Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Сергей Куюн: Бензиновый выстрел в ногу

 Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95» / LB.ua

«Правительство будет способствовать созданию условий для прозрачной и добросовестной конкуренции на рынке нефтепродуктов Украины, диверсификации источников поставок, как из отечественных, так и с иностранных нефтеперерабатывающих заводов, свободного ценообразования на рынке нефтепродуктов», - это положение из меморандума между Кабинетом министров Украины и Нефтегазовой ассоциацией Украины, объединяющей крупные сети АЗС. Документ был подписан 31 марта 2021 года. Спустя полтора месяца, правительство взяло свои слова обратно: на внеочередном заседании 14 марта Кабмин впервые в истории ввел госрегулирование цен на топливо. Чем вызвана такая экстраординарная мера и насколько она страшна для рынка, потребителей и самого Кабмина?

Желание Офиса Президента в ручном режиме управлять рынками и экономикой впервые конкретно проявилось в начале года. Тогда прогремел первый выстрел - ограничение цен на природный газ. Из-за морозов цены на мировых хабах взлетели, дав импульс и ценам в Украине.

Рыночный либерализм, внедренный всего несколько месяцев назад в виде свободного ценообразования для конечных потребителей, быстро закончился. Как только цена перевалила за 7 грн за куб, приверженность рыночному курсу закончилась. На этом уровне стоимость директивно ограничили на весь отопительный сезон. Почему 7 грн (а если точно, то 6,99)? Так никто и не понял, а внятной аргументации никто не предоставил. Тогда впервые и промелькнула мысль, что пламя госрегулирования может перекинуться на заправочные станции.

Для бензина этим магическим и непонятным числом стало 30.

Упомянутый рост цен на мировых рынках в конце 2020 - начале 2021 годов накрыл и нефть. Начавшись в конце октября с отметки $38/барр., к началу марта нефть подорожала почти вдвое - до $69.

Параллельным курсом шли и нефтепродукты. Закупочная стоимость (мелкий опт) бензина А-95 с октября по март выросла на 6,4 грн/л, дизеля - на 6,1 грн/л. Между тем цены на АЗС заметно отставали и за этот же период выросли на 5,3 грн/л. Иными словами, полностью потенциал реализован не был. Но стоимость бензина в ряде сетей успела перешагнуть 30 грн/л и в этот момент кто-то где-то поднял телефонную трубку.

Надо, Федя, надо...

Весь март шли консультации рынка с Кабмином. Если в прошлом году переговоры вел лично президент, то на этот раз калибр обмельчал - власть выставила переговорщиком министра экономики Игоря Петрашко и заместителя главы ОП Юлию Свириденко.

«Мы дали все выкладки, они (команда Кабмина - ред.) провели собственные исследования, все видят, все объективно. Но в ответ одна и та же мантра - цена должна быть ниже 30 грн/л», - рассказал один из участников переговоров на условиях анонимности.

Как и в случае с газом, чиновники избрали в качестве аргумента наличие на 50% заправок намного более низких цен, чем у крупных международных и украинских игроков. Мол, если половина рынка может предложить 25 грн/л, почему вы торгуете по 30? Таким образом на поверхность вышла старая тема теневого рынка.

«На глазах у всех БРСМ везет тысячами тонн октаноповышающие растворители, торгует бензином с мини-НПЗ, выдает непонятные чеки на заправках. Всего в стране более 25 мини-НПЗ, выпускающих суррогаты, по рынку ходят миллиарды неучтенного кеша с заправок, вовсю продаются документы... У них цена на заправках ниже, чем у нас в закупке!», - говорит акционер крупной сети заправок, описывая секреты заманчивых цен.

Пространства для маневра теневиков действительно достаточно. Налоговая нагрузка - акциз и НДС - в цене бензина достигает 40%, а это порядка 12 грн/л при цене на колонке 25 грн/л. К тому же если работать на АЗС мимо кассы и торговать документами через налоговые ямы, заработок возрастает дополнительно. Это уже привело к тому, что реализация перетекает в «тень», а легальный сектор вынужден компенсировать ее более высокой наценкой.

Исследования «Консалтинговой группы А-95» показывает, что более 50% заправок, торгующих по минимальным ценам, последние 9 месяцев работают с отрицательной наценкой или по сути доплачивают покупателям. Продажи топлива через эти «благотворительные» АЗС в прошлом году составили 32%, хотя в 2019 году они не превышали 20%.

Аргументов никто слышать не хотел.

«Уже в марте от наших визави появились первые угрозы в виде предварительного декларирования и регулирования цен, открытия дел АМКУ и так далее», - рассказывает участник тех событий.

В результате удалось нащупать хрупкий компромисс. Решили подписать меморандум, в котором Кабмин пообещал прижать теневиков . За скобками осталась негласная договоренность на протяжении апреля держать цены не выше 30 грн/л.

Всем прощаю...

Апрель выдался неспокойным. К концу месяца цены в мире опять пошли вверх, нефть достигла $70/барр., мартовские запасы растаяли. Расчеты показывают, что для выполнения договоренностей в апреле по бензину ушел в «минус» весь рынок.

А что Кабмин?

«По телевизору сказали, что будут искать схемщиков и бодяжников, а у нас проверяют пожарные багры и топоры», - писали в соцсетях операторы региональных АЗС.

Силовики всех мастей начали засыпать эфир сообщениями о закрытии десятков и сотен нелегальных заправок, изъятии миллионов литров фальсификата и миллиардов гривен «черного кеша».

Глава Государственной фискальной службы Вадим Мельник в конце апреля заявил, что с начала года его ведомство изъяло из незаконного оборота топлива на сумму 1,1 млрд грн, пресекло деятельность 10 незаконных мини-НПЗ и более 240 подпольных АЗС.

Сергей Куюн: Бензиновый выстрел в ногу

 В апреле профильные силовые ведомства стали заваливать эфир отчетами о победах над нелегальным рынком топлива. На рынке и в парламенте этих успехов не ощутили.

Между тем результатов этой работы в реальности не видят не только на рынке, но и в парламенте. На заседании налогового комитета парламента 14 мая заместитель его главы Андрей Холодов заявил, что неоднократно обращался к главе Фискальной службы с просьбой предоставить подтверждение результатам по борьбе с нелегальным оборотом топлива, но ответов не получил.

«На запрос мне Мельник прислал с десяток ссылок на разные нормативные акты и по привычке сказал, что информация конфиденциальная. Иными словами, отказал мне в предоставлении информации и еще намекнул, что мы, депутаты, вмешиваемся в работу правоохранительных органов», - рассказал он. В результате комитет признал неудовлетворительной работу налоговой и фискальной служб.

В итоге акция власти по борьбе с нелегальным рынком оказалась элементарной показухой. Опрос региональных трейдеров, данные таможни и замеры общественных организацией показывают, что все как работало, так и работает.

Кто кого кинул?

Договоренности со стороны правительства за месяц практически не дали результата, и соответственно все вернулись к своей обычной жизни. Ценовая пружина, которая сжималась в марте-апреле, начала разжиматься - цены выросли, и снова превысили магические 30 грн/л.

«Петрашко (Игорь Петрашко, министр экономики - ред) рассказал в Офисе президента, что он договорился, а трейдеры его кинули. Только, видимо, забыл сказать, что договорился он только на апрель, притом со встречными обязательствами», - говорит один из участников обсуждений. - «Кроме того, в ОП слышат эти реляции из регионов, налоговой, СБУ о борьбе с нелегальным рынком, считая, что Кабмин свою часть договоренностей выполняет». Собеседник полагает, что таким образом в Офисе было сформировано мнение, что трейдеры «кинули» Петрашко и Кабмин в целом.

Также обсуждение ситуации вскрыло огромную проблему информационного обеспечения.

«Мы показываем мониторинги, в опте цены на бензин А-95 по данным всех профильных агентств 27 грн/л, соответственно на колонке не может быть 30. Но в Минэкономики нам говорят, что по их данным в опте 24 грн/л, а значит в 30 все должны помещаться», - рассказывает детали участник событий.

Информацию трейдеров подтверждает официальный сайт «Укртатнафты" - крупнейшего производителя. На 14 мая цена бензина А-95 с нефтебаз компании была на уровне 26,46-26,79 грн/л.

Но в Офисе решили действовать. 12 мая было введено декларирование повышения цен: АЗС должна за 20 дней предупредить регулятора, если планируемое повышение превысит 1%. Перед публикацией текста документа в Урядовом курьере рынок поспешил поднять цены еще раз. И тогда 13 мая из-под сукна извлекли мартовский проект постановления о регулировании, проголосовав на Кабмине 14 числа.

Бац, бац и мимо...

Итак, что принято? "Нафтогаз Украины" будет ежедекадно выпускать расчетный уровень предельной цены на бензин А-95 и ДТ. За основу будут взяты европейские котировки, учтены акциз и НДС, а также добавлена валовая наценка в размере 5 грн для бензина и 7 грн для дизтоплива.

Как это изменит ситуацию? Практически никак. Ретроспективный анализ показывает, что в январе-апреле 2021 года 86% АЗС "помещались" в установленные предельные цены. Остальные 14% автозаправочных станций общей численностью около 1000 единиц приходятся на четыре сети: OKKO, WOG, Socar и Shell, которые были выше расчетного уровня Минэкономики по бензину А-95 на 0,6-2,4 грн/л, по дизтопливу - на 0,8-2,5 грн/л. Отметим одну важную деталь: лишь 10-12% клиентов покупают топливо по цене стелы, тогда как остальные пользуются картами лояльности, дающими скидки 2-3-4 грн/л. Т.е. фактически цены продажи в этих сетях на 90% отвечали предельному уровню, если он работал с начала года. Соответственно, зачем нужно и какие задачи позволит решить это регулирование, абсолютно непонятно.

 

Последним же "гвоздем" в этой истории стал такой казус: рассчитанный 14 мая предельный уровень цен по новой "формуле" предательски показал 30,22 грн/л на А-95. А с учетом роста мировых котировок уже во второй декаде этот уровень может быть еще выше. Так ради чего все это?

* * *

Кто пострадает в этой истории? Как ни странно, самый ощутимый эффект получит госбюджет. И эффект этот будет со знаком минус. Любые ограничения стимулируют рост теневого рынка, будь то алкоголь, табак или топливо. Сегодня продажа фальсифицированного топлива с мини-НПЗ и нефтебаз, а также массовые нарушения кассовой дисциплины преимущественно фиксируются на станциях нижнего ценового сегмента, которые будут вынуждены еще поднажать, чтобы держать расстояние от "белых" станций и тем самым сохранять продажи. По сути толкает в сеть регулирование и легальных игроков, которые так или иначе потеряют заработок на тех 10-12% клиентов, которым было все равно, какая цена на стеле. В итоге потери госбюджета от махинаций на рынке нефтепродуктов, которые до 14 мая оценивались в 22 млрд грн, вероятно, будут еще больше. Характерно, что это будет бить по социальным и инвестиционным программам правительства и Кабмина. Речь идет и о "Большой стройке", которая преимущественно финансируется за счет акцизов на топливо.

В целом же история с госрегулированием прекрасно иллюстрирует алгоритмы принятия решения, приоритеты и принципы экономической текущей политики. Непрофессионализм и популизм по-прежнему на марше.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2446
 0,0967
0,23
EUR
1
43,4677
 0,4822
1,10

Курс обміну валют на сьогодні, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес