Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Э-выборы для Зе-президента: Как голосование в смартфоне мобилизует оппозицию

16:58 11.02.2022 |

Політика

 Ігор Петренко / Depo.ua

Очевидной становится конечная цель хорошей идеи цифровизации бюрократических услуг - подвести все под выборы.

В обществе продолжают обсуждать обещание президента Украины презентовать от имени государства смартфоны вакцинированным от коронавируса украинцам в возрасте 60 лет и старше. А также слова министра цифровой трансформации Михаила Федорова о том, что в довесок к смартфону пожилые украинцы получат и льготный тариф на интернет.

Между тем, в стране продолжается реализация программы выплаты "ковидной тысячи", для получения которой следует зарегистрироваться в приложении "Дия" через смартфон. С февраля программу распространили на молодежь от 14 лет, которая получила две дозы вакцины от коронавируса и имеет зеленый COVID-сертификат в "Дие". Мы становимся очевидцами создания огромной новой электронной базы данных рядовых граждан, которая, возможно, приближает нас к созданию механизма дистанционного голосования.

Одновременно власти двигаются к расширению круга потенциальных избирателей Владимира Зеленского. Шагом в этом направлении кажется привлечение в "Дию" молодых людей от 14 лет. Сейчас Конституция Украины предусматривает право участия в выборах граждан, которым исполнилось 18 лет. Но в конце декабря 2021 года члены фракций "Голос" и "Слуга народа" подали в Верховную Раду законопроект, который позволяет лицам от 16 лет избираться в местные власти. Авторы инициативы считают, что снижение возрастного ценза для участия в политике является европейским трендом. В пояснительной записке депутаты апеллируют к позиции Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, который "поддерживает снижение избирательного ценза для участия в местных выборах до 16 лет и рекомендует государствам-членам Совета Европы рассмотреть возможность снижения ценза на законодательном уровне". Если идея снижения возрастного избирательного ценза найдет поддержку в парламенте и обществе, авторы проекта закона предлагают пойти дальше и внести соответствующие изменения в Конституцию. Не секрет, что Зеленский до сих пор популярен среди молодежи, его команда активно работает с этим электоратом через соцсети, так что понятно, с какой целью подается данный законопроект.

В то же время очень тяжело затянуть молодежь на классический избирательный участок. Юным украинцам удобнее было бы принять участие в электронном голосовании. Показательные данные продемонстрировали опрос Киевского международного института социологии (КМИС), проведенный в ноябре прошлого года. Среди украинцев в целом превалирует негативное отношение к онлайн-голосованию на выборах, но чем младше респонденты, тем лучше отношение к дистанционному голосованию через интернет. В самой молодой возрастной группе (от 18 до 29 лет) дистанционное голосование поддерживают 42,5% опрошенных (против 54,5%), а в старшей (от 60 лет) - 16,8% (против высказались 76,8%).

Другая часть электорального пирога, которую, очевидно, не прочь получить власть - избиратели за границей, которые хотели бы взять украинский паспорт, если бы Украина ввела множественное гражданство. Планы такие у власти есть и Depo.ua их раньше не раз анализировал. Уже есть и соответствующие президентские законопроекты в Раде, хотя эксперты оценили их как недоработанные и поверхностные.

Для этой категории потенциальных избирателей также может стать удобным голосование через Интернет.

Принципиально такая возможность уже создана. В принятый нынешними властями в 2019 году Избирательный кодекс заложили опцию дистанционного голосования. Правда, для ее реализации следует принять ряд подзаконных актов и других документов. Но это дело техники и сноровки рук. Во время последнего пресс-марафона в ноябре 2021 года - президент Зеленский говорил, что вопросы цифровых выборов в Украине прорабатываются с Apple и Microsoft. А в Министерстве цифровой трансформации тогда рапортовали о технической готовности к внедрению онлайн-голосования и о том, что проведение таких выборов зависит от Центризбиркома и парламента, которые должны создать соответствующую нормативную базу.

Что не так с идеей э-выборов

Но на ум тут же приходят события 13 - 14 января этого года, когда была совершена хакерская атака (очевидно, из-за границы) на ряд сайтов органов власти - Министерства иностранных дел, Минобразования, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям и т.д. Это показало высокий риск внешнего вмешательства в условиях войны против российского агрессора, чьи хакеры дотягиваются даже до суперзащищенных электронных систем развитых западных государств. Но понимают ли власти, что при таких условиях и украинские электронные выборы могут быть хакнуты и сфальсифицированы? Кроме того, еще на этапе подготовки Избирательного кодекса предыдущим созывом ВР тогдашний нардеп и глава соответствующей рабочей группы Александр Черненко предупреждал, что э-голосование не позволит обеспечить тайну голосования. "Если я голосую по смартфону и не голосую на участке, где есть наблюдатели и члены комиссий, то за 500 гривен можно отдать свой код доступа заинтересованному лицу. Дистанционное голосование в наших условиях не позволяет обеспечить тайное голосование", - отметил он. По этим причинам внедрение такой системы преждевременно.

В свою очередь, председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель перечисляет следующие риски введения электронного голосования: вмешательство России, потенциальные фальсификации при обработке результатов электронного голосования и подкуп избирателей. Также под большим вопросом окажется доверие избирателей к результатам выборов. "Большой процент украинских избирателей будет считать, что выборы были сфальсифицированы, потому что доказать честность и прозрачность голосования в сети Интернет невозможно", - заметил эксперт. "Реально за несколько десятков миллионов долларов купить треть украинского парламента. И мы можем прогнозировать, что в случае введения электронного голосования механизмы подкупа могут быть более масштабными и значительно более эффективными, чем сейчас", - уточнил эксперт.

Рискованной в наших условиях идеей считает голосование через интернет и координатор Гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская, называя дистанционное онлайн-голосование незащищенным. "Ни одна страна мира, кроме Эстонии, не использует онлайн-голосование. Это миф об огромном прогрессе в этом вопросе", - утверждает она. Эксперт отмечает, что государство должно иметь очень хорошую репутацию, чтобы избиратели доверяли результатам онлайн-голосования. "Недоверие провоцирует противостояние в обществе, чего нельзя допускать", - считает Айвазовская.

Напомним, Эстония стала первым государством, которое еще в 2005 году ввело полноценное онлайн-голосование на выборах. Для голосования эстонцам следовало иметь id-карту, устройство для считывания чипа и подключенный к интернету компьютер. Однако полученный опыт дал основания сомневаться в адекватности приложенных усилий и полученного на выходе результата. В 2005 году количество голосовавших через интернет избирателей составило лишь 1%. Систему э-голосования в Эстонии критикуют специалисты по компьютерной безопасности, подчеркивая, что любая компьютерная система не может быть безопасной. Следовательно, в стране рассуждают, сохранять ли такую практику. А вот в Швейцарии в большинстве кантонов не используют электронное голосование из-за его высокой стоимости, незначительного спроса среди населения и - главное - незащищенности онлайн-систем от внешних воздействий. В 2019 году в этой стране собирали подписи за запрет электронного голосования на выборах из-за уязвимости электронных систем.

Как идею голосовать в смартфоне потопит голосование в парламенте

Пока большинство украинцев не одобряют введение голосования на выборах через интернет, и это показывают данные социологов. Но это не мешает властям готовить общество к наступлению цифровой демократии. Два с половиной года исполнилось обещанию властей создать возможность пенсионерам с помощью смартфонов ветировать принятые парламентом решения. Хотя этот воз пока не сдвинулся с места, подготовка к цифровизации продолжается. Обещанная раздача смартфонов именно пенсионерам к этому пододвигает. Между прочим, еще в мае 2019 года Руслан Стефанчук, на тот момент не спикер Рады, а представитель президента Зеленского в парламенте, заметил: "Мы посчитали с экономистами, что выгоднее каждой бабушке в селе купить смартфончик"...

В приложении "Дия" уже стартовал опрос, и хотя электронное народовластие и началось с непростого выбора между э-дедушкой и э-бабушкой, дистанция от смешного до его превращения в серьезное у нашей власти незначительная.

На втором форуме "слуг народа" в Трускавце осенью прошлого года среди прочего прозвучал и план Минцифры до 2023 года создать гражданам возможность голосовать на референдумах и выборах с помощью электронных инструментов. Поэтому уже в этом году нас ждут новые элементы демократии. И безразлично, что на них не решаются более развитые государства, потому что реально оценивают потенциальные риски. В Украине впереди парламентские и президентские выборы и желание победы вполне может ослепить властям глаза.

Единственным предохранителем может стать оппозиция, которая не проголосует за проведение выборов в электронном формате. Потому что они во-первых, очень опасны, а во вторых - ни одной из политсил, кроме "слуг", не выгодны. Поэтому можно ожидать, что, несмотря на определенное удобство "Дии" для обычного украинца, скоро политические силы начнут обвинять власть в незаконном сборе информации с целью создания сеток, подкупа, использования админресурса, фальсификации результатов и т.д.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7879
 0,1842
0,47
EUR
1
42,3821
 0,1032
0,24

Курс обміну валют на вчора, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7600  0,25 0,63 39,8100  0,26 0,66
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес