Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Что будет, если у Зеленского поделят Украину на 10 зон

08:09 15.03.2021 |

Політика, Україна

Разделение Украины на функциональные зоны нашло свое отображение в Государственной стратегии регионального развития на 2021-27 годы, одобренной еще в августе прошлого года. Тогда в министерстве отмечали, что принимали во внимание особенности развития и проблемы каждой территории. Таким образом определили 10 типов территорий: горные районы украинских Карпат; побережье Черного и Азовского морей; природно-заповедные территории; приграничные территории и приграничные территории в неблагоприятных условиях и на линии разграничения; сельские поселения в неблагоприятных условиях; городские агломерации; центры экономического роста; монофункциональные городские поселения; временно оккупированные территории Донбасса и аннексированный Крым. "Центральным объектом документа мы определили различные типы функциональных территорий, и отошли от обычной привязки к границам определенных административно-территориальных единиц - как то области, районы, или села, поселки, города", - пояснял тогда идею государственной стратегии министр регионального развития Алексей Чернышев.

С августа прошлого года о ноу-хау Минрегиона уже успели подзабыть, тем более что предложенные нововведения власть не особо и пиарила. Но вот недавно Чернышев вспомнил о них в интервью "Левому берегу". По его словам, 10 функциональных зон "удачно и системно разработаны, так как дают возможность распределять деньги не только между областями, но и между функциональными территориями". «Например, первая зона из десяти - горные территории Украинских Карпат. Это сразу несколько областей, которые мы должны развивать. Далее, макрорегион Азов - Черное море. Это побережье Черного и Азовского морей. Там одни и те же проблемы. Мы знаем это из опыта Одесской, Херсонской, Запорожской областей. Далее, например, пограничные региональные зоны. На востоке и на западе они разные: в первом случае - в неблагоприятных условиях, во втором - наоборот. Есть монофункциональные города, например шахтерские регионы, которые требуют совершенно другой логики", - рассказал министр. И добавил, что проекты по функциональным зонам уже разрабатываются.

Но действительно ли Чернышев со своими зонами заслуживает аплодисментов? Начнем с того, что инициатива Минрегиона входит в конфликт с реформой децентрализации, поскольку сами громады, а не Киев, должны определять приоритеты в развитии своих территорий. Также немаловажным будет напомнить, что территориально-административное устройство и функции местных властей уже определены законами, а зоны от Минрегиона выглядят как искусственная надстройка. 25 февраля президент Владимир Зеленский заявил, что в этом году надо решить ряд задач для завершения децентрализации, в частности, призвал народных депутатов утвердить изменения в Конституцию (речь идет о введении института префектов), чтобы по итогам реформы сохранить унитарное устройство страны. Эти изменения не предусматривают никаких "зональных" или прочих навязанных сверху звеньев в отношениях центра с регионами. Проще говоря, предложенная Минрегионом схема никак не вписывается в ту систему управления, которая выстраивается в рамках реформы децентрализации. Ведь что означает финансирование центром отдельных территорий в обход областей? Сильнейший конфликт - искусственно созданный на ровном месте.

К слову, схожий подход к делению территорий существует в России, где указом Путина в 2000 г. создали восемь федеральных округов. В Конституции РФ они не предусмотрены, но против такой системы управления регионами там никто не перечит. Руководят федеральными округами представители президента, де-юре они просто координируют работу местной власти с центром, но де-факто являются государевым оком с большими полномочиями. Однако для Украины такой вариант управления регионами не подходит, мы не многонациональное федеративное государство, в котором центральной власти надо бдеть, чтобы субъекты федерации не заявили о своем праве на самоопределение. Сепаратизм у нас - зараза, привнесенная извне. Тем более украинцы на примере войны на Донбассе уже хорошо поняли, чем оборачиваются раскольнические игры.

Другое серьезное замечание к инициативе министерства Чернышева - сам подход к зонированию. Возьмем, к примеру, зону украинских Карпат. Она охватывает несколько областей и пересекается с пограничной функциональной зоной. Здесь сегодня активно развивается туризм и для усиления этой сферы необходимо строительство инфраструктурных объектов. Но можно ли представить отдельное развитие инфраструктуры карпатских территорий без Львова, Ивано-Франковска, Черновцов, Ужгорода? Чтобы доехать до курортов и санаториев, нужны качественные дороги не только на подъездах к Яремче или к Славскому, а и по территориям, которые в функциональную зону украинских Карпат не включены.

Или возьмем зону Азов - Черное море. Не совсем понятно, почему в Минрегионе считают, что в Одесской, Херсонской и Запорожской областях одни и те же проблемы. Большая часть Одесской области не прилегает к морю, и если центральная власть считает, что в этом регионе надо развивать прибрежные территории, то сразу возникает вопрос - а какую участь в министерстве уготовили той части Одесчины, где моря нет? Или степной части Херсонщины?

Отдельной критики заслуживает выделение зон "городские агломерации" и "монофункциональные городские поселения". Развитие крупных городов и прилегающих к ним меньших по численности населения - важный элемент региональной политики, однако он регулируется местными властями, мэрами городов, его нельзя искусственно подталкивать или тормозить. Что же касается монофункциональных городов, то у нас их осталось не так много. Они в основном расположены в старопромышленных Краматорской, Центрально-Луганской, Южно-Луганской агломерациях и Северодонецкой-Лисичанской конурбации. А в подавляющем большинстве регионов местечек, которые живут благодаря одному-двум градообразующим предприятиям, нет. Или же они уже вошли в составы новосозданных ОТГ.

Главная же претензия к проекту функциональных зон от Минрегиона - отсутствие масштабного видения реформы, прогноза, что будет с этими территориями хотя бы лет через десять. В министерстве хотят экспериментов? Для этого существует такой вариант, как пилотный проект. Взять, скажем, самое сложное направление - развитие сел, находящихся в неблагоприятных условиях. Тем более его министру Чернышеву подсказал президент Зеленский, инициировавший программу "Новое село". Сработает "пилот", не будет конфликтов с местными властями, тогда можно переходить на следующий этап. Пока же, увы, проект выглядит так, будто кому-то хочется порулить бюджетными финансовыми потоками в обход исполнительной вертикали.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9048
 0,0777
0,19
EUR
1
43,9581
 0,0438
0,10

Курс обміну валют на сьогодні, 10:19
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6048  0,08 0,19 42,2292  0,11 0,25
EUR 43,5300  0,19 0,45 44,2820  0,13 0,29

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,9300  0,05 0,11 41,9500  0,05 0,11
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес