Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Домохозяйство – значит предпринимательство: Зачем «слуги» хотят ввести семейное декларирование

 Антон Коломойцев / Depo.ua

Новый законопроект "слуг народа" о семейном декларировании может стать очередным шагом к вытеснению из обращения такого явления как "физическое лицо - предприниматель". А заодно - и прореживанию армии получателей субсидий, льгот и социальных пособий.

В украинском парламенте одна за другой рождаются законодательные инициативы, целью которых объявляется прозрачность доходов граждан и предотвращение уклонения от уплаты налогов. Одна из таких, объявленная руководителем финансового комитета Совета Данилом Гетманцевым по ликвидации ФЛП-зарплатников, уже вызвала неоднозначную реакцию в предпринимательских и экспертных кругах. Теперь на сцену вышла глава другого комитета, социального, Галина Третьякова с предложением считать субъектами декларирования не отдельных лиц-предпринимателей, а в целом домохозяйства. Что в этом рационального, а что может привести к очередному закручиванию гаек - разбирается Depo.ua.

Семейный бизнес - без регистрации

Даниил Гетманцев является также одним из соавторов нового законопроекта о семейном декларировании, который в информационной системе парламента зарегистрирован под №6539. И раньше он уже анонсировал такое нововведение. По словам парламентария, новая система декларирования будет нести больше выгод, чем неудобств, ведь позволит домохозяйствам вносить в декларацию, например, пенсионеров, имеющих определенные льготы. Авторы документа утверждают, что большинство расходов домохозяйств финансируется из общего бюджета домохозяйства, в то время как доходы и имущественное состояние облагаются отдельно по каждому члену семьи. Поэтому происходит несоответствие материального положения и налоговой нагрузки.

"Семейное декларирование - это тогда, когда я могу вносить в декларацию пенсионера, проживающего со мной и имеющего льготы. Но такой пенсионер не имеет дохода, не платит налог, поэтому льготой своей не пользуется. Если мы ведем общее хозяйство - это несправедливо. Кроме того, это направлено на сохранение института традиционной семьи", - объяснил нардеп.

Но предложенная в проекте №6539 новация несколько сложнее. Вводя понятие "домохозяйство", законодатели сразу делят его на три категории. Классический пример - это лицо или совокупность лиц, которые совместно проживают в одном жилом помещении или его части, обеспечивают себя всем необходимым для жизнедеятельности, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяют и расходуют средства. Эти лица могут находиться в родстве или отношениях своячества, не находиться в каких-либо из этих отношений, или находиться и в тех, и в других отношениях.

Наряду с этим фигурирует и понятие "индивидуальное домохозяйство" - это одно лицо, проживающее в отдельной жилой единице или занимающее в качестве жильца отдельную комнату (комнаты), но не объединенное с кем-либо, кто проживает в этой жилой единице с целью образования общего хозяйства.

И, наконец, предусматриваются "институциональные домохозяйства" - состоящие из жителей специализированных или медицинских учреждений, учреждений социального обслуживания и социальной защиты, а также в воинских частях.

При этом один человек не может являться членом двух и более домохозяйств. По крайней мере, в течение одного отчетного финансового года.

В 5 статье проекта Третьяковой предполагается, что домохозяйство может осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Причем - без регистрации ФЛП или предприятия другой формы. Список видов деятельности, которыми может заниматься домохозяйство, ограничен. В него, в случае принятия закона, войдут:

* парикмахерские и косметологические услуги;
* юридические консультации;
* услуги домашней прислуги;
* уход за больными или немощными лицами;
* предоставление индивидуальных уроков (репетитора);
* индивидуальное воспитание детей (гувернер);
* уборка;
* ремонт обуви, одежды, бытовой техники, часов мебели и других не слишком сложных вещей широкого потребления;
* техническое обслуживание и ремонт музыкальных инструментов;
* услуги по стирке и глажке белья и других текстильных изделий;
* розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами из лотков и на рынках;
* услуги такси;
* услуги по перевозке груза;
* деятельность в сфере ресторанного хозяйства

Также есть оговорка, что в перечень могут входить и другие виды работ, кроме подлежащих лицензированию и относящиеся к независимой профессиональной деятельности в соответствии с законом. Не будет разрешено домохозяйствам предоставлять посреднические услуги по купле-продаже и аренде недвижимости, производить и продавать ювелирные изделия, драгоценные и полудрагоценные камни.

При этом главным условием занятий семейным бизнесом является предоставление годовой налоговой декларации домохозяйства. Плюс нельзя привлекать к работе членов других хозяйств. А годовой доход не должен превышать 8 млн. грн.

Нюансы декларирования

Представитель домохозяйства должен подавать не только ежегодную семейную декларацию, но и предекларацию о доходах семьи и уплаченных с них налогах, а также вести бюджет (доходы и расходы) домохозяйства в порядке, установленном Кабмином.

Доходами домохозяйства предлагается считать совокупность поступлений доходов всех членов домохозяйства в течение отчетного финансового года из всех возможных источников как в денежной, так и в неденежной формах. Таким образом, доходы домохозяйств состоят из:

* зарплаты и других приравненных к ней выплат, полученной наемными работниками по трудовому договору (контракту) от работодателей;
* вознаграждения по видам предпринимательской (экономической) деятельности;
* денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими, полицейскими, денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим за принадлежащее им для получения жилое помещение и т.п.;
* прибыли от деятельности самозанятого лица (ФЛП и физлицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность) по видам предпринимательской деятельности, которые не определены статьей 5 настоящего Закона;
* стипендии (включая сумму ее индексации, начисленную в соответствии с законом), выплачиваемую ученику, студенту, курсанту военных учебных заведений, ординатору, аспиранту или адъюнкту;
* пассивных доходов;
* выигрышей, призов, подарков;
* доходов от продажи собственно выращенной сельскохозяйственной продукции, побочных лесных пользований, за сданное (проданное) вторичное сырье, бытовые отходы, лом черных и цветных металлов,
* социального трансферта;
* страховых выплат, страхового возмещения или выкупной суммы, полученной по договорам страхования, в том числе по договорам долгосрочного страхования жизни, страхования пожизненных пенсий;
* выплат по негосударственному пенсионному обеспечению

Предложенное в законопроекте нововведение уже вызвало среди экспертов большие дискуссии. Многие обратили внимание на то, что в документе не нормируется такой вопрос, как налогообложение домохозяйств. Ведь если в случае с самозанятыми лицами, которые мы анализировали ранее, авторами декларируется, что ставка налога будет составлять 5% от обращения и нужно будет применять РРО, то в проекте Третьяковой об этом упоминается. Хотя трудно поверить, что государство подарит украинским семьям малейшую возможность безналогового существования.

Также неунормированы вопросы пенсий и социального страхования членов домохозяйств, которые будут заниматься собственным предпринимательством - будут ли они платить ЕСВ или их пенсия - их личная проблема, которую они пусть решают через негосударственные, например, пенсионные фонды.

Есть вопросы и по поводу стимулов к такой легализации. Ведь действительно очень мало мотивов самозанятым украинцам начинать показывать свои доходы от той же частной парикмахерской деятельности или уборки жилья. Ну зачем начинать платить даже 5%, если это практически ничего ощутимого не дает. Возможно, это легализация своих доходов для осуществления какой-либо крупной покупки, чтобы пройти финмониторинг. Но для какого количества украинских семей этот вопрос актуален?

Субсидия - только через декларирование

А вот другой стимул, заложенный в законопроекте, вполне может побуждать к декларированию. Речь идет о внедрении такого объединяющего понятия, как "социальный трансферт". В него включаются практически все социальные гарантии и льготы (кроме пенсий и стипендий), социальное страхование и социальные услуги. И получается так, что для того чтобы получить субсидию, декретные, больничный и многое другое - придется подавать годовую налоговую декларацию. Причем в законопроекте прямо указано: непредоставление домохозяйством годовой налоговой декларации является основанием для лишения или прекращения такого социального трансферта.

Последствия этого будут более очевидными: те, кто не захотят подавать декларацию, будут просто лишены доступа к социальной защите. И по сути выглядит так, что новый закон направлен на то, чтобы максимально сократить количество реципиентов государственной помощи. И это вполне ложится в социальную стратегию власти, которая считает, что существенная часть субсидиантов пользуется помощью безосновательно.

Справка:

По данным Госстата, в Украине насчитывается 14,9 млн. домохозяйств. Для 8,4 млн. (56,6%) из них основным источником дохода является оплата труда, для 126,6 тыс. (0,9%) - доход от предпринимательской деятельности, для 1,1 млн. (7,6%). доход от самостоятельной трудовой деятельности, для 5,2 млн (34,9%) - трансферты, доходы от собственности и другие доходы.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,4478
 0,0706
0,17
EUR
1
43,2347
 0,1929
0,44

Курс обміну валют на вчора, 10:37
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,2896  0,04 0,11 40,8960  0,04 0,10
EUR 43,3380  0,10 0,22 44,1212  0,09 0,21

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,4550  0,09 0,21 40,4700  0,09 0,21
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес