Фінансові новини
- |
- 19.12.24
- |
- 03:00
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Порты готовятся к зерновой волне
16:58 03.02.2009 |
После "Укрзалізниці" обеспечением бесперебойного экспорта зерна озаботились порты
ОАО "Херсонский комбинат хлебопродуктов" (WJ Grain) и Херсонский морской торговый порт в первом квартале 2009 г. инвестируют в увеличение мощностей по перевалке.
"Как минимум два судна будут одновременно находиться под погрузкой и выгрузкой. Сегодня же одно судно швартуется, второе ждет своей очереди на рейде", - сообщили в ХМТП. Реконструкция делается под зерновые грузы (на них приходится около 40% перевалки) - в текущем году предприятие прогнозирует сокращение перевалки грузов в порту на 17,8%, до 3,5 млн. т, и снижение это произойдет из - за спада в химической и горно - металлургической промышленности.
В Кременчугском речном порту проект по строительству зернового терминала реализует компания "Нибулон" - для перевозки зерна с сельхозпредприятий Полтавской области. "У нас есть несколько интересных проектов, связанных с реанимацией Днепра, - говорит местный губернатор Валерий Асадчев. - Перевозить зерно водой стоит в пять раз дешевле, чем железной дорогой, потому нужно развивать порты и, в частности, Кременчугский".
Наращивание мощностей портовой инфраструктуры необходимо для обеспечения бесперебойного экспорта зерна, объем которого прогнозируется в этом сезоне на уровне рекордных 25 млн. т. "В принципе, пока на прогнозируемый показатель в 25 млн. т мы выходим, - говорит руководитель аналитического департамента компании "Про Консалтинг" Александр Соколов. - Конечно, переходящие остатки зерна будут, но не фатальные и, возможно, меньше, чем в прошлом году, несмотря на существенное увеличение урожая". По его словам, стимулирует экспорт рост цен, наконец - то начавшийся на мировых рынках. "Цены на внешних рынках поднимаются, и на протяжении весны аграрии рассчитывают получить основные прибыли, поэтому я не вижу причин, чтобы экспорт застопорился", - говорит господин Соколов. Он отметил, что сейчас инфраструктура не перегружена, поскольку просели перевозки по многим категориям грузов. "В частности, в октябре - ноябре, когда экспорт металлургических грузов существенно снизился, за счет зернового экспорта транспортники выровняли показатели", - говорит эксперт.
Владимир Лапа, руководитель группы экспертов ассоциации Клуб аграрного бизнеса отмечает, что тормозящими экспорт факторами традиционно выступали не порты, а недостаток зерновозов, заторы на направлениях, несовершенство транспортных развязок. "Но это проблемы "Укрзалізниці", а тут что - либо изменить сложно, учитывая, что это госмонополия, - говорит Владимир Лапа. - В то же время в портах основные трейдеры или уже построили, или инвестируют в собственные перевалочные мощности, снижая зависимость от госкомпаний". Он отметил, что существующих на сегодня мощностей достаточно для выполнения плана по экспорту зерна. "В пиковые периоды экспорт превышал 2 млн. т в месяц, так что существующая инфраструктура позволяет перевалить заявленные объемы. Хотя некоторые затруднения в период пиковых нагрузок не исключены", - считает эксперт.
Как ранее писали "і", шаги к оптимизации пропускной способности дорог к портам уже предприняла "Укрзалізниця", запланировав строительство вторых путей в направлении черноморских портов.
Объемы экспорта зерна, масличных культур, подсолнечного масла являются одним из постоянных важных источников поступления валюты в Украину. Всего, по данным Украинской аграрной конфедерации, с начала 2008/2009 маркетингового года (июль 2008 г. - июнь 2009 г.) по состоянию на 1 февраля прогнозируемый объем экспорта зерна составит более 14 млн. т, а масличных культур - 2,7 млн. т.
Анна КОВАЛЬЧУК