Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Вспоминая э-декларирование: Чего не хватает налоговой амнистии Зеленского

13:52 01.03.2021 |

Економіка, Право

 Юрий Васильченко / Depo.ua

Президент Зеленский зарегистрировал два законопроекта о налоговой амнистии. Таким образом, власти планируют воплотить то, о чем уже давно говорили и вокруг чего постоянно возникали споры. Но это не сработает без наличия двух важных составляющих - доверия к государству и дальнейшего обязательного декларирования.

Первый законопроект - 5153 - называется "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышения налоговой культуры граждан путем введения добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет", второй законопроект, 5155, - "О внесении изменения в статью 16 Закона Украины "О валюте и валютных операциях" в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышения налоговой культуры граждан путем введения добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет".

Законопроекты предусматривают алгоритм одноразового декларирования активов в Украине или за границей, приобретенных за счет доходов, которые не были задекларированы за любой налоговый период по состоянию на 1 января 2021 года. Их текстов по состоянию на утро понедельника на сайте парламента еще не было, но кратко содержание законодательных инициатив президента в своем Телеграм-канале изложил Даниил Гетманцев, председатель Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

Субъектами декларирования будут физические лица - резиденты и нерезиденты, которые на момент приобретения активов/доходов были резидентами. Не будут подавать декларацию малолетние/несовершеннолетние или недееспособные лица; лица, которые за любой год, начиная с 01.01.2005 г., подавали или должны подавать декларации в соответствии с антикоррупционным законодательством (кроме тех, которые подавали в связи с прохождением соответствующих конкурсов/процедур, но не были назначены или избраны на соответствующие должности). Декларация будет электронной персональной или обезличенной (подается через нотариуса, декларант персонифицируется через специальный код).

Декларированию подлежат любые активы, в том числе движимое/недвижимое имущество, ценные бумаги, корпоративные права, по которым субъект декларирования является владельцем или от которых вправе получать доход. Объектом декларирования не могут быть активы, полученные в результате уголовных правонарушений, за исключением тех, которые были получены от уклонения от уплаты налогов/сборов или нарушений валютного законодательства; активы лиц, в отношении которых открыто судебное производство по статьям 209 (легализация доходов, полученных преступным путем), 258-5 (финансирование терроризма) и 306, ч. 1-2 368-4, 369 и 369-2 УК; наличные средства. Срок подачи специальной декларации - с 01.07.2021 по 01.07.2022 включительно. То есть в течение целого года.

База налогообложения для активов: для валютных ценностей и прав денежного требования - денежная или номинальная стоимость, которая должна быть документально подтверждена, для других активов - расходы на приобретение, оценочная стоимость, биржевая стоимость или самостоятельно определенная для движимого имущества, находящегося (зарегистрированного) в Украине, за исключением транспортных средств и драгоценных металлов.

Документы о стоимости активов: валюта и право денежного требования - подаются, другие активы, которые находятся (зарегистрированы) в Украине, - по желанию декларанта. Также подаются другие активы, которые находятся (зарегистрированы) за рубежом.

Самое интересное - ставки: 5% для валютных ценностей, размещенных на счетах в банках Украины, и другие активы, находящиеся (зарегистрированные) в Украине, 9% - валюта, на банковских счетах и другие активы, которые находятся за границей, право денежного требования к нерезидентам, 2,5% - по ОВГЗ, приобретенных в период с 01.01.2021 по 20.06.2022. до подачи декларации. Подлежит уплате специальный сбор за однократное декларирование.

Активы, подлежащие освобождению, без подачи специальной декларации: недвижимое имущество в Украине в соответствии с государственными реестрами в виде квартиры до 120 кв. м или имущественных прав на такую квартиру; жилого дома до 240 кв. м или его незавершенного строительства, при условии права собственности на земельный участок; нежилой недвижимости (в том числе незавершенной) некоммерческого назначения до 60 кв. м; земельных участков в пределах нормативов бесплатной приватизации. Также к таким активам относятся одно транспортное средство, которое есть в реестре (кроме ТС, предназначенного для перевозки 10 человек и более или объем двигателя ТС не менее 3 000 куб. см или средняя рыночная стоимость 375 МЗП, мотоцикл - 800 куб. см, самолета, вертолета, яхты, катера), другие активы - суммарной стоимостью не более 400 тыс. грн.

Почему нам не подходит чужой опыт амнистии капиталов

Разные страны в разное время проводили амнистию капиталов, однако в большинстве случаев она или выливалась в популизм, или проваливалась вследствие нежелания граждан декларировать доходы. Захотели это делать преимущественно из-за низкого уровня доверия к власти, государству и его институтам. Эксперты называют лишь несколько удачных примеров налоговой амнистии, самый удачный пока - в Аргентине, где предварительно проводилось несколько неудачных амнистий, удачной вышла лишь последняя, 2016-2017 годов. Именно аргентинский опыт планируют использовать у нас.

В Аргентине, пережившей несколько дефолтов, за период действия программы "стандартизации налогов" и "репатриации капиталов" граждане задекларировали почти $117 млрд, бюджет получил $9,5 млрд. Успех амнистии стал возможным благодаря прямой зависимости суммы налога от размера ранее незадекларированных активов (10%, если декларация была подана до 31 декабря 2016-го; 15%, если декларанты не спешили открывать свои доходы) и возможности участникам программы приобрести суверенные облигации: трехлетние на сумму $3 млрд, семилетние на сумму $5 млрд. Трехлетние бонды имели нулевую доходность, семилетние - 1%.

Сделаем маленькую, но важную ремарку, которая свидетельствует о том, что одна только амнистия капиталов без крепких государственных институтов и стабильной политической ситуации может быть случайным успехом. Период налоговой амнистии в Аргентине связан с правлением Маурисио Макри, бизнесмена, президента знаменитого футбольного клуба "Бока Хуниорс", мэра Буэнос-Айреса, который пришел к власти на лозунгах либерализации экономики и борьбы с коррупцией. Многим они понравились, поскольку граждане устали от левого популизма, в результате которого страну много лет бросало из огня да в полымя. Макри обещал направить полученные средства на выплату пенсий, что добавило поддержки его инициативе. Впрочем, стоит напомнить, что сам Макри попал в офшорный скандал, известный как "Панамагейт". А в итоге, несмотря на определенные успехи в должности, он проиграл выборы в том же году, когда Зеленский в Украине их выиграл. И проиграл в первом туре Альберто Фернандесу, деятелю, которого поддержало семейство очень влиятельных политиков - Киршнеров. Выборы 2019 года проходили на фоне рецессии и высокой инфляции, на чем снова удачно сыграли левые популисты. Поэтому когда в Украине преподносят опыт Аргентины в проведении налоговой амнистии, нужно говорить всю правду, а не только то, что выгодно.

А правда заключается в том, что почти всегда на такой шаг власть шла не от хорошего состояния экономики. Наоборот, в возвращении капиталов она видела возможность подлатать дырявую экономику. Поэтому в некоторых странах амнистия капитала стала национальным видом спорта. В упомянутой Аргентине такая амнистия проводилась пять раз, в Италии - где-то с десяток. Поэтому критики намерений власти провести добровольное декларирование отмечают: оно должно стать разовым и исключительным явлением, это мероприятие нужно проводить не для затыкания дыр в бюджете. К тому же сейчас выбрано не лучшее время: во-первых, об амнистии "слуги" говорят уже давно и начинать ее нужно было на волне народной любви, а не тогда, когда рейтинг власти идет вниз, что не способствует доверию населения к государству; во-вторых, не будет способствовать успеху и экономическая ситуация в стране, ухудшившаяся вследствие карантинных мер.

Намерения провести декларирование активов напоминают историю об электронном декларировании чиновников. Очень много украинцев, которые ознакомились с задекларированным имуществом и средствами чиновничества, были шокированы: мол, вот они, настоящие барыги. Нечто похожее может быть и сейчас. Поэтому если делать декларирование, то обязательно для всех. Иначе у нас будет амнистия за амнистией.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес