Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Почему неэффективна государственная поддержка села

10:05 20.09.2005 |

Новини АПК

Аграрный потенциал Украины огромен, но, к сожалению, сегодня он используется всего лишь на 20 - 25%. Причины такого неблагополучия общеизвестны: сельскохозяйственной отрасли не хватает финансовых ресурсов, а неразвитая материально - техническая база не позволяет внедрять современные технологии ведения хозяйства. В прошлом году валовое производство сельскохозяйственной продукции в Украине составило в денежном выражении 69 млрд. грн. А могло быть гораздо больше: если среднюю обеспеченность сельского хозяйства ресурсами в развитых странах "перенести" на отечественную отрасль, то она была бы в состоянии производить продукции на 300 млрд. грн. Такую точку зрения высказал президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, выступая в Киеве на международной конференции "Актуальные аспекты аграрной политики".

Основной причиной бедственного положения дел аграрии называют неэффективную политику государства, которое так и не нашло оптимального пути развития агропромышленного комплекса. За последних 14 лет было разработано шесть программ развития АПК (уже готовится седьмая), но ни в одной из них не ставились задачи формирования четких правил игры и благоприятной среды. Эти программы нацеливали на борьбу с последствиями проблем вместо того, чтобы искоренять причины их возникновения.

Участники аграрного рынка весьма критически оценивают действенность государственной поддержки села. Особенно нерационально осуществлялась ценовая поддержка: несмотря на увеличение в последние годы финансовой помощи, это не обеспечило соответствующий рост рентабельности производства. Так, в 2004 году бюджетное финансирование в рамках ценовой поддержки производителей зерна составило свыше 800 млн. грн. Однако из десятков тысяч сельхозпроизводителей ценовую поддержку получили только десятки предприятий, а рентабельность производства зерна в стране снизилась с 46% в 2003 году до 23% в 2004 - ом. Средства из госбюджета, выделенные на поддержку сельхозпроизводителей, идут не на системное развитие отрасли, а на ее прямую поддержку. В долгосрочной перспективе это не приносит желаемого эффекта. Увеличение прямой поддержки села не ведет к увеличению заработной платы и улучшению социальных условий. В результате, отметил Козаченко, Украина имеет один из самых низких показателей социального развития села на территории бывшего СССР - ниже нас стоят только Грузия и Армения.

Вопрос государственной поддержки АПК давно перестал быть внутренним делом Украины: это один из наиболее сложных пунктов в переговорном процессе по вступлению Украины в ВТО. Как считает заместитель министра экономики Украины Андрей Березный, в долгих дискуссиях на эту тему, наконец будет поставлена точка: в конце сентября в Женеве пройдет очередное заседание Рабочей группы по рассмотрению заявки по вступлению Украины в ВТО. По словам Березного, ВТО выдвигает достаточно жесткие условия, которым Украина должна будет подчиниться. Одно из таких условий уже выполнено: Украина отказалась от экспортных субсидий и не будет таким образом стимулировать поставки отечественной продукции на внешние рынки. Кроме того, в соответствие с требованиями ВТО приведено 80% импортных пошлин на товары. В аграрном секторе экономики ВТО требует ограничить прямые дотации (так называемый желтый сундучок) до уровня $1,14 млрд. в год (свыше пяти млрд. грн.). В Минэкономики с этим требованием согласны, поскольку прямые дотации не дают возможности развивать нормальную конкуренцию на аграрном рынке и не отвечают принципам рыночной экономики. Кроме того, по мнению Березного, даже теоретически на поддержку АПК в ближайшее время более $1,14 млрд. Украина выделять не сможет: на этот показатель она сможет выйти не раньше, чем через 5 - 7 лет. Поэтому он считает вопрос размера господдержки аграрного сектора не столько принципиальным, сколько дискуссионным между Минэкономики и Минагрополитики.

В отсутствие эффективной государственной поддержки АПК может рассчитывать только на привлечение инвестиций непосредственно в производство сельскохозяйственной продукции. Потенциальные инвесторы готовы вложить средства, но их сдерживает то, что риски превышают размеры возможной прибыли. Прежде всего инвесторов пугают политические и экономические риски - постоянная возможность изменения политики правительства относительно аграрного сектора. Нет устоявшихся правил и для ведения бизнеса. "Изменения политики в отношении бизнеса, происходящие у нас в течение одной недели, в развитых странах не происходит и за десять лет. В такой среде ни один инвестор не может чувствовать себя уверенно", - отмечает Козаченко.

Общественные организации и профессиональные объединения агропромышленного сектора считают необходимым восстановить в новом правительстве должность вице - премьер - министра по вопросам АПК. По мнению генерального директора ассоциации "Укролияпром" Людмилы Зинченко, восстановление должности вице - премьера по вопросам АПК, а также возобновление работы профильных комитетов позволят более эффективно решать проблемные вопросы отрасли. Президент Украинской зерновой ассоциации Николай Компанец также поддерживает эту идею: "В аграрном государстве не иметь вице - премьера по вопросам АПК - это неверно. В отрасли очень много направлений, которые необходимо координировать". Леонид Козаченко, которого многие прочат на должность вице - премьер - министра по вопросам АПК, сделал такое обоснование: "Мы не знаем, сколько новое правительство будет работать, если действительно 7 - 8 месяцев, то лучше идти по отраслевому принципу, чтобы в тех отраслях, где есть дестабилизация и происходит падение, правительство могло активизировать свою работу".

Петр ИЖИК

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес