Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Украина и «НАТО-плюс»: Что предполагает идея США и насколько она реальна

 Руслан Рудомский / Depo.ua

Группа конгрессменов-республиканцев 9 января зарегистрировала законопроект, объявляющий Украину страной "НАТО-плюс" и инициирующий проверку целесообразности признания России государством-спонсором терроризма. Авторы законопроекта убеждены, что это, в частности, позволит эффективнее помогать Украине с вооружением, в том числе летальным.

Соавторами законопроекта выступили члены Палаты представителей Майкл Маккол, Майк Роджерс, Майк Тернер и Элис Стефаник.

"Дипломатия имеет мало шансов на успех, если к ней не подойти с позиции силы, но администрация Байдена слишком медленно направляла дополнительную военную помощь Украине и капитулировала относительно газопровода "Северный поток - 2". Этот законопроект решительно отвергает модель слабости, которая опасно подбодрила Путина, немедленно оказывая Украине необходимую поддержку, чтобы Кремль понял, что за дальнейшее вторжение в Украину нужно будет заплатить ужасную цену. Владимир Путин должен принять во внимание, что Конгресс не будет выступать за восстановление сферы влияния России или за отказ от Украины и других наших союзников и партнеров по НАТО в Центральной и Восточной Европе", - заявил конгрессмен Майкл Маккол, являющийся главным драйвером документа.

О чем законопроект

В тексте законопроекта, изложенном на сайте Комитета внешней политики Конгресса США, прописаны следующие тезисы:

1. значительно и немедленно увеличить военную поддержку Вооруженных сил Украины, включая финансирование на вооружение и обучение;

2. определить Украину как страну НАТО-плюс, чтобы обеспечить быстрое рассмотрение вопроса продажи ряда оборонных товаров и услуг США;

3. усилить целенаправленные санкции в отношении "Северного потока - 2" - российского проекта вредного влияния, призванного подорвать Украину и угрожать европейской энергетической безопасности;

4. установить усиленный надзор Конгресса за использованием Администрацией президента США Джо Байдена санкций против России путем

* предоставления Конгрессу права ветировать снятие круга санкций против России, включая связанные с газопроводом "Северный поток - 2" и апрельским распоряжением администрации Байдена №14024 (блокирование имущества, связанного с конкретной вредной внешней деятельностью правительства Российской Федерации),

* создания механизма, который требует от Администрации президента США проверять определенных лиц, представленных Конгрессом, на предмет соответствия санкциям;

5. установить дипломатические и военные средства сдерживания для противодействия российской агрессии путем

* подтверждения Декларации Бухарестского саммита НАТО 2008 г. о поддержке стремления Украины и Грузии стать членами Альянса,

* отклонения предложения России по мораторию на размещение наземных ракет средней дальности в Европе и разработки стратегии сотрудничества с союзниками по НАТО относительно обычных ракет средней дальности,

* призыва к Администрации президента США подать кандидатуру на должность посла в Украине,

* требования определения того, является ли правительство России государством-спонсором терроризма,

* ограничения рисков безопасности, связанных с американо-российским военным сотрудничеством;

6. выделить на 2022 год 155 миллионов долларов для "Радио Свободная Европа"/"Радио Свобода" на борьбу с российской дезинформацией и информационными операциями в бывшем Советском Союзе;

7. подтвердить политику США относительно непоколебимой преданности украинскому суверенитету.

Что такое "НАТО-плюс"

Если следовать букве закона, то в статье 210 дословно сказано следующее: "Интересам безопасности и внешней политики Соединенных Штатов отвечает признание Украины членом сообщества государств "НАТО-плюс", в которое сегодня входят Япония, Австралия, Республика Корея, Израиль и Новая Зеландия, что предусматривает рассмотрение Конгрессом продажи иностранной военной продукции в Украину, а также все другие права, привилегии и обязанности, предоставленные такому сообществу государств".

Там же отмечается, что в течение пяти лет с даты вступления этого закона в силу США будут способствовать вступлению Украины в НАТО, в том числе путем работы над Планом действий по членству в НАТО (ПДЧ) для Украины с продолжением, в случае необходимости, этого срока еще на три года, и так до тех пор, пока Украина не станет членом Альянса. После получения членства закон потеряет свою силу.

Звучит вроде бы просто и понятно, но здесь кроется ряд нюансов. В первую очередь, официально такого клуба стран, как "НАТО-плюс", не существует нигде, кроме отдельных законопроектов США. То есть это условное название ряда стран, каждая из которых имеет с США и НАТО свои уникальные отношения. Но в отличие от Украины они продиктованы, в первую очередь, юридической невозможностью вступления стран в Альянс (статья 10 договора о НАТО ограничивает географию нового членства только европейскими странами).

С Украиной ситуация несколько иная - она не только имеет юридические шансы вступить в НАТО, но и с 2014 года официально является страной-кандидатом на членство в Альянсе. И, как видно из текста этого законопроекта, для Украины там выписаны индивидуальные привилегии с учетом ее текущей ситуации (ПДЧ и, собственно, членство в НАТО, которое априори невозможно для Японии, Австралии, Южной Кореи, Израиля и Новой Зеландии).

Таким образом, если этот законопроект приобретет статус закона (т. е. если его примет Конгресс и подпишет президент), то Украина станет первым государством, которое получит условный статус "НАТО-плюс" не вместо членства в Альянсе, а на период до официального членства в нем.

Отметим, что сейчас Украина имеет статус партнера НАТО с расширенными возможностями. При этом около шести лет ведутся разговоры о предоставлении нам статуса основного союзника вне НАТО. Впрочем, отношение к последнему неоднозначно, в том числе среди украинских дипломатов. Ведь данный статус есть у 18 стран, среди которых, например, Афганистан.

Похожие прецеденты

Израиль. Страна зачислена в категорию "НАТО-плюс" и имеет статус основного союзника вне Альянса. В 2013 году американские конгрессмены выступили с инициативой предоставить Израилю новый статус - "основной стратегический партнер вне НАТО". В декабре 2014 года Конгресс даже принял соответствующий закон, однако он так и не был подписан президентом-демократом Бараком Обамой и не вступил в силу.

Если бы закон вступил в силу, то новая категория поставила бы Израиль на одну степень выше средней классификации стран, невходящих в НАТО, и обеспечила бы дополнительную поддержку оборонному, энергетическому и научному сотрудничеству. В частности, Соединенные Штаты обязаны были бы делиться и обмениваться с Израилем исследованиями, технологиями, разведкой, информацией, оборудованием и персоналом.

Индия. Вместе с тем в 2018 году Соединенные Штаты предоставили Индии статус "главный оборонный партнер". Однако этот статус по рангу ниже "основного союзника вне НАТО" и воспринимается как промежуточный шаг к нему.

Тайвань. Но самый интересный прецедент имел место в 2021 году - 23 марта конгрессмен Скотт Перри зарегистрировал в Конгрессе законопроект о предоставлении статуса НАТО-плюс Тайваню. Однако через десять месяцев этот законопроект так и не дошел до рассмотрения.

Чего ждать Украине

С одной стороны, разнообразие статусов и режимов стран, которым они предоставляются, настраивает на скептический лад. Тем более что президентом США сейчас является демократ, а инициаторами законопроекта о "НАТО-плюс" выступают республиканцы.

Но, с другой стороны, законопроект составлен в виде этакой "солянки" и включает в себя не только украинский вопрос, но и санкции против России в целом, вопрос "Северного потока - 2" как антиевропейского проекта и выделение средств для СМИ на противодействие российской пропаганде в 2022 году. Все это существенно увеличивает шансы законопроекта на быстрое и успешное рассмотрение с последующим обретением статуса закона.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
36,5686
 0,0000
0,00
EUR
1
37,0330
 0,2487
0,67

Курс обміну валют на сьогодні, 10:09
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2183  0,12 0,30 40,1213  0,10 0,26
EUR 39,6437  0,13 0,32 40,8863  0,10 0,24

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:48
  куп. uah % прод. uah %
USD 36,9250  0,01 0,01 36,9343  0,00 0,00
EUR -  - - -  - -

Курс безготівкових валютних операцій
встановлений з 21.07.22
  куп. прод.
USD 36.5686 36.9342

Згідно постанови НБУ №18 від 24.02.2022

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес