Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Мясной запрет: почему Россия отвернулась от украинского мяса

15:48 14.07.2011 |

Новини АПК

Страны, входящие в состав продвигаемого Россией Таможенного союза, приостановили импорт мясных продуктов от более чем двадцати украинских предприятий. Запрет объясняют не подтверждением выполнения некоторыми поставщиками ветеринарно-санитарных требований.

Упреки в отношении украинской продукции со стороны России звучат все чаще, что наводит на мысль о политическом подтексте или, как минимум, влиянии непростых отношений с северным соседом на решения по импорту продуктов из Украины.

О том, насколько объективны последние ограничения, как в связи с этим изменятся цены на мясо, а также о том, стоит ли Украине принимать ответные меры в мясной войне, в эксклюзивном интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Владимир Лапа.

- Видите ли вы объективные, обоснованные причины для таких ограничений, или это больше похоже на придирки?

- Вопрос очень сложный и говорить о каких-то однозначных выводах не приходится. Если мы помним историю 2005 года - тогда вообще был запрещен экспорт украинской мясомолочной продукции в Россию и на уровне министров звучали фразы, что это политическое давление на Украину, прессинг новой власти и т.д. Однако, в конце концов, в Украине никто так и не опроверг ряда критических замечаний и фактов в отношении поставок украинской продукции, которые тогда были опубликованы на сайте Россельхознадзора.

(Следует отметить, что на момент выхода интервью информация о том, что документ с результатами проверки был получен украинской стороной по официальным каналам, отсутствовала; однако позже получение документа было подтверждено, - ред.)

Поэтому я считаю, что здесь присутствует комбинация многих факторов. С одной стороны, в отдельных случаях (и это необходимо открыто признать) Украина время от времени дает поводы российским контролирующим органам для упреков - или отдельные предприятия, которые не всегда адекватно относятся к необходимости поставок продукции исключительного качества.

С другой стороны, за последние полтора месяца в России развернулась большая информационная кампания относительно того, что украинских сыров поставляется слишком много, и что это сужает место для российских производителей. Снова-таки, в ходе этой кампании использовались утверждения о том, что эта продукция не всегда производится на 100% из молока. Но главное, чтобы она отвечала нормам качества и безопасности. Этот фон, который был создан в России, в существенной мере влиял на позицию контролирующих органов.

- Все же есть влияние информационного фона...

- Необходимо признать очевидный факт, что во многих странах система качества и безопасности работает не только для удовлетворения требований потребителей, но и для устранения конкуренции со стороны импорта или ограничения такой конкуренции. И это встречается не только в России, но и в Европейском Союзе и в других развитых странах.

Поэтому в таких случаях необходимо все-таки более внимательно относиться к тому, чтобы было меньше прецедентов. Если даже вводятся такие ограничения, лучше чтобы они касались не 80% предприятий, а, скажем, одного-двух.

Украина и Россия - выходцы из одного лагеря, и я считаю, что на большинстве российских предприятий ситуация не намного отличается от украинских. То есть здесь все-таки необходимо, чтобы была определенная прозрачность - требования к импортной продукции не должны быть более жесткими, чем к продукции, производимой в России. Мы видим, что и в самой России есть определенный проблемы, в частности, с распространением африканской чумы свиней. Другое дело, что это внутренний фактор, экспортные рынки для них не актуальны.

- Ранее была введена заградительная пошлина на ввоз карамели в Россию. Затем появились обвинения в адрес украинского сыра. И все это - за последний квартал. В чем причина такого ужесточения со стороны России? Это обида за отказ от вступления в Таможенный союз (ТС)?

- Напрямую я бы так не говорил. Но в любом случае, на экономические отношения влияет политический фон. Можно закрывать на это глаза или не закрывать. И когда политический фон не очень благоприятный, то Россия не закрывает глаза. То есть здесь есть влияние, но не прямое.

- Можно ли сказать, что, по сути, речь идет об ограничении ввоза в Россию, или все же доля мясного экспорта в Беларусь и Казахстан достаточно велика?

- Даже до последнего решения у украинских предприятий были проблемы - не только с экспортом, но и с транзитом по Российской Федерации. А если говорить о масштабах рынка, то в запрете импорта в первую очередь заинтересована Россия.

Поставки свинины в Россию, насколько я знаю, осуществлялись частично, в основном это была раньше Молдова. А вот по говядине - это однозначно Россия.

- Что означает мясной запрет для украинских компаний? Насколько катастрофично это ограничение, какими могут быть потери?

- Конечно, введение запрета окажет влияние на украинский рынок. Например, закупочные цены на говядину достаточно существенно выросли как раз после того, как увеличились объемы экспорта в Россию. То есть внутренние цены подтянулись к российским, и это положительно повлияло на экономику производства говядины.

То же самое по молоку. Одно дело, когда производство ограничено внутренним рынком, другое - если есть отдушина в виде экспорта сыров на российский рынок. Это, соответственно, формирует несколько более высокий уровень закупочных цен на молоко на внутреннем рынке.

Если говорить в целом, то Украина является нетто-экспортером достаточно больших объемов молочных продуктов, в основном за счет тех же сыров. И если эти поставки не будут возобновлены, можно будет ожидать коррекцию внутренних закупочных цен на молоко в сторону снижения.

Мы помним опыт 2005 года, когда цены обвалились, но тогда был полный запрет экспорта. А тут не настолько жестко, и все-таки есть надежды, что те предприятия, которые поставлены под дополнительный контроль, устранят замечания, и экспорт в Россию будет постепенно восстанавливаться.

- Какие ответные меры может принять Украина? Какие инструменты в продуктовой войне нам доступны сегодня?

- Условно говоря, есть большие вопросы, стоящие приоритетно на повестке дня. Это и газовые отношения, и механизмы взаимодействия в режиме 3+1 (с членами Таможенного союза, - ред.) и т.д. И тут возникает вопрос: если попробовать по таким сегментным вопросам, как экспорт мясомолочной продукции, принимать какие-то жесткие меры, это негативно отразится на тех глобальных вопросах, по которым, с точки зрения украинского правительства, прогресс более целесообразен. То есть здесь возможности объективно влиять на ситуацию - ограничены.

А для того, чтобы жестко ставить вопросы, необходимо не делать ошибок.

- То есть Украина, по Вашему мнению, не примет в ответ никаких мер?

- Лучшим ответом было бы усиление контроля на тех предприятиях, которые экспортируют в Россию, чтобы продукция в 100% случаев отвечала требованиям, установленным в Таможенном союзе. Тогда, по крайней мере, возможностей для маневра у Украины будет намного больше.

- Украинский МИД видит участие в Таможенном союзе в формате 3+1, без фактического вступления в союз. При этом Украина держит курс на зону свободной торговли с ЕС. По Вашему мнению, украинским аграриям выгоднее войти в союз с Россией или ЕС?

- В принципе есть опыт Беларуси по вхождению в ТС. И надо сказать, что вхождение в ТС, по крайней мере, на примере Беларуси, не означает получение доступа к российскому рынку. И по рынку сахара, сыров, молочной продукции речь идет о наличии ограничений, то есть тех или иных квот на поставку продукции.

А если таких формальных ограничений нет, то они есть на неформальном уровне. То есть создаются межгосударственные ассоциации, которые на понятийном уровне договариваются, что такие-то объемы должны экспортироваться, и больше нельзя. Снова-таки, если ты не придерживаешься этих договоренностей, у России всегда есть возможность применить другие меры.

И в том и другом случае, по сути, речь не идет о полном доступе к рынку, примем ли мы решение о вступлении в ТС или создадим зону свободной торговли с ЕС. И в том, и в другом случае речь будет идти об ограниченном доступе на рынок. Я думаю, с точки зрения Украины было бы неправильно говорить, что нам не интересен рынок России или ЕС. Все-таки нужно искать возможность гармонизировать интересы.

- От кого будет зависеть успешное решение вопроса с мясным ограничением? При каких условиях украинские производители смогут вернуться на рынок?

- Здесь альтернативы исправлению ошибок там, где они были, нет. Поэтому необходимо уже с исправленными ошибками инициировать проверки.

Я допускаю, что по некоторым украинским предприятиям замечания были не настолько существенными, просто, как говорится, попали под раздачу. В конце концов, система качестве и безопасности в большинстве стран настолько сложная, что при желании можно найти зацепку на любом предприятии в любой стране. В том же ЕС, где по общему признанию регулирование достаточно комплексное, возникли проблемы с пророщенными бобами.

- Имеют ли возможность украинские производители мяса переориентироваться в краткосрочном периоде на другие рынки?

- Найти новый рынок сбыта это, в любом случае, не неделя и не месяц. Это - более среднесрочная политика. Но при этом объемы экспорта мяса пока не настолько велики, чтобы как-то критически повлиять на украинский рынок.

По говядине поставки в Россию были неплохим ресурсом, чтобы повысить внутренние цены хотя бы до уровня себестоимости. По свинине (если брать объемы внутреннего рынка и учитывать, что часть продукции поставлялась не в страны ТС, а в другие страны) ситуация менее критическая, также как и по мясу птицы, где львиная доля поставляется на внутренний рынок.

- То есть больше всего пострадают производители говядины?

- Да. В меньшей мере свинина. По говядине будет влияние не только на мясоперерабатывающую промышленность, но и на непосредственных производителей, так как если не будет российского рынка, не исключено, что цены на говядину подсядут и, соответственно, будут снижаться закупочные цены н крупный рогатый скот. Снижаться цены будут не в виде тенденции, а как некоторая коррекция. С другой стороны, поголовье крупного рогатого скота падает, объемы предложения не такие уж и большие, и это сбалансирует ценовую картину, тем более что у части предприятий осталась возможность экспорта.

- Может ли это означать, что цены на мясо и мясопродукты в Украине для обычного потребителя несколько снизятся, так как предложение продукции на внутреннем рынке увеличится?

- Для потребителя, если всю украинскую продукцию закрыть на внутреннем рынке, конечно, цены снизятся, но пока о полном запрете речь не идет. С другой стороны очевидно, что должен быть какой-то баланс, потому что если экономики нет - будут вырезать поголовье, и это все равно аукнется через полгода-год.

- Если говорить о рынке ЕС, когда он станет доступным для украинских производителей мяса?

- По мясу птицы ожидается, что осенью. По крайней мере, на основе той информации, которой мы владеем, европейские коллеги попросили уточнить некоторые технические детали, но в целом инспектирование прошло положительно. Поэтому экспорт в ЕС может начаться уже скоро. А по другим видам мяса речь не идет о месяцах.

- Речь идет о поставках в ЕС единичных компаний?

- Система в ЕС построена следующим образом: они приезжают с проверками, но они на примере конкретных предприятий проверяют не только предприятие, но и систему качества и безопасности. Если они удостоверяются, что система качества и безопасности в целом и в том числе на примере конкретных предприятий отвечает их требованиям, они дают разрешение на экспорт стране. И потом, если они убедились в возможности контролирующих органов обеспечивать надлежащий контроль, то тогда они делегируют полномочия по определению предприятий местному уполномоченному органу. Однако, в конце концов, мониторинг происходит, и там нет права на ошибку. Потому что, так же как разрешение дается, таким же образом, если будут замечания, оно пересматривается.

В целом логика такова: украинские инстанции, которые отвечают за качество и безопасность продукции, должны гарантировать соответствие той продукции, которая поставляется в ЕС, их требованиям.

- Не кажется Вам подозрительным то, что результаты проверок европейскими инспекторами украинских производителей мяса птицы были положительными, а российские инспекторы обнаружили недостатки?

- С одной стороны, определенное противоречие здесь есть, но с другой стороны, россияне часто говорят, что у них требования по качеству и безопасности по некоторым позициям даже выше, чем в ЕС. То есть речь идет о том, что по ряду позиций могут быть более высокие требования в России, чем в ЕС. Как такового, здесь большого парадокса нет.

Дмитрий ГОВДЯ

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес