Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

В Украине предложили возродить коммунальную инспекцию

 Дмитрий Кругликов / UBR.ua

Наказывать новая инспекция будет не только коммунальные предприятия, но и жильцов.

Депутаты отреагировали на ухудшение инфраструктуры жилого фонда и качества жилищно-коммунальных услуг и предложили возобновить ныне утраченный госнадзор за сферой. Для этих целей законопроектом №4403 предлагается воссоздать ликвидированную в 2011 году Государственную жилищно-коммунальную инспекцию (ГЖКИ).

Новый-старый центральный орган исполнительной власти (ЦОИВ) будет проверять обоснованность тарифов на услуги ЖКХ, сейчас фактически бесконтрольно устанавливаемые местными самоуправлениями, а также штрафовать нарушителей: как поставщиков, так и потребителей услуг.

В компетенцию госоргана войдет и проверка жилищно-коммунального сервиса, в частности, качества воды, технического состояния теплосетей, объектов благоустройства, вывоза мусора, а также ряд других сфер.

По расчетам разработчиков, ГЖКИ потребует бюджетного финансирования в размере 43,3 млн грн в год, из которых большая часть - 36,8 млн грн, - предусмотрена на зарплаты сотрудников, в том числе по 52 тысячи гривен в месяц для трех руководителей госструктуры. Всего в ведомстве будут работать 170 человек.

UBR.ua расспросил экспертов, насколько актуальны отмеченные депутатами проблемы в ЖКХ, действительно ли стоит вернуть управление сферой государству, и при каких обстоятельствах содержание инспекторов себя не окупит.

НКРЭКУ не справляется

После 2011 года функция ликвидированной ГЖКИ была возложена на Государственную архитектурно-строительной инспекцию (ГАСИ), но, как отмечается в пояснительной записке к проекту закона, изначально она была ей не присуща.

Впоследствии ГАСИ ее потеряла и, как итог, сегодня органы местного самоуправления (ОМС) через созданные ими коммунальные предприятия устанавливают тарифы на ЖКХ-услуги, обеспечивают качество их предоставления и сами же осуществляют надзор за этим качеством - по сути, отмечают депутаты, контролируют сами себя.

"На сегодня в Украине отсутствует какие-либо ЦОИВ, которые контролируют как качество оказываемых услуг, так и потребителя, нарушающего закон. Поставщикам услуг могут не подавать тепло в десятки домов и при этом рычаги влияния на них - отсутствуют", - согласился с мнением депутатов о бесконтрольности в секторе советник заместителя городского главы КГГА и представитель Союза потребителей жилищных услуг Украины Олег Попенко.

Если говорить о ценообразовании, то к части коммунальных тарифов ОМС не имеет отношения: электроэнергия для населения сейчас предоставляется по льготным ценам в рамках спецобязательств (ПСО), которые будут отменены с 1 января 2021 года. ПСО на поставку газа были отменены ранее, 1 августа, и сейчас цена услуги регулируется рынком.

При этом, как напоминает эксперт в сфере энергетики Мария Яковлева, тарифы на большую часть коммунальных услуг устанавливает Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Среди них и цены на транспортировку газа, подачу воды и водоотведение, канализацию и теплоснабжение. Однако, по мнению опрошенных UBR.ua экспертов, с задачей контроля обоснованности ценообразования в комиссии не справляются.

"НКРЭКУ показал свою пассивность в этом вопросе. Если посмотреть на тарифы на тепло, то мы видим разницу от 1300 до 2300 за гКа, а по воде тарифы отличаются еще больше: например, стоимость водоснабжения в Запорожской области составляет 18 грн, а в Черниговской - 62 грн. Разница более чем в 300%", - приводит данные в доказательство необходимости обеспечить госконтроль над ценообразованием Олег Попенко.

Каждый четвертый дом нуждается в ремонте

Проблемным вопросом остается и содержание домов: согласно закону Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" именно на совладельцев дома возложена обязанность содержать общую собственность, в том числе несущие, ограждающие и несущее-ограждающие конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и другое оборудование внутри многоэтажки или за ее пределами.

Принимать какие-либо решения о приведении общей собственности в порядок имеют право только жильцы. Несмотря на то, что ОМС все еще должны финансировать ремонтные работы, на сегодняшний день более 80% жилого фонда является устаревшим, а каждый четвертый многоквартирный дом нуждается в модернизации, привели данные Минрегиона депутаты.

Кого будут контролировать

Для проверки качества ЖКХ-услуг и состояния инфраструктуры домов инспекторы получат право проводить плановые и внеплановые проверки, на основании которых будут выписывать штрафы в случае нарушений: любой субъект в сфере ЖКХ, вне зависимости от формы собственности, должны предоставить беспрепятственный доступ инспекторам к объектам хозяйствования.

Руководитель Ассоциации профессиональных управителей недвижимостью Украины Андрей Никончук выразил мнение, что жилищно-коммунальная инспекция необходима только для контроля коммунальных предприятий-монополистов: водоканалов, теплоэнерго, мусорщиков, всех субъектов предоставления коммунальной услуги, от деятельности которых зависит безопасность пользователей.

"Деятельность коммунальных предприятий связана не только с ценами, но и с безопасностью: ведь газ может взрываться, а вода - быть отравленной. При этом альтернативы коммунальщикам практически не бывает: на весь город может быть одна котельная" - отметил Никончук, добавив, что совершенно иная ситуация с управлением домом. Управителей, согласно реформе ЖКХ, уже в скором времени должны будут выбрать все собственники домов, либо объединиться в ОСМД.

"Цена на жилищную услугу не может контролироваться ни в коем случае - она на 100% договорная. Речь именно про управление домом, а не про содержание домов и придомовых территорий. В первом случае - это услуга, по которой жильцы сами выбирают управителя на общем собрании и платят ему зарплату: управителей, в отличие от коммунальных предприятий, есть из кого выбирать. И им нет дела до государства и его контролирующих органов", - считает Андрей Никончук.

34 тыс. грн за нарушение

Наказывать госорган будет не только коммунальные предприятия, но и нарушителей среди жильцов - тех, кто уклоняется от заключения договора по обращению с бытовыми отходами, нарушает порядок подсоединения/отсоединения от тепла и воды и т.д. Поданным в ВР в паре с проектом о создании ГКЖИ документом № 4403 депутаты предлагают повысить и уровень штрафов за данные нарушения.

Так, за пренебрежение порядком и правилам подключения/отключения к/от объектов и систем централизованного питьевого водоснабжения и отвода, систем централизованного отопления (теплоснабжения) и снабжению горячей воды жильцам будет грозить штраф от 17 до 34 тыс. грн (1-2 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан). Собеседники UBR.ua полностью поддержали как повышение штрафов, так и сам госконтроль.

"Сейчас практически любой может в своей квартире переделать систему отопления и оставить полдома без тепла, при этом оставшись безнаказанным", - отметил Попенко.

Поддержал его высказывание и Андрей Никончук. "Я всецело за наказания для потребителей. Ведь речь не про добросовестных жильцов, а про тех, кто ворует, кто отапливает балконы за счет теплосетей или соседей. Вмешательство в систему дома без разрешения - это преступление против всех соседей, это нарушение безопасности и воровство. Я бы эти штрафы еще в 10 раз увеличил", - предложил глава Ассоциации профессиональных управителей недвижимостью Никончук.

Коррупционные риски

Ряд собеседников UBR.ua выразили мнение, что в части установления обоснованных тарифов на ЖКХ деятельность новой инспекции вряд ли будет успешной. Энергоэксперт Мария Яковлева указала, что предыдущая ГЖКИ показала свою неэффективность именно в части контроля за тарифообразованием.

"Не вижу смысла ее сегодня создавать для контроля тарифов: это просто будет госорган для поставок инфоповодов для ток-шоу", - полагает Мария Яковлева. С другой стороны, заметила член Ассоциации правоведов Украины (АПУ), адвокат юридической компании Riyako&Partners Катерина Анищенко, поданные законопроекты не имеют механизма влияния на решения ОМС об установлении тарифов. Он отмечает, что проектом не предполагается и действенного инструмента для обеспечения качества услуг ЖКХ.

По ее мнению, указанные законопроекты имеют целью улучшить качество услуг, однако ни одного механизма, кроме "кнута" и "принуждения", которые направлены на принудительное побуждение потребителей к исполнению предписаний закона, указанные законопроекты не содержат.

"Беззубой и недееспособной" назвал предыдущую ГКЖИ и Андрей Никончук, также заметив, что она была лишь бессмысленным карательным органом. Смысл в жилкоммунинспекции будет только в том случае, если она начнет заниматься анализом проблем в сфере, а также исправлять ее прогалины.

"Главное ведь не наказать, а сделать услуги качественнее", - обратил внимание Никончук.

К тому же, говорит эксперт, очень легко сделать инспекцию коррупционной. "Водоканалы и мусорщики работают в условиях, когда только слепой может не увидеть их нарушения. Их всех можно "доить" - если ГЖКИ будет создана только для этого, то в ней нет смысла. Она будет эффективной, только если эту инспекцию будут слушать, она будет выявлять системные недочеты и предлагать пути их устранения на законодательном уровне", - подытожил Никончук.

Отметим, что помимо контрольной функции одной из задач госоргана депутаты также видят формирование и реализацию политики в сфере ЖКХ, совершенствование действующего законодательства.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес