Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Деньги на чужие крылья. Почему национальная авиакомпания Зеленского не спасет «Антонов»

13:54 30.11.2021 |

Экономика

 Александр Суков / Деловая столица

Государственная авиакомпания все-таки будет создана, но есть ли в этом экономический смысл - большой вопрос. Особенно если летать придется на Airbus.

Владимир Зеленский на прошлой неделе анонсировал создание национального авиаперевозчика. Новая государственная копания, скорее всего, получит название "Украинские национальные авиалинии" (Ukrainian national airlines).

По словам Зеленского, государство создает свою компанию, поскольку украинский авиарынок "пока не готов в полной мере обеспечить реализацию государственных интересов в сфере авиаперевозок". Хотя в чем именно состоят государственные интересы, осталось не совсем понятным. Хотя украинская власть даже заручилась выводом западных экспертов о целесообразности этого шага.

Кроме того, президент дал понять, что создание национальной авиакомпании поможет украинскому авиастроению, которое якобы будет загружено заказами и послепродажным обслуживанием самолетов. Однако вопрос поддержки отечественного авиастроения был поставлен под сомнение практически сразу - в тот же день Министерство инфраструктуры и компания Airbus подписали меморандум о взаимопонимании. Этот документ определяет алгоритм дальнейшего сотрудничества Украины и Франции в вопросах приобретения национальным авиаперевозчиком европейских самолетов.

Напомним, что впервые Владимир Зеленский озвучил идею создать государственную авиакомпанию еще в апреле прошлого года, и с тех пор периодически напоминал, что это произойдет. Такая увлеченность президентом этой идеей объясняется просто - он любит большие проекты, на которые можно потратить государственные миллиарды, а потом вписать их в громкие лозунги. Из проектов, касающихся авиации, в этом контексте можно вспомнить программу реконструкции региональных аэропортов. В то же время авиарынок за все время коронакризиса поддержки от государства так и не увидел. Даже затраты украинским авиакомпаниям, которые в период начала локдауна в 2020 г. в спешном порядке возвращали домой украинских граждан, до сих пор не компенсированы.

Государство вместо частников

Итак, есть большие сомнения в целесообразности создания еще одной авиакомпании в столь нестабильное для авиарынка время. Потому что на сегодня нет четкого обоснования - а зачем, собственно, государству владеть таким авиаперевозчиком и тратить на него бюджетные средства? Какие такие функции он будет выполнять, что с ними не могли бы справиться авиакомпании частные? Ответа на этот вопрос на сегодня нет.

Зеленский неоднократно отмечал, что национальный перевозчик позволит "сшить" Украину, обеспечив доступные авиаперелеты между регионами. Однако те же услуги государство вполне свободно может найти на рынке: для этого достаточно привлечь частных авиаперевозчиков для выполнения рейсов на местных маршрутах с помощью механизма возложения специальных обязанностей (ПСО), отмечает команда аналитиков-консультантов по вопросам корпоративного управления SOE Weekly.

Если же частным компаниям будет не выгодно "сшивать" Украину, то государство может предложить им субсидии, а выбор компании можно осуществлять на аукционе - кто согласится на самую низкую субсидию, тому и надо отдать маршрут. Такой подход не только снизит коррупционные риски, но и переложит бизнес-риски с государственных плеч на частные.

Кроме того, решение создать именно государственную компанию противоречит как Основным принципам политики государственной собственности, так обязательствам, взятым на себя Украиной перед МВФ - власть обещала сокращать долю государственного сектора.

Тесный рынок и сложная бизнес-модель

Будущей национальной авиакомпании бороться за свое место на рынке будет весьма не просто.

Специалист по авиационному праву Алексей Бурчевский пояснил, что бизнес-модель национального перевозчика - это модель полноценной традиционной авиакомпании, которая совершает внутренние перевозки, перевозки на среднюю дистанцию (например, в Европу или на Ближний Восток) и дальнемагистральные рейсы - например в Канаду, США и Китай.

Но каждое из этих направлений требует своего типа самолетов, и в итоге у компании будет флот из трех или четырех типов воздушных суден. А это означает более сложную и затратную организацию как их технического обслуживания, так и обеспечения летным составом. "Наличие нескольких типов самолетов означает, что вам нужны пилоты и бортпроводники с разнообразными допусками, потому что вы далеко не всегда можете пилотов и бортпроводников перебрасывать с одного типа самолетов на другой. Поэтому обеспечение деятельности таких авиакомпаний - намного тяжелее, дороже, и это могут позволить себе реально богатые компании", - сказал он.

Кроме того, возникает и вопрос конкуренции новорожденного авиаперевозчика с авиакомпаниями, которые уже работают на рынке.

На дальнемагистральных рейсах сегодня летают исключительно иностранные авиакомпании, и большой конкуренции с украинскими коллегами тут нет. "Однако я не уверен, что и пассажиропоток на дальнемагистральных рейсах будет достаточным, чтобы окупить деятельность всей компании", - отметил Алексей Бурчевский.

Также не особо большая конкуренция и на внутриукраинских маршрутах в виду низкого платежеспособного спроса и серьезной конкуренции с другими видами транспорта.

А основное направление, где могла бы зарабатывать национальная авиакомпания, - это полеты в Европу. Но тут как раз конкуренция самая высокая, и ей придется соперничать с лоукостами, как отечественными, так и европейскими.

Кроме того, новой компании придется столкнуться с теми же трудностями, что и уже работающим на рынке - на маршрутах в восточном направлении из-за конфликта с Россией они вынуждены облетать Крым и российскую территорию, а это - проигрыш по времени и дополнительные затраты топлива. В свое время МАУ просила государство компенсировать им такие облеты, но так и не получила желаемого.

"В целом, запланированная бизнес-модель нового перевозчика - самая сложная, и она потребует от менеджмента самой высокой квалификации. К тому же геополитическая ситуация не способствует тому, чтобы превратить эту компанию в системного перевозчика, так как наиболее короткие маршруты в Азию для нас закрыты", - считает Алексей Бурчевский.

При этом уже работающие авиакомпании констатируют, что тяжелые времена для авиации еще не закончились, поскольку из-за ковида туристический поток не восстановился. "Мировой кризис ударил по авиации и туризму - это ни для кого не секрет. Туризм не может активно развиваться без авиации, а авиации нужен турпоток. И кризис для туризма не закончился: он продолжается и перешел в другую активную стадию", - отмечал на форуме "Большое строительство: авиация и туризм" гендиректор Bees Airline Евгений Хайнацкий.

На чем полетим

Первоначальный план по созданию национального перевозчика, озвученный в прошлом году, предполагал, что это позволит решить еще одну проблему - загрузить заказами на самолеты отечественного производителя - госпредприятие "Антонов". Но презентация бизнес-модели новой авиакомпании, разработанной французскими консультантами из Aerogestion, этого не предусматривает.

Использование самолетов "Антонова" в новой авиакомпании ставит под сомнение и подписанный с Airbus меморандум. Хотя гибридный вариант бизнес-модели нового перевозчика, когда украинские "Антоновы" могли бы использоваться на короткие (внутри страны), а самолеты Airbus - на более длинные дистанции (в Европу и для межконтинентальных перелетов), вполне возможен, отметил Алексей Бурчевский.

Кроме того, эксперт считает, что интересной нишей для создаваемой авиакомпании в дополнение к пассажирским могли бы стать грузовые авиаперевозки, которые в настоящий момент на подъеме. И при такой модели нашлось бы место и для самолетов отечественного производства.

Но если в итоге "Антонов" так и не будет задействован в создании авиакомпании, то это будет означать, что Украина поддержит деньгами европейских самолетостроителей. А Зеленский за деньги налогоплательщиков запишет себе в актив реализацию очередного масштабного проекта.

 

ПО РУБРИКАМ

18:01 Рост доходности еврооблигаций стимулирует выход нерезидентов из ОВГЗ и косвенно формирует основное давление на гривню – банкиры

17:46 Депозитные ставки для физлиц 20.01.22

14:54 Украина временно потеряла доступ к внешним рынкам капитала из-за стрессовых уровней ставок – НБУ

14:46 Паники на валютном рынке нет, агрессивную покупку демонстрируют только продавшие ОВГЗ нерезиденты - глава НБУ

14:30 Нацбанк Украины ухудшил прогноз инфляции на 2022г. с 5% до 7,7%

14:26 НБУ ухудшил оценку международных резервов на конец 2022г с $30,2 до $29,2 млрд

14:24 НБУ в ближайшие кварталы воздержится от интервенций по покупке валюты для пополнения резервов

14:20 НБУ в феврале повысит нормативы обязательных резервов по текущим счетам на 2 п. п.

14:17 НБУ повысил учетную ставку до 10% годовых

13:58 Курс евро 20 января растет по отношению к доллару

12:34 Фондовые биржи АТР 20 января закрылись в основном ростом

12:33 Справочный курс гривны 20 января повышен на 10,19 коп до 28,2968 грн/$1

12:28 Криптовалюты дешевеют с начала 2022 г на ожиданиях ужесточения монетарной политики ФРС

11:24 Google наняла бывшего топ-менеджера PayPal для перезапуска платежного подразделения

10:58 Операции НБУ по мобилизации средств банков путем размещения депозитных сертификатов 19.01.22

16:51 НАТО проведет крупнейшие учения за Полярным кругом

12:42 США разрешили странам Балтии поставлять американское оружие Украине

12:38 Парламент Молдовы ввел чрезвычайное положение из-за кризиса в энергетике

09:22 Международный комитет Красного Креста сообщил о взломе своих серверов

09:11 Украина вряд ли в скором времени вступит в НАТО - Байден

08:50 Байден: В случае вторжения в Украину РФ ждут катастрофические экономические санкции

08:34 Блинкен сообщил, что о визите в Украину его попросил президент США Джо Байден

19.01 Госсекретарь США: мы будем действовать скоординировано и целенаправленно, чтобы РФ почувствовала последствия агрессии

19.01 США выделят Украине дополнительные $300 млн в 2022 году – Блинкен

19.01 В МИД РФ снизили уровень требований по нерасширению НАТО

19.01 Нижняя палата парламента Казахстана проголосовала за лишение Назарбаева пожизненных должностей

19.01 Американские власти взялись за облачный сервис Alibaba

19.01 Лондон на этой неделе поставил в Украину тысячи легких противотанковых ракет - замминистра обороны Великобритании

19.01 Блинкен: безнаказанность России в Украине приведет к подрыву демократии по всему миру

19.01 Верхняя палата парламента Британии признала мизогинию преступлением на почве ненависти

12:54 Бустерную дозу вакцины начали вводить в пунктах вакцинации на железнодорожных вокзалах

12:47 В Украине началась вспышка СOVID-19 - Ляшко

04.01 В Украине в прошлом году продали около 200 тысяч гектаров сельхозземель

29.12 Гослесагентство Украины в 2021 году высадило 240 млн деревьев

29.12 Франца Володимира фон Габсбург-Лотрингена та Аллу Наволокіну нагородили Всесвітнім Орденом

29.12 Количество вакцинированных взрослых украинцев в ближайшее время превысит 50% - премьер

21.12 «Автострада» пробурила и забетонировала половину свай под опоры новой развязки на Дарницком мосту в Киеве

20.12 Украина с 1 февраля установила минимальную розничную цену на простые пластиковые пакеты 2-3 грн

17.12 Украина получит 50 вертолетов Aurbus в 2022 году

16.12 Локдауна не будет, но маски останутся надолго - премьер Украины

15.12 В Украине адаптивный карантин продлевается до 31 марта 2022 года

13.12 Всемирный банк выделил Украине $150 млн на борьбу с COVID-19: деньги пойдут на вакцинацию

13.12 Украина получила от ЕИБ 50 миллионов евро на закупку COVID-вакцин

10.12 Сегодня заработал запрет на бесплатные пластиковые пакеты. Что изменится для украинцев

09.12 Киев увеличит арендную ставку на землю под жилую застройку до 12% от нормативной оценки

18:10 «Шашлыки на День Победы». Почему Зеленский борется с паникой, а не с Путиным

17:30 Почти «Джавелины» от Британии: Что за противотанковые комплексы NLAW получила Украина

15:00 Операция «я ваш приговор» провалилась: Кто будет спасать ситуацию

09:11 Украина вряд ли в скором времени вступит в НАТО - Байден

08:58 Климкин: Путин использует бардак в Украине для дестабилизации

08:50 Байден: В случае вторжения в Украину РФ ждут катастрофические экономические санкции

08:34 Блинкен сообщил, что о визите в Украину его попросил президент США Джо Байден

08:27 «Прихлопнуть крышку пианино». Почему Зеленский проиграл Порошенко

19.01 Блинкен надеется на справедливость в рассмотрении дела Порошенко

19.01 Госсекретарь США: мы будем действовать скоординировано и целенаправленно, чтобы РФ почувствовала последствия агрессии

19.01 США выделят Украине дополнительные $300 млн в 2022 году – Блинкен

19.01 В МИД РФ снизили уровень требований по нерасширению НАТО

19.01 Суд отпустил Порошенко под личные обязательства с изъятием паспорта, политик заявил о препятствовании его деятельности

19.01 В Европарламенте увидели угрозу выборочного правосудия в деле Порошенко

19.01 Лондон на этой неделе поставил в Украину тысячи легких противотанковых ракет - замминистра обороны Великобритании

16:37 Facebook и Instagram рассматривают возможность выпуска и продажи NFT пользователями

16:31 Бывшие инженеры SpaceX открыли стартап Parallel Systems для разработки электрических железнодорожных грузовиков

16:22 Google Analytics объявлен незаконным в ЕС

11:24 Google наняла бывшего топ-менеджера PayPal для перезапуска платежного подразделения

11:17 Илон Маск намерен заняться разработкой общего искусственного интеллекта

19.01 Toyota показала сверхроскошную версию новой Tundra

19.01 Китайская Tencent начала сканировать лица, не давая детям получить доступ к играм со «взрослых» аккаунтов

19.01 Американские власти взялись за облачный сервис Alibaba

19.01 В AnTuTu теперь есть тест батареи и зарядки

19.01 Тепловые насосы Tesla Model 3 и Model Y не работают в сильные морозы

18.01 Intel тоже хочет свой продукт для майнинга Bitcoin. Компания готовит ASIC Bonanza Mine

18.01 Microsoft покупает Activision Blizzard за 68,7 миллиарда долларов. Это крупнейшая сделка в индустрии видеоигр

18.01 Twitter расширит свою функцию, позволяющую пользователям отмечать фейки

18.01 Корейские регуляторы утверждают, что экспансия электромобилей вызывает рост количества отзывных кампаний

18.01 В Южной Корее разработан материал катода для литиевых аккумуляторов, позволяющий удвоить плотность хранения заряда

21.12 Внедрение технологий на базе ИИ не влияет на количество рабочих мест

23.11 На Западе все чаще звучат призывы к введению четырехдневной рабочей недели

25.10 Всегда найдется азиат, который сделает лучше. Один человек продал товаров на 1,7 млрд долларов за 12 часов

13.10 Американцы готовы работать дольше, лишь бы продолжать работать из дома

07.10 Браузер Firefox начал показывать рекламные предложения в адресной строке

05.08 Самая богатая певица в мире. Рианна стала миллиардершей, но в этом ей помогла не музыка

04.08 Риз Уизерспун стала самой состоятельной актрисой в мире

15.07 Украинский айтишник впервые стал долларовым миллиардером – Forbes

07.07 Лучшие города для удаленной работы: в топе — Мельбурн, Дубай, Сидней

06.07 Исландия: эксперимент по переходу на четырехдневную рабочую неделю признан ошеломляюще успешным

01.07 В игры на ПК и консолях начнут встраивать рекламные ролики — Electronic Arts уже в деле

18.06 Canon оснастила свои офисы камерами с ИИ, которые пускают внутрь только улыбающихся сотрудников

28.05 Более 10 000 сотрудниц требуют от Google 600 млн долларов из-за неравенства в оплате труда мужчин и женщин

13.04 В суде выяснилось, что Google годами получала несправедливое преимущество на рынке рекламы

05.03 Слежка в интернете по-новому. Зачем Google устроил переворот в рекламе

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно