Фінансові новини
- |
- 17.11.24
- |
- 17:15
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"День": Почему неэффективна государственная поддержка села
10:05 20.09.2005 |
Аграрный потенциал Украины огромен, но, к сожалению, сегодня он используется всего лишь на 20 - 25%. Причины такого неблагополучия общеизвестны: сельскохозяйственной отрасли не хватает финансовых ресурсов, а неразвитая материально - техническая база не позволяет внедрять современные технологии ведения хозяйства. В прошлом году валовое производство сельскохозяйственной продукции в Украине составило в денежном выражении 69 млрд. грн. А могло быть гораздо больше: если среднюю обеспеченность сельского хозяйства ресурсами в развитых странах "перенести" на отечественную отрасль, то она была бы в состоянии производить продукции на 300 млрд. грн. Такую точку зрения высказал президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, выступая в Киеве на международной конференции "Актуальные аспекты аграрной политики".
Основной причиной бедственного положения дел аграрии называют неэффективную политику государства, которое так и не нашло оптимального пути развития агропромышленного комплекса. За последних 14 лет было разработано шесть программ развития АПК (уже готовится седьмая), но ни в одной из них не ставились задачи формирования четких правил игры и благоприятной среды. Эти программы нацеливали на борьбу с последствиями проблем вместо того, чтобы искоренять причины их возникновения.
Участники аграрного рынка весьма критически оценивают действенность государственной поддержки села. Особенно нерационально осуществлялась ценовая поддержка: несмотря на увеличение в последние годы финансовой помощи, это не обеспечило соответствующий рост рентабельности производства. Так, в 2004 году бюджетное финансирование в рамках ценовой поддержки производителей зерна составило свыше 800 млн. грн. Однако из десятков тысяч сельхозпроизводителей ценовую поддержку получили только десятки предприятий, а рентабельность производства зерна в стране снизилась с 46% в 2003 году до 23% в 2004 - ом. Средства из госбюджета, выделенные на поддержку сельхозпроизводителей, идут не на системное развитие отрасли, а на ее прямую поддержку. В долгосрочной перспективе это не приносит желаемого эффекта. Увеличение прямой поддержки села не ведет к увеличению заработной платы и улучшению социальных условий. В результате, отметил Козаченко, Украина имеет один из самых низких показателей социального развития села на территории бывшего СССР - ниже нас стоят только Грузия и Армения.
Вопрос государственной поддержки АПК давно перестал быть внутренним делом Украины: это один из наиболее сложных пунктов в переговорном процессе по вступлению Украины в ВТО. Как считает заместитель министра экономики Украины Андрей Березный, в долгих дискуссиях на эту тему, наконец будет поставлена точка: в конце сентября в Женеве пройдет очередное заседание Рабочей группы по рассмотрению заявки по вступлению Украины в ВТО. По словам Березного, ВТО выдвигает достаточно жесткие условия, которым Украина должна будет подчиниться. Одно из таких условий уже выполнено: Украина отказалась от экспортных субсидий и не будет таким образом стимулировать поставки отечественной продукции на внешние рынки. Кроме того, в соответствие с требованиями ВТО приведено 80% импортных пошлин на товары. В аграрном секторе экономики ВТО требует ограничить прямые дотации (так называемый желтый сундучок) до уровня $1,14 млрд. в год (свыше пяти млрд. грн.). В Минэкономики с этим требованием согласны, поскольку прямые дотации не дают возможности развивать нормальную конкуренцию на аграрном рынке и не отвечают принципам рыночной экономики. Кроме того, по мнению Березного, даже теоретически на поддержку АПК в ближайшее время более $1,14 млрд. Украина выделять не сможет: на этот показатель она сможет выйти не раньше, чем через 5 - 7 лет. Поэтому он считает вопрос размера господдержки аграрного сектора не столько принципиальным, сколько дискуссионным между Минэкономики и Минагрополитики.
В отсутствие эффективной государственной поддержки АПК может рассчитывать только на привлечение инвестиций непосредственно в производство сельскохозяйственной продукции. Потенциальные инвесторы готовы вложить средства, но их сдерживает то, что риски превышают размеры возможной прибыли. Прежде всего инвесторов пугают политические и экономические риски - постоянная возможность изменения политики правительства относительно аграрного сектора. Нет устоявшихся правил и для ведения бизнеса. "Изменения политики в отношении бизнеса, происходящие у нас в течение одной недели, в развитых странах не происходит и за десять лет. В такой среде ни один инвестор не может чувствовать себя уверенно", - отмечает Козаченко.
Общественные организации и профессиональные объединения агропромышленного сектора считают необходимым восстановить в новом правительстве должность вице - премьер - министра по вопросам АПК. По мнению генерального директора ассоциации "Укролияпром" Людмилы Зинченко, восстановление должности вице - премьера по вопросам АПК, а также возобновление работы профильных комитетов позволят более эффективно решать проблемные вопросы отрасли. Президент Украинской зерновой ассоциации Николай Компанец также поддерживает эту идею: "В аграрном государстве не иметь вице - премьера по вопросам АПК - это неверно. В отрасли очень много направлений, которые необходимо координировать". Леонид Козаченко, которого многие прочат на должность вице - премьер - министра по вопросам АПК, сделал такое обоснование: "Мы не знаем, сколько новое правительство будет работать, если действительно 7 - 8 месяцев, то лучше идти по отраслевому принципу, чтобы в тех отраслях, где есть дестабилизация и происходит падение, правительство могло активизировать свою работу".
Петр ИЖИК