Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Апробация двухпалатного парламента: Зачем «слугам» Конгресс для местной власти

23:41 26.02.2021 |

Політика

 Ігор Петренко / Depo.ua

Банковая озвучила очередную порцию идей, касающихся отношений центра с регионами. Не исключено, что предназначены они для подготовки почвы к референдуму "по народной инициативе".

На заседании Совета развития общин и территорий президент Владимир Зеленский отметил, что в этом году Киев планирует завершить реформу децентрализации. Для этого власть планирует решить несколько задач.

При этом Зеленский анонсировал новую порцию изменений в Конституцию Украины - в контексте реформы отношений между центром и местными властями. Речь идет о ликвидации местных администраций и создании в регионах института префектов. Последние "будут контролировать соблюдение Конституции и законов Украины на каждой территории и станут залогом унитарного устройства нашего государства", - отметил президент.

Вторая задача, о которой говорил гарант, покаместь выглядить очень расплывчато: это разработка и принятие законов, которые учтут специфику самоуправления в городских общинах, дадут городам возможности для развития и сделают их конкурентоспособными.

"Должен быть принят закон о местных референдумах. "Мы должны выйти на окончательную формулу правления на местном уровне: "общины - решают, люди - влияют; государство - контролирует", - заявил Зеленский.

Инициативой Совета развития общин и территорий стало анонсированное создание Конгресса местных и региональных властей. Рассмотрим эти предложения подробно.

Наша песня хороша

"Децентрализационные" изменения в Конституцию - старая пластинка не только для нынешней власти. Институт префектов планировал ввести еще президент Порошенко, и даже в июле-2015 внес в парламент соответствующий законопроект. Но наткнулся на сопротивление тогдашней оппозиции, обвинившей президента в попытке узурпации власти и фиксации в проекте "особого статуса" Донбасса. Рада поддержала направление проекта в Конституционный суд, который дал положительные заключения. 31 августа 2015 года документ внесли на голосование. Однако в тот день под стенами парламента бушевал митинг против "особого статуса", во время которого погибли четверо нацгвардейцев, а 141 человек был госпитализирован. Больше к законопроекту о децентрализации уже не возвращались.

О необходимости таких новаций говорили и в ЗЕкоманде еще со времени выборов-2019. В декабре 2019 года Зеленский без предварительного публичного обсуждения подал в парламент законопроект №2598 относительно децентрализации власти. Напомним его основные положения:

- введение института префектов, которых назначает и увольняет президент по представлению Кабмина. Префектов собирались наделить правом останавливать решения местной власти с одновременным обращением в суд, следить за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления;

- разделение Украины на общины (первичная единица в системе административно-территориального устройства, одновременно первичный субъект местного самоуправления и юридическое лицо), округа, области и АР Крым - с ликвидацией районов (которые в результате были сохранены, в октябре 2020 года состоялись выборы в т.ч. в районные советы, которые законсервировали этот уровень власти с непонятными полномочиями и бюджетами)

- установление порядка образования и ликвидации административно-территориальных единиц;

- закрепление в Конституции права общин на непосредственное осуществление местного самоуправления путем выборов, местных референдумов, местных инициатив;

- образование представительных и исполнительных органов местного самоуправления: окружных и областных советов и их исполкомов, которые представляют и реализуют совместные интересы общин округа, области; избрание председателей окружных и областных советов на основе ротации на один год;

- определение и закрепление материальной и финансовой основы местного самоуправления: земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты в коммунальной собственности общины; объекты совместной собственности общин, которые находятся в управлении окружных, областных советов; местные налоги и сборы и другие доходы местных бюджетов.

Эта инициатива, одновременно с позитивными моментами, содержала ряд недостатков, на которые указывали не только политические оппоненты, но и представители западных дипломатических представительств в Украине.

 

В свою очередь, во фракции "Европейская солидарность" отмечали, что проект уничтожает самоуправления в стране и лишает Киев нынешнего специального статуса. Были претензии и к праву президента назначать государственных уполномоченных (префектов), роль и полномочия которых непонятны.

Получив порцию критики, через месяц после внесения, в январе 2020-го, Зеленский отозвал свой проект изменений в Основной Закон для доработки. Не последней причиной отзыва стало прогнозируемое отсутствие в Раде достаточного количества голосов за эту инициативу. С тех пор и доныне новостей о президентской инициативе не поступало.

Фактически нынешнее выступление президента в основных тезисах повторяет его предыдущие наработки. Интересно, кому он поставил задачу написать качественный проект конституционного закрепления децентрализационных изменений - сам себе или творческому аппарату своего офиса? Ведь до сих пор президентскому офису не хватило 13 месяцев на то, чтобы разработать новый или привести в порядок предыдущий законопроект. Будем надеяться, что слова Зеленского - не пиар, и теперь эта работа ускорится, в результате чего страна получит наконец-то стройную, логичную и эффективную систему власти от центра к обществу.

На этом пути, правда, ожидаются препятствия. Не факт, что окрепшие местные элиты просто воспримут идею появления "президентского глаза" - префекта на территории, которую они считают своей вотчиной. Потому что сегодня в Киеве сидит слабый Зеленский, а завтра в его кресле может оказаться кто-то более мощный и системный, и начнет перетягивание властного каната с городами и территориями... Поэтому, если монобольшинство найдет 226 голосов и направит документ в Конституционный суд, не факт, что КСУ в его нынешнем состоянии полупаралича быстро возьмет под козырек. А если это и произойдет, то точно возникнут проблемы с окончательным принятием закона, когда нужны будут уже 300 голосов депутатов.

Полезная идея с опасными последствиями

Важным для развития демократии в Украине большинство экспертов называют принятие закона о местном референдуме. При условии, что разработчики предусмотрят в нем предохранители против использования этого механизма для раскола и дезинтеграции страны. А сомневаться в желании пророссийских сил такие "клинья" между регионами вбить и максимально углубить трещины на теле государства не приходится. Есть сомнения в другом - в понимании нынешней властью серьезности этих угроз и способности это осознание отразить в тексте будущего законопроекта о местном референдуме.

О внесении соответствующей инициативы не раз говорили ведущие "слуги". Но покаместь дошло только до принятия в парламенте 26 января э.г. президентского закона о всеукраинском референдуме.

Неизвестно, слышат ли на Банковой предостережения экспертов о возможности использования мощного инструмента для продвижения популистских или контраверсионных вопросов. Тем, кто хочет расшатать ситуацию в стране, даже не обязательно беспокоиться о результате волеизъявления: уже сам процесс подготовки и организации референдума противники государственности смогут использовать для раздражения людей через актуализацию тех или иных вопросов. Это может быть запрет продажи земли, региональные языки и язык обучения в тех или иных регионах, консервация коммунистических идолов... Да все, что угодно, вплоть до возбуждения территориальных вопросов в "благоприятный" момент.

Такие прецеденты есть в нашей новейшей истории. Напомним, оккупацию части территории Украины российский агрессор пытался "закрепить" именно через референдумы в Крыму и "Л-ДНР". Закон "О всеукраинском и местных референдумах" действовал у нас с 1991 по 2009 год, согласно его нормам провели два всеукраинских (декабрь 1991 и апрель 2000) и более 200 местных референдумов в разных регионах страны. Большинство касалось изменений административно-территориального устройства (31,8%), названий населенных пунктов (25,7%) и оргвопросов (20,4%).

Могут возразить, что местные референдумы проводятся во многих странах мира. Да, но реально работают они там, где механизмы демократии не имитируются, как в постсоветских государствах, а используются в интересах граждан. И где сами жители осознают вес своего голоса и не "ведутся" на проповеди популистов или врагов своих государств. Одним словом, голосуют не сердцем или другими органами, а головой.

Впрочем, при условии учета упомянутых предостережений все же стоит ликвидировать правовой вакуум и разрешить жителям общин реализовать их право принимать решения по вопросам местного значения. Сейчас действуют только нормы Конституции, устанавливающие возможность проведения всеукраинских и местных референдумов, предусмотрен местный референдум и ст.7 Закона о местном самоуправлении. Но отсутствуют механизмы реализации этого права граждан. Вопрос лишь в том, в какой форме и когда у власти дойдут руки до выполнения этого распоряжения президента.

Больше советов - меньше прав у регионов?

Едва ли не самую большую интригу улавливают обозреватели в неожиданно объявленном Зеленским создании Конгресса местных и региональных властей при президенте. Глава государства назвал его "площадкой для диалога и решений". Озвучена первая задача новой структуры: разработка Муниципального кодекса Украины.

Больше света на прикладные аспекты деятельности Конгресса пролил глава президентской администрации Андрей Ермак. По его словам, Конгресс создается по образцу Конгресса Совета Европы и будет состоять из двух палат: Палаты местных властей и Палаты регионов. Они будут делегировать по три представителя в президиум Конгресса, который будет представлен высшими должностными лицами государства и будет заседать ежемесячно. У Конгресса будет свой постоянный офис.

Чем поможет стране новая бюрократическая структура? Напомним, попытки собрать местные элиты в одном зале - распространенная практика украинских президентов. Совет регионов был создан еще во времена Леонида Кучмы его указом от 20.09.1994 г. Периодически собирался, что-то обсуждал, чиновники о чем-то отчитывались...

В апреле 2010 года, сразу после избрания главой государства, консультативно-совещательный орган с таким же названием реанимировал Виктор Янукович. Его задачами были определены почти идентичные к сказанным Зеленским вещам: улучшение инвестиционной привлекательности регионов и административно-территориальная реформа. О соответствующих наработках Совета регионов общество так и не услышало, зато у президента была возможность под аплодисменты регулярно выступать в переполненных местными чиновниками залах.

Пятым главой государства Петром Порошенко в апреле 2015 года года был учрежден Совет регионального развития для содействия взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления. Указом его преемника Зеленского его переименовали в Совет развития общин и территорий, который благополучно действует и по сей день и на котором вчера и прозвучали цитируемые заявления. Вспомним также, 30 сентября 2020 года Владимир Зеленский подписал указ о создании еще одной институции - Совета социального развития регионов (его возглавляет не президент, а заместитель руководителя его офиса).

За полтора года каденции шестого гаранта упомянутые органы заседали считанные разы: все ограничивалось известной риторикой о содействии развитию территорий, инвестициях и админреформе. Практической пользы местным властям от этих собраний было мало - разве что у них была площадка, где можно выступить перед президентом и его чиновниками. И тут вдруг - Конгресс местных и региональных властей. Некоторые эксперты увидели в этой инициативе попытку Банковой попытаться исправить дисбалансы в своих отношениях с региональными элитами.

Интересно также отметить, что структура Конгресса похожа на прототип двухпалатного парламента. Не станем ли мы свидетелями своеобразной апробации идеи введения в Украине двухпалатного парламента, за которую еще в 2000 году на кучмовском референдуме радостно - 82,9% - проголосовали украинцы?

Впрочем, не стоит забывать, что в деятельности нынешних лиц, олицетворяющих в государстве понятие "центр", пиарная составляющая часто превалирует над всеми другими аргументами и мотивами. Поэтому может оказаться, что и очередная ответственная за работу с регионами структура, которая покаместь кажется пятым колесом в телеге, будет расти именно на почве популизма и импульсивных решений руководства государства. И все же подождем первых заседаний Конгресса...

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на 19.07.24, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на 19.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес