Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Александр Черненко: "Слуги народа" в нормальном понимании слова «партия» не существует

12:34 10.11.2021 |

Політика

 Денис Сарбей / Деловая столица

О том, почему партия "Слуга народа" не хочет отчитываться о своих расходах, "ДС" поговорила с политологом Александром Черненко.

"ДС" 3 ноября Верховная Рада приняла закон №5253-1, которым продлила политическим партиям возможность не отчитываться за расходы во время карантина. При этом в марте НАПК обвинило "Слугу народа" в уголовных правонарушениях и остановило госфинансирование. Не связано ли принятие упомянутого закона с тем, что партия не хочет скандалов вокруг новых нарушений? И, кстати, чем карантин так мешает подавать в НАПК отчетность?

А.Ч. Карантин, по сути, является просто поводом. Когда ввели первый жесткий локдаун, никто точно не знал, чего ожидать от ковида и как будет разворачиваться ситуация. Тогда этим еще можно было как-то аргументировать, но сейчас, когда все без всяких препятствий представляют налоговые отчеты, а партии почему-то отчетность не сдают, это трудно понять.

Но все дело в том, что партии "Слуга народа" как таковой, в нормальном понимании, не существует. Если бы они сдавали отчеты, мы бы видели, что там работают несколько официально оформленных работников, а вся партийная деятельность осуществляется за теневые средства, за которые они не могут отчитываться. "Слуги" поступили привычно для себя, фактически перечеркнув норму закона, которая принималась еще в Раде предыдущего созыва и преследовала цель прекратить использование теневых средств в политической деятельности, то есть бороться с политической коррупцией.

Например, уже больше года прошло, а мы до сих пор не знаем, кто финансировал акцию "5 вопросов от президента". Сказали, что СН финансировала, но от кого и сколько потрачено средств, неизвестно.

Однако некоторые партии, несмотря на то, что такая отчетность сегодня необязательна, все же представляют свои отчеты. Им нечего скрывать, у них все в порядке с партийной бухгалтерией. Это, например, небольшие региональные политсилы "Блок Светличной "Вместе!" или "Команда Андрея Балоги", которые подали отчеты за 2020 год. И если бы все нормально в этом вопросе было в СН, они бы отчеты подавали. Поэтому здесь чисто политические причины скрывать финансирование партии, и это, кажется, будет продолжаться бесконечно.

"ДС" Можно ли назвать примеры самых распространенных махинаций при освоении партиями госфинансирования? А его на 2021 год выделено, ни много ни мало, 700 млн грн. Сколько из них действительно уходит на партийное строительство?

А.Ч. Проблема в том, что наше законодательство очень широко трактует использование этих средств на уставную деятельность. Благодаря этому расходы можно подогнать под что угодно: от покупки канцтоваров до оплаты рекламы в СМИ или на телевидении. В свое время мы выступали с предложением изменения законодательства с целью детенизации, конкретизируя, на что эти средства могут идти. В прошлом созыве был случай: Радикальная партия несколькими платежами отправила все средства якобы на печать партийной газеты, а не на развитие партийной способности и структуры.

Если бы была нормальная партийная отчетность, мы могли бы увидеть, куда эти средства идут. И не только государственные, но и взносы благотворителей. Кроме того, отчетность могла помочь определить, насколько чисты деньги, поступающие на партийную деятельность. Но в нынешней ситуации мы вернулись к тому времени, когда 70% финансирования партий находилось в тени. Есть, например, схемы с использованием ФЛП, когда они по завышенным ценам якобы оказывают услуги, хотя на самом деле все эти средства просто отмываются.

Стоит отметить, что госфинансирование вводилось в первую очередь для малых партий, которые должны жить за пожертвования и партийные взносы, которые стали бы деньгами для их развития. Для больших или олигархических партий эти деньги нерешаемые, определенный бонус, полноценное функционирование за такие средства тоже невозможно. К сожалению, в украинских реалиях многое искажается. Поэтому требуется четкая регуляция, на что эти деньги можно потратить под четким контролем НАПК и общества. С контролем, как мы уже упомянули выше, проблемы: почти два года партии отчеты не сдают. Это не значит, что нужно отказываться от этого механизма, но его нужно совершенствовать и делать более прозрачным.

"ДС" Уже понятно, что механизм госфинансирования не стал драйвером, который мог бы оцивилизовать партийное строительство. Можно ли в этой связи принять какие-то более полезные законы?

А.Ч. Одним законом о финансировании партий все проблемы не решаются, они комплексны. Скажем, когда в экономике есть монополия, уклонение от уплаты налогов в разных областях, то с этим нужно бороться комплексно и бороться не с последствиями, а с причинами.

Поэтому нужно выходить на тот уровень, когда партии не только будут жить за членские взносы и пожертвования сторонников, что является нормальных во всем мире, но и будут прозрачными. Чтобы люди могли увидеть соответствие расходов на активность и публичную деятельность партии ее имеющимся доходам. Это долгий и комплексный процесс, который упирается в очень многое, упомянутые выше членские взносы реальных сторонников политсил являются лишь одним из элементов этого.

"ДС" Есть ли у нашей страны понятная перспектива эволюции политических партий в структуры европейского или американского типа? Каковы ее ключевые условия?

А.Ч. Ключевыми моментами является наличие идеологии в партии, четкий круг сторонников, готовых финансово поддержать ее. Для этого должно пройти определенное время, политические силы должны выкристаллизоваться, эволюционировать таким образом, чтобы их председатели менялись, а сами партии продолжали жить, то есть перестали быть именными проектами. Несколько таких партий у нас уже есть, но это скорее исключения, чем правила. Здесь можно упомянуть, например, "Свободу". Большинство украинских политсил в течение нескольких электоральных циклов теряли влияние, когда меняли лидеров, а то и исчезали с политического горизонта.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9048
 0,0777
0,19
EUR
1
43,9581
 0,0438
0,10

Курс обміну валют на сьогодні, 09:38
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5240  0,10 0,24 42,1224  0,08 0,19
EUR 43,7248  0,09 0,20 44,4100  0,07 0,16

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8850  0,05 0,12 41,9050  0,05 0,13
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес