Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

В Кабмин за деньгами. «Нафтогазу» требуется дополнительно 123 млрд гривен

 Юрий Дощатов / РБК-Украина

Из-за роста мировых цен на газ и введения фиксированных тарифов в Украине у "Нафтогаза" существенно выросли расходы и упали доходы. Из-за этого компании требуется дополнительно 123 млрд гривен, о чем НАК уведомил премьер-министра. Почти треть от этой суммы нужна, чтобы закупить газ на зиму. Деньги НАК запланировал взять у Оператора ГТС, но в Кабмине решили с этой идеей пока не спешить. Подробнее - ниже в материале РБК-Украина.

НАК "Нафтогаз Украины" закончил 2020 год с убытком в 19 млрд гривен, но с 57,7 млрд гривен остатков на счетах. Несмотря на это, теперь компания испытывает потребность в дополнительных средствах.

Как стало известно РБК-Украина, общий объем сверхплановых расходов может составить 123 млрд гривен. Это подтверждает информационная записка от НАК, направленная премьер-министру Денису Шмыгалю. Копия документа есть в распоряжении издания.

Исходя из документа, есть две ключевые причины, почему возникают допрасходы и компания недополучает доходы - рост цены импортного газа и ограничение его стоимости для населения внутри Украины.

В "Нафтогазе" подсчитали, что им придется заплатить на 33,7 млрд гривен больше ренты на газ собственной добычи. Ведь средняя таможенная цена газа значительно превышает стоимость, по которой НАК реализовывает его для нужд населения и теплокоммунэнерго. По трехлетним договорам с последними, компания недополучит 36,7 млрд гривен.

Но основная проблема - деньги на закупку 3 млрд кубометров импортного газа, который необходимо приобрести в отопительный сезон. Цена вопроса - 44,5 млрд гривен, которые НАК планирует получить от компании "Оператор ГТС Украины" (ОГТСУ). Тогда как 57,7 млрд гривен, которые были в запасе, потратили на закупку газа - это подтверждается в записке.

Проект договора между "Укртрансгазом" (входит в Группу Нафтогаз) и ОГТСУ уже подготовлен. Этот документ, позволяющий НАК собрать часть недостающих средств, должны были утвердить на заседании Кабмина 22 сентября в рамках плана мер по усилению надежности оператора ГТС. Но в итоге решение не вынесли на рассмотрение правительства, обнаружив в нем ряд юридических преград.

Чего хочет "Нафтогаз"

По проекту договора, с которым удалось ознакомиться РБК-Украина, перечисление средств - почти 48 млрд гривен - от ОГТСУ на счет "Укртрансгаза" должно пройти двумя траншами: 27 млрд гривен до 30 сентября и 20,94 млрд гривен - до 1 декабря 2021 года.

Именно эту сумму НАК считает недополученным доходом от оператора за транспортировку газа в период 2016-2019 годов. Тогда оператором ГТС был еще "Укртрансгаз". Но, согласно данным НКРЭКУ, в начале этого периода наоборот имела место переплата почти на 10 млрд гривен. По этой причине регулятор снизил тариф на транспортировку, из-за чего доходы оператора и сократились.

Если в проекте договора сумма выплат составляет 48 млрд гривен, то в записке НАКа к премьеру она уже больше на 3 млрд гривен. "Критически важным источником для покрытия таких сверхплановых расходов может быть поступление от МГУ/ОГТСУ в размере 51,2 млрд гривен", - говорится в документе.

Договор также предусматривает выплаты "Нафтогазу" от транспортировки газа в период с 2020 по 2034 года. В понимании НАКа это - компенсация компании за отделение от нее функций транспортировки газа - т.н. анбандлинга. Его провели в 2019 году до подписания нового транзитного контракта с РФ. И это было условием Третьего энергопакета Евросоюза, по которому поставщик и транзитер газа должны быть независимы друг от друга.

Тогда Украина готова была снова подать арбитражный иск к "Газпрому" в случае срыва подписания контракта, а потому нельзя было допустить полную независимость оператора от НАКа. "Нафтогазу" требовалось подтверждение получения финансовой выгоды от транзита. Именно поэтому в договоре о передаче ГТС установили рыночную стоимость передаваемых активов, которую ОГТСУ должен выплачивать на условии рассрочки платежа в течение 15 лет. По данным издания, которые не удалось подтвердить официально, общая сумма - около 145 млрд гривен.

Первый платеж составил 3,2 млрд гривен. Ежегодные платежи определяются исходя из динамической цены по отдельной формуле в зависимости от доходов, получаемых от транзита. Таким образом, НАК стал финансово зависим от ОГТСУ и получил право предъявлять иски к "Газпрому" в случае прекращения транзита газа с 2020 года.

Однако, перед подписанием нового транзитного контракта стороны отказались от взаимных исков. И это, по сути, лишило смысла условие о компенсации НАКу за активы от ОГТСУ. Тем не менее, договор еще действует. Источники РБК-Украина в нефтегазовой сфере уверяют, что у ОГТСУ есть деньги, чтобы перевести "Укртрансгазу" хотя бы один транш в 27 млрд гривен. Но обеспечить расчет по второму компании вряд ли удастся без привлечения заимствований.

Зима близко или за что купить газ

Запрос к Кабмину возник не без причины. НАКу нужны деньги, прежде всего, для закупки газа на отопительный сезон уже сейчас и в течение зимы.

"Нафтогаз продолжает закупку газа. На 1 октября ожидается, что в хранилищах будет больше 19 млрд кубометров (сейчас немногим более 18 млрд, - ред.), что на 2 млрд кубометров больше, чем требовало правительство", - заявил в комментарии изданию директор по коммуникациям "Нафтогаза" Максим Билявский.

В Кабмине и самом НАКе не устают повторять, что подготовка к зиме идет нормальными темпами. Но, по информации РБК-Украина, ситуация с закачкой газа к отопительному сезону достаточно сложная. Не хватает ни газа, ни денег на его закупку, план по импорту топлива уже не выполняется.

Закупки газа в ЕС начались в конце мая и по данным на середину сентября импортировано немногим более 2 млрд кубометров - это примерно 70% от потребности.

Расходы на газ могут существенно вырасти, тем более что добыча в Украине падает. Если "Северный поток-2" запустят для коммерческого использования, физический транзит через Украину снизится до минимума. Виртуальный реверс будет невозможен, и газ надо будет закупать по европейским ценам, оплачивая в полной мере и стоимость ресурса, который в ЕС уже в пределах 1000 долларов за кубометр, и доставку до границы Украины. Плюс ко всему НАК должен будет компенсировать увеличение разницы между закупкой газа по импорту и его продаже по фиксированной цене.

Пока же компании нужно будет закупить до 3 млрд кубометров газа. Учитывая текущие цены, сумма, которую хочет получить НАК от ОГТСУ, покроет эти расходы.

НАКу могут отказать

В компаниях, которые указаны в договоре, не комментируют ситуацию. В "Нафтогазе" тоже не дали ответа по сути, сославшись на коммерческую тайну.

"В условиях свободного рынка природного газа информация об объемах и стоимости закупки голубого топлива любым трейдером является его коммерческой тайной", - заявил РБК-Украина Билявский. При этом он заверил, что НАК "Нафтогаз Украины" делает все необходимое для обеспечения стабильного прохождения отопительного сезона. По последним данным, в хранилищах накоплено 18,5 млрд кубометров газа.

В правительстве также не дают официальных комментариев по данному вопросу. Но, по словам источника издания в Кабмине, к проекту договора есть ряд вопросов юридического характера. "Именно поэтому он и не был вынесен на рассмотрение 22 сентября", - отметил собеседник.

В чем юридический риск? ОГТСУ имеет право распоряжаться средствами только при согласии наблюдательного совета "Магистральных газопроводов Украины" (МГУ). По действующему уставу ОГТСУ выполняет только оперативное управление ГТС, согласовывая все основные действия и транзакции с набсоветом МГУ.

На первый взгляд слишком много посредников, схема управления оператором довольно сложная. Акционер ОГТСУ - АО "Магистральные газопроводы Украины", который управляет компанией через свой набсовет. Его новый состав отобран, но еще не утвержден Кабмином.

МГУ также имеет своего акционера - до недавнего времени им было Министерство финансов, но в июле решением Кабмина эту роль передали Минэнерго. И даже если применить норму, что при отсутствии набсовета решение принимается акционером, Минэнерго не может одобрить эту сделку, поскольку оно акционер именно МГУ, а не ОГТСУ.

Вдобавок договор подтверждает фактическую зависимость оператора ГТС от НАК, поскольку накладывает финансовые обязательства на ОГТСУ. А это прямо противоречит условиям Третьего энергопакета.

Есть несколько вариантов решения проблемы. Кабмин может утвердить набсовет МГУ, который имеет полномочия одобрить сделку. Но, по информации источников издания в правительстве, в МГУ в принципе против этого. Там якобы считают, что НАК не может претендовать ни на какую компенсацию потери активов и прибыль от них, поскольку никогда ими не владел, а лишь управлял. Там исходят из того, что собственником ГТС, по сути, является народ Украины. В ОГТСУ, по информации собеседника в компании, также считают, что у них нет никаких формальных обязательств перед НАКом.

Есть еще другой вариант. Средства могут быть перечислены МГУ как дивиденды от ОГТСУ в госбюджет. Но после этого народным депутатам придется принять решение об их использовании. К решению проблемы привлечены юристы всех сторон. Но, по информации РБК-Украина, пока ответа, как выходить из ситуации, ни у кого нет.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на вчора
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2860
 0,0327
0,08
EUR
1
43,4659
 0,0976
0,22

Курс обміну валют на вчора, 10:21
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9832  0,03 0,08 41,6355  0,01 0,01
EUR 43,2364  0,17 0,39 44,0045  0,15 0,33

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2950  0,02 0,06 41,3000  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес