Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Кредитование аграриев коммерческими банками сокращается

10:05 16.07.2002 |

Новини АПК

По количеству проблем сельхозпроизводители не уступают другим отраслям украинской экономики, возможно - даже несколько превосходят. А проблема оборотных средств для сельского хозяйства зачастую становится неразрешимой. Опасаясь брать "дорогие", хотя и частично льготные кредиты, аграрии обратили свои взоры в парламент, пытаясь "выторговать" льготы на поставку горюче - смазочных материалов. Однако, не все в Верховной Раде и в Кабмине поддерживают эту, больше политическую, акцию:Значительную долю в отечественном экспорте товаров занимает металл и металлопродукция, однако мировое сообщество продолжает считать Украину аграрной страной. Доля агропромышленного комплекса (АПК) в ВВП государства достигает 14%. Почти столько же продукция АПК занимает в структуре отечественного экспорта. Это и дает Западу основания утверждать, что если мы и не являемся исключительно аграрной державой, то, во всяком случае, сельское хозяйство занимает важное место в экономической политике государства.

Наряду с другими отраслями экономики, важнейшей проблемой сельского хозяйства традиционно является проблема оборотных средств. И хотя высокий урожай прошлого года несколько улучшил финансовое состояние аграриев, собственных средств у них все же недостаточно. Ввиду неразвитости небанковского финансового сектора, а также низкого уровня инвестиций, важнейшим источником финансирования являются банковские кредиты. Однако объемы кредитования сельского хозяйства банками сокращаются. По данным Кабинета министров, коммерческие банки Украины к началу июля предоставили сельскохозяйственным предприятиям кредиты на сумму 2,5 млрд. грн. При этом, специалисты оценивают потребность агрохозяйств в кредитных ресурсах, необходимых только для проведения весенне - полевых работ, в 2,8 млрд. грн. Примерно такая же сумма нужна для сбора урожая. В 2001 году сельхозпредприятия получили от коммерческих банков кредиты на сумму 4,4 млрд. грн.

Одной из причин сокращения объемов кредитования являются все еще высокие кредитные ставки коммерческих банков: в этом году банки предоставляют аграриям кредиты в среднем под 25% годовых. Таким образом, хотя ставки и снизились на 5% по сравнению с прошлым годом, стоимость кредитных ресурсов достаточно высока, отмечает эксперт проекта ООН "Аграрная политика для человеческого развития" Инна Чапко. Вместе с тем, аграрии находятся в более выгодном положении по части кредитов (по сравнению с другими пользователями банковских займов), поскольку правительство приняло ряд мер по удешевлению кредитов. Из упомянутых 2,5 млрд., в этом году 1,7 млрд. грн. было предоставлено на льготных условиях. Дело в том, что, согласно указу президента Украины N 170/2002 от 21 февраля 2002 года, правительство частично компенсирует аграриям процентную ставку по тем кредитам, которые будут использованы для закупки, например, удобрений или техники. Предпочтение отдается краткосрочным кредитам (до 8 месяцев), а также более ликвидным - с наименьшей кредитной ставкой.

Вместе с тем, по словам Инны Чапко, государство не всегда выполняет взятые на себя обязательства: из выделенных в госбюджете для финансирования кредитов 150 млн. грн., 30 млн. предусмотрены для погашения прошлогодней задолженности. Неудивительно, что сельхозпроизводители (а также участвующие в кредитовании банки) осторожно относятся к таким "льготным" кредитам. Кроме того, условия предоставления льгот в этом году были ужесточены.

Беспокоясь по поводу финансовых проблем, предприятия АПК пытаются решить их добиваясь предоставления очередных льгот. Не так давно аграрный комитет внес на рассмотрение Верховной Рады предложение установить с 1 июля до 1 декабря льготы на импорт дизельного топлива (освободив импортеров от уплаты НДС, ввозной пошлины и акциза), "с целью стабилизировать его поставки". Аргументы, выдвигаемые сторонниками льгот, достаточно веские - в течение мая и первой половины июня, по данным Кабмина, произошел существенный рост цен на дизельное топливо (до 38%) и бензин (до 50%), что усложняет заготовку нефтепродуктов для проведения жатвы. "Однако цены уже стабилизировались, - заметил первый вице - президент и исполнительный директор ПИИ "ТНК - Украина" Сергей Лизунов. - А неоправданное введение льгот сведет на нет все усилия правительства и переработчиков по стабилизации рынка, и выведет из - под контроля государства процесс ценообразования на нефтепродукты".

Против предоставления льгот категорически выступает и Министерство аграрной политики, так как это создаст неравные условия на рынке. Министерство предлагает свой вариант разрешения проблемы - создать (но уже в 2003 году) специальный фонд по обеспечению аграрного сектора нефтепродуктами для стабилизации их цен во время уборочной кампании. По словам министра аграрной политики Сергея Рыжука, "для финансирования фонда можно использовать до 10% средств, которые поступают от акцизов на дизтопливо и бензин". Однако и такой метод не отличается эффективностью, полагают эксперты. Научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций (IER) Александр Стариков в интервью "Контексту" отметил, что "такой фонд будет просто субсидировать сельское хозяйство. Причем финансирование фонда будет отвлекать из бюджета средства, которые могли бы пойти на различные социальные программы".

Эксперты сомневаются, что Верховная Рада утвердит льготы на ввоз дизельного топлива, учитывая, что импорт нефтепродуктов обеспечивает значительные поступления в государственный бюджет. Однако, даже в случае положительного решения по данному вопросу, существует определенная вероятность того, что льготы не будут "работать", полагает эксперт проекта ООН "Аграрная политика для человеческого развития" Александр Ярославский. Дело в том, что такие льготы не предусмотрены законами о НДС и Таможенным тарифом Украины. В результате, закон (при условии его принятия) будет противоречить действующему законодательству, и "на деле" льготы на импорт дизельного топлива могут не действовать.

За матеріалами: Контекст
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес