Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

«Приватовская» пружина. Почему цены на бензин рванули вверх и где потолок

 Александр Суков / Деловая столица

Нефтепродукты на украинских АЗС дорожали весь февраль, несмотря на заметенные снегом дороги. В чем причина и чего ждать?

По данным консалтинговой компании "А-95", средняя цена бензина А-92 только за последнюю неделю выросла на 1,24 грн до 27,21 грн за литр, бензина А-95 - на 1,23 грн до 28,22 грн, дизельного топлива - на 1,21 грн до 27,63 грн за литр.

Всего же по сравнению с концом января цены на бензин А-92 повысились на 2,3 грн, А-95 - на 2,28 грн, а дизтоплива - на 2,29 грн за литр.

Директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев приводит свои подсчеты роста цен на топливо - за последнюю неделю бензин А-95 подорожал на 1,5 грн, дизельное топливо - на 1 грн, а за февраль цены выросли, соответственно, на 3 грн и на 2,5 грн.

Бензин подорожал: мировые тренды дошли до Украины

По словам Геннадия Рябцева, основная причина роста цен в рознице - повышение оптовых цен на границе. "Украина покупает 70% топлива из-за рубежа, и если на границе рост цен превышает 10%, то это приводит к тому, что растут и цены внутри страны. И каждый процент роста на границе - это примерно 10 коп. роста на заправках через 2 недели. А 10% роста на границе - это уже гривня на АЗС", - пояснил он.

Причина же скачка цен на границе - повышение цен на нефть на мировом рынке. "Формируется спекулятивные панические настроения на финансовых рынках, а они тянут рынки сырьевые. На ожиданиях роста спроса на нефть котировки очень сильно выросли, превысили $60 за баррель, и такое формирование восходящего тренда котировок повлияло на цену реальной нефти. И после этого повысили цены компании, которые торгуют нефтепродуктами, и такая цепная реакция докатилась до Украины", - описал эксперт цепочку взаимосвязей.

В последние четыре месяца нефть подорожала: если еще в начале ноября 1 баррель марки Brent стоил $40, а WTI - $34, то сегодня уже $65,25 и $62,33 соответственно. Только за февраль цены выросли на обе марки на 16%.

Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн напомнил, что мировые цены на нефть с октября выросли с $37 до $67 за баррель, закупочные (оптовые) цены на топливо за этот период - на 4 грн за литр, а розничные - в среднем на 4,05-4,19 грн за литр.

"Приватовская" пружина

Кроме того, по словам Геннадия Рябцева, в повышение цен на топливо подлила масла и группа "Приват", контролируемая Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым, в которую входят заправки сетей «Авиас», ANP, «Укрнафта» и другие. Эксперт пояснил, что АЗС этих сетей - своеобразный якорь, который держит основные компании, торгующие топливом в нижнем ценовом сегменте. Они с осени прошлого года цены не меняли, а теперь повысили их сразу на 2 грн за литр, и все остальные АЗС, которые ни них ориентируются, сразу последовали их примеру. "И в итоге цены в рознице поднялись больше, чем ожидалось", - отметил Геннадий Рябцев.

Роль этой неформальной группы отметил и директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. По его словам, этот крупнейший игрок на рынке впервые с начала ноября поднял цены только 27 января, хотя цены на нефть к тому времени уже выросли в полтора раза. "Они три месяца держали цены неизменными - с октября по январь, и отчасти это привело к усиленному сжатию ценовой пружины и ее резкому распрямлению в феврале", - отметил он.

По словам Сергея Куюна, многое в ценах определил провальный январь: праздники, локдаун, сильные морозы. "Потребление - минимальное, а контракты требуют от трейдеров полного выкупа объемов у поставщиков, в итоге часть ресурса по старым ценам перешла на февраль", - сказал он. Также эксперт отметил сильный фактор «бодяжников»: на рынке огромный объем безналогового фальсификата, который позволяет вообще не замечать рыночных колебаний на легальное топливо. "Но к концу месяца запас прочности закончился у всех. И, как видим, еще не конец. Снег сошел, потребление оживает, реакция на мировые тенденции станет более оперативной", - сказал он.

Других факторов, которые могли бы повлиять на цену топлива в последний месяц, не было - гривня стабильна, а аграрные производители, которые активизировались перед началом весенне-полевых работ, на рынок не влияют. "Крупные аграрные компании самостоятельно закупают топливо у производителей, у них собственные поставщики и контракты с переработчиками нефти. А кто поменьше - покупают на заправках", - пояснил Геннадий Рябцев.

Тренд повышения цен выдохся или нет?

Для дальнейшего повышения цен на топливо уже нет экономических предпосылок, и этот тренд должен закончиться, считает Геннадий Рябцев. "Тот рост оптовой цены, который уже произошел, он уже выбран розницей, и если гривня вдруг не пойдет вниз, то в ближайшее время будет стабилизация цен на топливо. За исключением, может быть, сжиженного нефтяного газа - здесь, скорее всего, рост продолжится", - сказал он.

В то же время Сергей Куюн считает, что потенциал подорожания топлива еще не исчерпан: поскольку оптовые цены выросли значительно больше, чем розничные. "Закупочная цена на бензин выросла на 1,77 грн больше, чем розничная. Для дизеля потенциал составляет 1,57 грн/л. И это при условии стабильных цен на нефть", - сказал он.

Поэтому теперь автовладельцам можно успокоиться по поводу мировых котировок на нефть (если они, конечно, не рванут вверх) и начать переживать за стабильность национальной валюты, поскольку девальвация гривни на 0,5 грн по отношению к доллару дает потенциал роста цен на АЗС на 0,3 грн. Однако, если прислушаться к Сергею Куюну, розничные продажи ждет еще один отголосок всплеска мировых цен на нефть. Если же говорить о факторе курса нацвалюты, то здесь все оптимистичнее. Обесценивание гривни отражается на ценах на АЗС только спустя две недели. Да и согласно прогнозам финансовых аналитиков, пока что нет причин для сильного падения нацвалюты, скорее наоборот.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
38,9744
 0,1746
0,45
EUR
1
42,4470
 0,2018
0,48

Курс обміну валют на вчора, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,5222  0,15 0,38 39,0548  0,15 0,39
EUR 41,9667  0,18 0,43 42,7337  0,15 0,34

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,9500  0,15 0,39 38,9750  0,16 0,40
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес