи

"Государственный бюджет Украины исполняется по Росписи, которая утверждается министром финансов Украины в соответствии с бюджетными назначениями в месячный срок после вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины. До утверждения Росписи министром финансов Украины утверждается временная роспись на соответствующий период"

Из Бюджетного кодекса


Собственно, нереальность показателей принятого Госбюджета подтверждается и процентом выполнения плана по наполнению Общего фонда госбюджета в мае. Выполнение составило 72,1% по поступлениям с учетом возмещения НДС и 72% - по сборам без учета возмещения.

Впрочем, с планами все не так просто. Согласно Бюджетному кодексу, в течение месяца после принятия Госбюджета Минфин обязан разработать и утвердить Помесячную роспись доходов бюджета (см. "Кодекс - о Росписи" на стр.42). Собственно Помесячная роспись и является тем самым планом поступлений. После подписания министром финансов Роспись всегда доводилась до непосредственных наполнителей казны - каждому в своей части. В случае задержки утверждения Госбюджета на очередной год Минфин утверждает и доводит исполнителям временную роспись доходов. В этом году поначалу все шло в соответствии с Бюджетным кодексом - временная Роспись была составлена и доведена к исполнению еще в январе. Однако в мае Росписи, основанной на уже принятом Госбюджете, контролирующие органы не получили. Вместо этого, как сообщил источник БИЗНЕСа в Минфине, в их адрес были направлены некие "индикативные прогнозные показатели поступлений в Общий фонд государственного бюджета на май и июнь 2010 г." - временный суррогат, не предусмотренный законодательством. Вообще, понятие "индикативное планирование" (см. "Вариант...", а также "Общая..." на стр.44), как правило, употребляется в отношении экономического планирования на макро- и микроуровнях. Безусловно, то, что Минфин направил собирателям доходов (например, в ГТСУ "индикативные прогнозные показатели" были направлены письмом №31-12010-07-6/12230 от 21.05.10 г., в ГНАУ - №31-12010-07-6/12231 от 21.05.10 г.), никаким индикативным планом не является. По сути, это временная (на два месяца) роспись доходов, как уже указывалось, не предусмотренная законом.

Напрашивается вопрос: зачем же это было сделано? Точного ответа мы, конечно, не имеем, но некоторые обоснованные предположения есть. И основываются они в том числе на... Росписи госбюджета, утвержденной министром финансов Федором Ярошенко в день отправки "индикативных показателей" - 21 мая. Несмотря на неожиданную "секретность", этот документ имеется в распоряжении редакции. Вторая же часть этого предположения связана с тем, о чем БИЗНЕС писал три недели назад (см. №20 от 17.05.10 г., стр.35). А именно - с докладной запиской Федора Ярошенко на имя Николая Азарова, в которой первый просил второго лишить налоговиков и таможенников премий по причине катастрофического невыполнения ими планов поступлений (в итоге, кстати, в ведомствах людей не только лишили премий, но и пересмот­рели надбавки. Правда, в связи с тем, что размер фонда оплаты труда пересмотрен не был, некоторые смогли отбить потери с лихвой путем получения материальной помощи!). В этой запис­ке указывались и планы поступлений в Общий фонд госбюджета на апрель и на первые четыре месяца (см. "История одной..."), взятые, надо полагать, из временной Росписи, показатели в которой г-н Ярошенко сразу после прихода на должность министра резко увеличил.

Если сравнить данные из докладной записки и из "секретной" росписи, то получится забавный результат. Оказывается, план доходов Общего фонда госбюджета на январь - апрель составляет не 65,7 млрд грн., а немногим менее 58 млрд грн. Соответственно, план выполнен не на 88,5%, как утверждалось в записке, а на 100,4%.

Готовясь к приезду миссии МВФ, Минфин переписывает планы доходов бюджета так, чтобы они оказались выполнены на 100%

 

Однако сообщать об этом на весь мир Минфин не стал. Почему? Думается, отнюдь не из-за упомянутых выше премий, хотя, получается, мытарей их лишили ни за что. Гораздо более вероятно, что, действуя подобным образом, Минфин готовит сюрприз для миссии Международного валютного фонда, в котором никак не хотят верить в реальность бюджетных показателей. При этом, чтобы картина выполнения Госбюджета была уж совсем красивой (сейчас получается, что план наполнения Общего фонда за пять месяцев был выполнен на 92,3%), почти наверняка накануне приезда миссии в Роспись доходов будут внесены изменения, предусматривающие уменьшение майского плана на недостающие 6,2 млрд грн. Кстати, первый шаг в этом направлении был сделан при разработке Росписи. По сравнению с действовавшей до того временной Росписью в постоянной планы обеспечения майских поступлений были снижены и для таможни (на 340 млн грн.), и для ГНАУ (на 1,4 млрд грн.).

Правда, действуя таким образом, Николай Азаров и Федор Ярошенко загоняют себя в ту самую ловушку, в которую в прошлом году загоняла себя Юлия Тимошенко, постоянно рапортуя о выполнении доходной части бюджета и накапливая при этом в плане поступлений на последние месяцы просто несуразную сумму (БИЗНЕС впервые написал об этом еще в июне 2009 г. - см. №23 от 08.06.09 г., стр.36-38). Но чего не сделаешь ради вожделенного кредита!

История одной хитрости

"За период с января по апрель 2010 г. в Общий фонд госбюджета при плане 65,7 млрд грн. поступило 58,2 млрд грн., или 88,5%. Для выполнения плановых показателей с начала года не хватило 7,6 млрд грн. Такой результат получен вследствие неэффективной работы в январе - апреле текущего года ГНА Украины и ГТС Украины. Так, Государственная налоговая администрация при плане 30,5 млрд грн. мобилизовала 24,8 млрд грн. (81,4% к плану; -5,7 млрд грн.). Государственная таможенная служба при плане 30,4 млрд грн. мобилизовала 25,2 млрд грн. (82,8% к плану; -5,2 млрд грн.)"

Из докладной записки №81-03000-3-10/2690 от 06.05.10 г.


Реальная оценка
Возвращаясь уже к реальной оценке текущего и грядущего выполнения бюджета, можно заметить много интересного.
Интересно, например, что майские поступления на таможне оказались на 36,5% (!) меньше апрельских (5,1 млрд грн. против 8,1 млрд грн.). Наверное, причина тут не одна, ведь жалобы многих предпринимателей на то, что "граница стоит", явно небеспочвенны. Но решающую роль в столь значительном снижении показателей, видимо, сыграла появившаяся в правительственном фискальном законопроекте норма об освобождении от обложения НДС операций по импорту газа. В НАК "Нафтогаз України" не дураки сидят, чтобы растаможивать сегодня на 20% дороже то, что они смогут растаможить завтра дешевле.
Тем не менее, если взглянуть на Роспись (см. "Роспись..." на стр.43), видно, что факт освобождения от обложения НДС импортного газа в ней не учтен. Каким образом таможня должна компенсировать "выпадающие" при этом 7-8 млрд грн., остается только догадываться. Причем ГТСУ, которая "прощелкала" норму о газе, может только мечтать о том, что в Минфине обратят внимание на эту "мелочь". Пламенный большевик, глава ГТСУ Игорь Калетник пытается занять максимально независимую позицию по отношению к Кабмину. И план в этой связи дает Кабмину и Минфину возможность регулярно стимулировать г-на Калетника.
Другой заслуживающей внимания деталью является то, что за пять месяцев в Общий фонд госбюджета собрана лишь 1/3 запланированного на год! Нечто подобное, напомним, наблюдалось в 2009 г.
Тогда в январе - мае в Общий фонд госбюджета поступило 33,8% запланированного на год. Для тех, кто не помнит, чем все это закончилось, сообщаем: без учета денег МВФ в Общий фонд госбюджета в 2009 г. поступило лишь 86,4% запланированных средств. Может, специалисты Фонда все же правы, говоря о нереальности Бюджета?
Заканчивая на оптимистичной для властей ноте, отметим, что май стал первым в этом году месяцем, в котором рост поступлений по отношению к прошлому году показал НДС с произведенных в Украине товаров. Можно осторожно надеяться, что это означает намек на увеличение внутреннего потребления, которое только и способно вытащить украинскую экономику из ямы.

Владислав Третьяк

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6370
 0,1219
0,31
EUR
1
42,2986
 0,0655
0,15

Курс обміну валют на вчора, 10:11
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3623  0,01 0,02 39,9291  0,02 0,06
EUR 42,1332  0,05 0,12 42,9332  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на вчора, 11:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6350  0,19 0,48 39,6500  0,18 0,46
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес